23.11.2018
Доярка Потапова из Ключей летает в Крым на самолёте
Настоящей героине – не только публикации, но и по жизни – Анне Петровне Потаповой 77-й. В свои 70 с «хвостиком» она держит на подворье крупнорогатый скот – четырёх бурёнок. Кроме коров, в хозяйстве три козлёнка, поросёнок, куры, цыплята, щенок Мухтар и котёнок.
…Ключи встречают неприветливо. Хоть день и солнечный, ясный. На дворе поздняя осень. Жмут морозы, а снега нет – поэтому серым-серо. Правда, «играет» село яркими крышами и заборами из современных строительных материалов.
Дом № 13 пенсионерки Потаповой находится на окраине, возле пруда. На улице Заречная безлюдно. Ни души и по указанному родственниками женщины адресу. Во дворе встречает лишь рыжий симпатичнейший и длинноногий щенок.
А вот и хозяйка.
Анна Петровна
…38 лет Анна Петровна отработала дояркой. Сначала трудилась в колхозе «Памяти Ильича», потом, после укрупнения хозяйств, в совхозах «Ключёвский» и «Рахмановский». Дома скотину тоже, говорит, держали. Всегда по 2 коровы и телят.
К крестьянскому труду Аня была приучена с раннего детства. Как иначе, если родилась в крестьянской семье? Мать работала в колхозе. А отца она никогда не видела. Кормилец ушёл на фронт, когда супруга носила под сердцем её, младшую дочурку… Отца, Петра Потапова, взяли на войну, и он не вернулся. Погибли и два его сына, старшие братья Анны Петровны. Кроме неё, остались у матери ещё сын и дочь.
…Недалеко от Бахчисарая, на Крымском полуострове у А. П. Потаповой живёт старшая сестра. Поехать погостить, навестить близкую родственницу пенсионерка может только, найдя в подмогу односельчанку-доярку, чтобы были подоены вовремя в отсутствие хозяйки четыре её кормилицы.
Уже в зрелом возрасте сначала брат, потом вслед за ним и сестра Анны Петровны перебрались в Крым. А она осталась хозяйствовать в сестрином доме, где проживает и по сей день.
Мужа женщина похоронила пять лет назад. Но и при нём она больше управлялась со всем сама:
– Везде сама, всё сама, – говорит.
– У Вас, наверное, награды за многолетнюю трудовую деятельность есть? Грамоты?
– Я – ветеран труда, – поясняет А. П. Потапова. – А грамоты и подарки были. Только всё растеряла я.
Много чего уничтожил огонь. В случившемся в доме пожаре сгорели и все семейные фотографии – ничего не осталось.
– Анна Петровна, несмотря на большую загруженность, солидное хозяйство, Вы находите время для отдыха. Правда, летаете в Крым на самолёте?
А. П. Потапова с родственником на берегу Чёрного моря в Крыму
– Да. В этом году туда на самолёте, а обратно на машине. Приехала племянница из Беларуси, говорит: «Мамань, поехали (примечание: у старшей сестры героини Татьяны трое детей, и все зовут тётушку маманей – такая традиция сложилась, когда какое-то время две семьи жили в одном доме). Возраст ведь у нас уже, – поясняет пенсионерка. – Хочется повидаться. Но я и раньше летала. И ещё тогда, когда в Вадинске аэродром был. Передовики-колхозники поощрялись путёвками в дома отдыха, санатории – до Пензы-то мы добирались на «кукурузниках».
Женщина при встрече немногословна. Рассказывает о себе скупо. На вопросы отвечает односложно. И только провожая, сфотографировавшись возле дома, Анна Петровна сама, без наводящих вопросов, словно спохватившись, подытоживает:
– Жизнь-то я прожила непростую. Тяжёлую. Образование всего 4 класса. Его я получила здесь, в Ключах. А потом в восьмилетку надо было ходить в Богородское. За 5 километров. Но обуть, одеть нечего. Председатель совета сказал-было матери: «Баб Марфа, давай ты пальтишко справишь, а я валеночки?» Но так и осталась я и без того, и без другого. Дома, на печке.
С 13-ти лет Анна Петровна начала работать. Сестра трудилась на свинарнике. Но время от времени уезжала на торфоразработки. Чтобы на платьишко себе какое заработать. Тогда Аня заменяла в колхозе старшую Таню.
Маленькая, хрупкая с виду Анна Петровна, судя по всему, человек сильный и духом, и физически.
В хозяйстве у неё есть трактор и телега к нему. А вот косилки нет – так что во время сенокоса приходится нанимать кого-то. Руководит при этом – организацией ли косьбы, привозом ли сена, жома – сама пенсионерка. А кто ещё? А. П. Потапова – владелица 30 соток земли: 15 засеяно травой, ещё 15 засаживается овощами.
Родные не раз пытались убедить её скотину перевести, но она, говорят, обижается. Отступились. А Анна Петровна так и возится.
О том, как будет выглядеть в газете, не волнуется. Накидывает на плечи свой рабочий халат, застёгивает трудовыми руками пуговицы, обувает полугалошки-полусапожки.
Показывая свои владения, в которых «прописано» поголовье, Анна Петровна, ловко ухватив совковую лопату, командует:
– Изаура, а ну-ка, посторонись!
Экзотическое имя «носит» только одна из четырёх кормилиц. Других коровушек зовут-величают Дочкой, Малышкой и Вечёркой. Это по-нашему.
Бурёнки поворачивают свои рогатые головы, чтобы посмотреть, кто это ещё, кроме хозяйки, к ним пришёл.
...Жизнь, конечно, пенсионерку не баловала и не балует. Мало кого заставишь сейчас за просто так четыре коровы держать. На память во время беседы пришла другая героиня «Вадинских вестей» – молодая женщина, содержащая в наше время напару с мужем 3-х бурёнок. А А. П. Потапова более чем вдвое, старше. И одна. Нет, ей, конечно, помогают: сыновья Пётр и Владимир, односельчанин Антон Третьяков. А главный помощник, по словам пенсионерки, старший внук Александр. Почти всё лето Саша гостит у бабушки в Ключах. Умеет всё. И даже доить коров.
– Сам пожелал научиться?
– Да, сам. «Баб, а я буду доить?» – спросил он меня однажды, – рассказывает бабуля. – И так поманеньку, поманеньку – и научился. И косить умеет. И напоить, накормить скотину может.
Внук очень любит и всегда жалеет свою неугомонную бабушку-труженицу. С теплотой отзывается об Анне Петровне её сноха Ольга.
– Я всегда удивляюсь, откуда у неё силы берутся, – говорит О. П. Потапова. – Я восхищаюсь её волей. Ведь даже когда нездоровится, Анна Петровна пересиливает себя – встаёт и идёт, что-то делает.
А секрет-то прост. Ведь этот человек живёт не для себя, а для других – для детей и внуков. Поэтому и встаёт в половине четвёртого утра на дойку. Поэтому и работает, не покладая рук, от рассвета до заката.
– А кто же будет делать? Встаю и иду, – говорит пенсионерка.
Осенью доярка Потапова немного передохнула – коровы в запуске. Поэтому рабочий день начинается в половине шестого. Но скоро, в декабре-январе бурёнки начнут телиться и придётся хлопотать снова – раздаивать кормилиц, отпаивать телят.
Алла ЯКОВЛЕВА