К началу наступления немцев на участках правее и левее дивизия обороняла рубеж: Кантелина, Яструбеница, Франтивка, Подвысокое, Корытна, (иск.) Шабастивка общей протяженностью 22 км. В силу этого дивизия имела в резерве всего один батальон 1142-й стрелкового полка, учебную роту, 261-й истребительно-противотанковый дивизион и три орудия 911-го артиллерийского полка.
Противник, стремясь уничтожить группу соединений 21-го и 50-го стрелковых корпусов, обороняющихся на рубеже Ильинцы, Цыбулив, начал одновременное наступление крупными силами пехоты и танков юго-восточнее Липовец и южнее Цыбулив.
После двухдневных ожесточенных боев с переменным успехом противнику силами 6-й и 16-й танковых дивизий удалось к исходу 26.01.1944 г, потеснив части 240-й сд, овладеть южной частью Княже-Криница и восточной частью Ивахны.
В полосе соседа справа противник после тяжелых боев так же имел некоторый успех в продвижении. Перед фронтом дивизии противник активности не проявлял, ограничиваясь методическими артиллерийско-минометными налетами по различным районам обороны.
Части дивизии продолжали усовершенствовать занимаемый рубеж.
С утра 27.01.1944 противник возобновил наступление из Ивахны на запад в направлении пос. Буденицы, в результате чего противнику удалось овладеть пос. Буденицы и пос. Шевченко и развивать наступление на запад.
В связи с угрозой выхода танков противника в тыл левофланговому полку командир дивизии сосредоточил в район северо-западных и западных подходов к Балабанивка резервную артиллерию, кроме того был снят один дивизион 911 ап с переднего края и переброшен на северную окраину Балабанивка. Учрота была выведена из резерва и оседлала дорогу Балабанивка - Ивахны. Резервный батальон с южной окраины Балабанивка был переведен для обороны северо-восточной окраины Балабанивка.
Приказом командира дивизии части были приведены в полную боевую готовность к отражению дневных и ночных атак танков противника с учетом возможных тыловых атак, были заминированы все подступы к Балабанивка с востока и северо-востока.
В это же время противник вновь атаковал противотанковые заслоны соседа слева и, прорвав их линию обороны, устремился частью сил на Сабаривка и основными силами вдоль шоссе на и.Оратов, обходя с севера м.Балабанивка.
240-й стрелковая дивизия, отходя на Франтивка в полосу 340-й стрелковой дивизии, фактически уже не оказывала никакого огневого воздействия на атакующего противника.
Резервная 5-я батарея дивизионной артиллерии, занимая огневые позиции у северо-восточной окраины м.Балабанивка встретила танки противника беглым огнем, но неожиданной фланговой атакой справа была смята.
Неся потери, танки и мотопехота противника, пройдя по шоссе на запад, атаковали совхоз Балабанивский, для прикрытия свх.Балабанивский и северной окраины Балабанивка была спешно переброшена одна батарея 261-го отдельного противотанкового дивизиона, быстро развернувшись, батарея подожгла три танка противника, саперы с минами, переброшенные на машинах этой же батареи, быстро заминировали северные подступы к м.Балабанивка и дорогу Сабаривка - Оратов. На минах подорвалось два танка противника. Не имея успеха в атаке Балабанивка, танки и мотопехота противника устремились на северо-запад по дороге на м.Оратов, при этом на наших минах было подорвано еще два танка пртивника.
Один дивизион 911-го ап, перебрасываемый из Яструбинцы в район севернее х.Липовец с задачей не допустить продвижения танков на северо-запад, из-за большого расстояния переброски выйти в указанный район не успел, поэтому колонне противника в 30 танков и 40 автомашин удалось прорваться в направлении м. Оратов.
Дивизия оказалась в полукольце и отрезанной от своих тылов и штаба корпуса.
С наступлением темноты атаки противника прекратились.
Левая группа танков противника, сломив в затяжном бою сопротивление подразделений полка 4-й воздушно-десантной дивизии, ворвалась в Гоноратка. Части дивизии продолжали оставаться на занимаемых участках.
В 20-00 27.01.1944 г по радио получено приказание командира корпуса, в соответствии с которым 240-я сд должна была оставить свой рубеж и в ночь на 28.01.1944 г выйти в район леса западнее Балабанивка, наша - 340-я - дивизия должна была сократить фронт, оставив район Подвысокое и Корытна и прочно удерживать рубеж Кантелина, Яструбинцы, Франтивка, южные и северо-восточные окраины м.Балабанивка. Командный пункт дивизии по приказу командира корпуса был переведен в пос. Буденивка.
После захвата противником Гоноратка создалась угроза овладения противником леса западнее м.Балабанивка. Это затруднило бы положение нашей дивизии и не дало бы возможности 240-й сд сосредоточиться в лесу. Командир дивизии решил: 1144-му стрелковому полку оставить свой участок и занять оборону южной и северо-восточной окраин м.Балабанивка; 1-й батальон 1140-го стрелкового полка вывести из Подвысокое и занять оборону северной опушки леса западнее Балабанивка; резервным батальоном занять оборону западной и юго-западной опушки этого же леса. Остальные части оставались на соих местах. К 24-00 27.01.1944 г эта перегруппировка была закончена. К утру 28.01.1944 г 240-я сд вышла в лес.
С утра 28.01.1944 г противник, смяв боевые порядки соседей справа (21-й стрелковый корпус), продолжил атаки крупными силами танков и пехоты, стремясь завершить полное окружение и уничтожение частей, расположенных в районе Кантелина, Франтивка, м.Балабанивка и лес западнее её.
На рассвете 28.01.1944 г 20-ю танками с северо-востока и 16-ю танками из рощи юго-западнее пос. Шевченко были атакованы боевые порядки 1144-го стрелкового полка, обороняющего Балабанивка.
1144-й стрелковый полк стойко удержал свои позиции, оказав должный отпор наступающему противнику. Артиллеристы и бронебойщики полка в упор расстреливали вражеские танки и бронемашины, отсекли пехоту от танков и, нанеся ей большие потери, заставили её в беспорядке откатиться.
28.01.1943 г противник овладел станцией Оратов, замкнув тем самым кольцо полного окружения нескольких дивизий 21-го и 50-го стрелковых корпусов. Одновременно крупными силами танков противник занял Ступки, прорвал оборону соседа справа (135-й сд), овладел Жаданы и начал развивать наступление на север. Этим создалась угроза открытия обеих флангов дивизии.
Соединения 21-го стрелкового корпуса продолжали отходить на восток с артиллерией и обозами, вливаясь в полосу дивизии. Основная масса их шла в лес. Штаб 21-го стрелкового корпуса, не имея связи со своими дивизиями, вышел в район леса западнее Балабанивка.
На рассвете этого же дня на Франтивка, Балабанивка, х. Липицина обрушились одновременные ожесточенные атаки танков, броневиков и мотопехоты противника.
После четырёх сильных попыток атаки противник не продвинулся ни на одном из участков, потеряв много танков от огня артиллерии и на минных полях. Повторившиеся вслед за этим атаки противника были вновь с успехом отбиты. К этому времени все пути сообщения между подразделениями и частями и их ближними тылами уже усиленно контролировались огнем противника.
Несмотря на все трудности полки держались на рубежах с исключительным упорством. Неоднократно врывавшийся на южную окраину Франтивка противник всякий раз выбивался оттуда с большими для него потерями.
Утром этого же дня 45 танков, в том числе 21 "Тигр" начали наступление на Кантелина. Огнем артиллерии и минометов 1142-го стрелкового полка пехота противника была рассеяна и вынуждена отойти. Танки, прорвавшиеся на север, овладели северной окраиной Кантелина. Батальоны полка, заняв круговую оборону, продолжали оборонять свои районы.
Части 240-й стрелковой дивизии, выйдя к этому времени в район пос.Буденивка, готовились к контрудару в северном направлении.
Противник, сконцентрировав в Гоноратка, Оратов, Ступки, лес южнее Оратовка, Подвысокое, Кантелина большое количество огневых средств, начал методическую артиллерийскую обработку всего окруженного участка. (ЦАМО, ф. 340-й сд, оп. 1 д. 3)
1142-й стрелковый полк, оборонявший Кантелину, был усилен 21-м отдельным огнеметным батальоном. Вот как бои за Кантелину описаны в книге Д. М. Дмитриева и В.Е. Якубова "Боевой опыт химических войск и химической службы в Великой Отечественной войне", Москва 1969 г:
При проведении Корсунь-Шевченковской операции войсками 1-го Украинского фронта 21-й отдельный огнеметный батальон под командованием майора Д. В. Медичева (до 18 января 1944 г.) и капитана А. С. Мишенкова (с 18 января 1944 г.) имел задачу усилить части, обеспечивавшие фланг ударной группировки 40-й армии.
В ночь на 14 января 1944 г. огнеметный батальон прибыл в село Кантелина в распоряжение командира 340-й стрелковой дивизии 50-го стрелкового корпуса, который приказал батальону во взаимодействии со стрелковыми подразделениями 1142-го стрелкового полка не допустить прорыва пехоты и танков противника со стороны Жаданы в направлении Кантелина, Яструбинцы.
2-я огнеметная рота под командованием лейтенанта С. П. Осыченко заняла огнеметные позиции на зап. окраине Кантелина, перекрывая дорогу Кантелина —Жаданы; установив 81 огнемет, 3-я огнеметная рота под командованием старшего лейтенанта А. И. Калмыкова 68 огнеметами перекрыла дороги Кантелина — Купчицы и Кантелина — Кашланы. 1-я огнеметная рота под командованием старшего лейтенанта Н. Т. Горчакова
заняла огневые позиции в районе Фронтивка в 9 км от Кантелина, а с 17 января была переведена на позиции по южной и юго-зап. окраине Яструбинцы.
До 27 января огнеметчики совершенствовали позиции, дополнительно устанавливая фугасные огнеметы на другие возможные направления атак противника. Инженерные подразделения создали минное поле перед огневыми позициями 2-й огнеметной роты. В связи с переходом противника к ночным боевым действиям впереди огнеметных позиций на расстоянии 100—150 м были установлены сигнально-наблюдательные посты с подготовленными к зажиганию кострами для освещения местности при внезапных атаках противника.
Пытаясь сорвать наступление армии, противник нанес контрудар и 27 января овладел рядом населенных пунктов в стыке между нашими армиями, а село Кантелина оказалось в окружении.
В связи с угрозой атаки с тыла командир батальона капитан А. С. Мишенков произвел частичную перегруппировку подразделения и, заняв круговую оборону, перекрыл огнеметами все подступы к селу. Всего на огнеметных позициях у Кантелина и Яструбинцы было установлено 332 фугасных огнемета.
С утра 28 января противник превосходящими силами продолжил активные действия, потеснил стрелковые части и вышел на подступы к Кантелина. Попытка гитлеровцев атаковать село с ходу была отражена стрелковым оружием, несколько машин подорвались на минном поле перед позицией 2-й огнеметной роты.
В 13 ч 15 мин гитлеровцы возобновили атаки. Со стороны Жаданы гитлеровцы атаковали 2-ю огнеметную роту 9 танками и пехотой на бронетранспортере. Обойдя минное поле, противник вышел на огнеметные позиции 2-й огнеметной роты. Огнеметанием и стрелковым вооружением атака была отбита; бронетранспортер был подожжен, а танки отошли в лощину по направлению к зерносовхозу. Вскоре из лощины со стороны Жаданы противник предпринял еще одну атаку пехотными подразделениями, которая была отражена резервным взводом огнеметного батальона. При отражении атаки особенно отличились огнеметчики взвода младшего лейтенанта В. И. Гурцева.
В период с 14 до 15 ч противник повторил атаки на Кантелина с юго-запада и юго-востока. Со стороны зерносовхоза на огнеметные позиции 3-й огнеметной роты вышло 18 танков. Несколько противотанковых пушек 1142-го стрелкового полка, находившихся в районе позиции роты, к началу танковой атаки были разбиты. Огнеметанием атака была отражена. В этом эпизоде отличился огнеметчик рядовой П. Ф. Сорокин. Подпустив несколько танков на 45 м, он залпом группы огнеметов поджег один танк, остальные отошли назад на 300—400 м и начали обстрел села и огневых позиций 3-й огнеметной роты.
Под прикрытием танкового огня пехота противника дважды бросалась в атаку, и оба раза была отбита стрелковым оружием огнеметчиков. При этом опять отличился рядовой П. Ф. Сорокин, являвшийся для товарищей примером стойкости и храбрости и уничтоживший трех гитлеровцев.
Около 15 ч со стороны Купчицы противник начал атаку значительными силами пехоты при поддержке 40 танков. Обойдя с фланга огнеметные позиции 3-й огнеметной роты, танки ворвались в село. Несколько танков прошли в 50 м от крайней огнеметной точки, на которой находился командир отделения сержант Ф. Д. Булгаков. По команде командира роты Ф. Д. Булгаков произвел огнеметание, и один из танков загорелся.
В последующем отважный командир, умело командуя своим отделением, стойко отражал атаки пехоты противника и отстоял свою позицию.
Несмотря на прорыв большой группы танков противника в Кантелина, 21-й отдельный огнеметный батальон стойко удерживал свои позиции, ведя бой до приказа командования отойти в район Яструбинцы.
В ходе боя огнеметанием было сожжено 2 танка и бронетранспортер с гитлеровцами. Всего в ходе боя было уничтожено 67 фашистских захватчиков.
Давая характеристику боевым действиям 21-го отдельного огнеметного батальона в районе Кантелина, командир 1142-го стрелкового полка майор Фицев писал: "...21-й отдельный огнеметный батальон стойко удерживал свой рубеж, чем оказал большую помощь полку... Отмечаю хорошую организованность батальона, быстроту и четкость выполнения задач, особенно при оборудовании огневых позиций и при отражении танков и пехоты противника...»
С наступлением темноты противник приостановил свои атаки. Во второй половине дня 28.01.1944 г был получен приказ командира корпуса на выход из окружения. После получения приказа было решено, что 240-я и 340-я стрелковые дивизии выходят на исходные позиции - северная опушка леса западнее Балабанивка и совместным ударом прорывают оборону противника, закрепляются на дороге, образуя коридор, по которому выведут всю технику и обозы.
В арьергарде должен был остаться 1144-й стрелковый полк, которому была проставлена задача до начала выхода удерживать м.Балабанивк, а с началом выхода первого эшелона прикрывать его отход.
Но так как к исходу дня в лес западнее Балабанивка прибыло много разрозненных частей и тылов дивизий 21-го стрелкового корпуса (135-ой, 100-й, 107-й и 155-ой дивизий), которые стали в затылок частям 240-й сд- 340-я стрелковая дивизия уже не могла прорываться совместно с 240-й сд- план выхода был изменен.
В 22-00 240-я сд начала прорыв и выход, вслед за ней пошли разрозненные подразделения 21-го стрелкового корпуса. 340-я стрелковая дивизия до 21-00 28.01.1944 оставалась на своих рубежах и отражала атаки противника, обеспечивая таким образом выход всех остальных соединений.
В 21-00, оставляя прикрытие на ранее занимаемом рубеже, 1140-й и 1142-й стрелковые полки начали выход в лес и подготовку к прорыву. 1144-й стрелковый полк продолжал удерживать м.Балабанивка.
240-й сд, используя внезапность, легко прорвала оборону противника и её боевые подразделения вышли.
Обнаружив начавшийся выход окруженной группировки, противник подтянул свежие силы, разрозненные подразделения 21-го стрелкового корпуса, выходившие вслед за 240-й сд, не смогли удержать образовавшиеся ворота. Противнику удалось закрыть дорогу и усилить её прикрытие огневыми средствами и танками. Таким образом дивизия была вынуждена организовывать самостоятельный прорыв и выход, имея ограниченное количество темного времени.
К 2-00 29.01.1944 г 1140- й и 1142-й стрелковые полки, два дивизиона 911 артполка и 261-й отдельный истебительно-противотанковый дивизион заняли исходное положение для прорыва (северная опушка леса западнее Балабанивка, район перекрестка дорог).
1144-й стрелковый полк, оставив прикрытие в Балабанивка, начал выходить в лес западнее Балабанивка.
В 2-30 дивизия начала прорыв и выход из окружения.
Под прикрытием огня артиллерии, главным образом 911-го ап, пехота 1142-го и 1140-го стрелковых полков с боем прорвала оборону противника, выходя в общем направлении на Оратовка и лес западнее её. Вслед за пехотой начали выходить батальонная и полковая артиллерия, штабы и тыловые подразделения.
К рассвету противник, подтянув к месту прорыва танки, артиллерию и минометы, пользуясь светлым временем уничтожил большую часть артиллерии, поставленную на открытых огневых позициях для прикрытия дороги в района прорыва и закрыл проход.
Таким образом в первую ночь смогли выйти управление дивизии, 1140-й и 1142-й стрелковые полки, один батальон 1144-го стрелкового полка с частью ртиллерии и тыловых подразделений.
Оставшиеся в лесу подразделения дивизии с рассветом заняли круговую оборону. Отражая непрерывные атаки немцев, они смогли удержать занимаемые позиции, ночью прорвать оборону противника и выйти к своим частям.
В период оборонительных боев с 26 по 29.01.1944 г противнику нанесены большие потери: подбито, сожжено и уничтожено огнем артиллерии и на минных полях 75 танков, в том числе 17 "Тигров", 19 самоходных орудий, 35 бронетранспортеров, 65 автомашин, 24 орудия, 4 минометных батареи и до 1500 солдат и офицеров.
После выхода из окружения дивизия заняла оборону в глубине полосы корпуса в районе Осична, приводя в порядок подразделения и материальную часть. (ЦАМО, ф. 340-й сд, оп. 1 д. 3)
В донесениях дивизии о безвозвратных потерях в период с 04.01.1944 по 31.01.1944 указаны следующие потери:
убиты 236 бойцов и командиров, в то м числе с 26.01 по 31.01.1944 - 128;
умерли от ран 25 бойцов и командиров, в то м числе с 26.01 по 31.01.1944 - 2;
пропали без вести 1015 бойцов и командиров, в то м числе с 26.01 по 31.01.1944 - 888.
28.01.1944 г пропали без вести пензенцы:
сержант Артюков Иван Васильевич, повар 1142-го сп, уроженец пос. Привольный Пачелмского района;
рядовой Бакланов Александр Иванович, телефонист 1140-го сп, уроженец с. Колтаевское Телегинского района;
рядовой Власов Емельян Никитович, стрелок 1142-го сп, уроженец с.Лещиново Головищенского района;
рядовой Ерзунов Иван Степанович, связист 1142-го сп, уроженец г.Кузнецк;
рядовой Ключников Петр Иванович, стрелок 1142-го сп, уроженец с.Рогачевка Бековского района;
рядовой Лукашин Александр Григорьевич, телефонист 1140-го сп, уроженец д.Ерунде Телегинского района;
рядовой Несмеянов Григорий Николаевич, стрелок 1142-го сп, уроженец с.Ст. Шоткино Камешкирского района;
рядовой Ромашкин Тимофей Карпович, ездовой 1140-го сп, уроженец с.Печевка Бековского района;
рядовой Рудаков Александр Егорович, стрелок 1142-го сп, уроженец с.Байка Сердобского района;
сержант Рябцев Петр Власович, командир отделения 1140-го сп, уроженец с.Трескино Городищенского района.
29.01.1944 г пропали без вести:
рядовой Лапшин Василий Сергеевич, сапер 482-го осапб, уроженец с. Салтыковка Салтыковского района;
рядовой Никулин Александр Васильевич, 1923 г.р., стрелок 1144-го сп, уроженец г.Пенза;
рядовой Пчелинцев Ивн Егорович, стрелок 1144-го сп, уроженец с.Н.Славкино Малосердобинского района;
старший сержант Рузанов Александр Степанович, старшина 1144-го сп, уроженец с.Большой Вьясс;
рядовой Хуртов Илья Григорьевич, стрелок 1144-го сп, уроженец с.Александровка Каменского района;
старший сержант Шаныгин Сергей Андреевич, командир отделения 482-го осапб, уроженец Б.Иголорского с/с Земетченского района.
30.01.1944 г пропали без вести:
рядовой Авдонин Алексей Емельянович, повозочный 911-го ап, уроженец с.Бекетовка Телегинского района;
мл. сержант Просвирнин Сергей Иванович, орудийный номер 911-го ап, уроженец с. Чемодановка Бессоновского района;
рядовой Сальников Петр Сергеевич, повар 911-го ап, уроженец г. Пенза;
рядовой Чевтаев Денис Лаврентьевич, повозочный 911-го ап, уроженец с. Мордовская Муромка Голицынского района.
В боях 26-30.01.1944 г пропал без вести Серповский Степан Васильевич, пекарь 202 -й полевой хлебопекарни, уроженец с.Ершово Панинского ?? района.
Отредактировано Александр 65 (2015-03-09 16:07:31)