Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Шачнев Яков Михайлович

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://www.rodovoederevo.ru/user2358491

Шачнев Яков Михайлович
http://s2.uploads.ru/t/eGf2y.jpg
Дата рождения: 1908 год
Дата смерти: 15 июля 1942 года

Близкие родственники
Михаил Шачнев (папа)
Анастасия Шачнева (мама)

http://s9.uploads.ru/t/2dA5C.jpg
Ирина Ильинична Шачнева (Семибратова) 09.09.1905 - 10.10.1974 (жена)

http://sh.uploads.ru/t/MDyHq.jpg
Виктор Яковлевич Шачнев 04.09.1941 - март 1982 (сын)
с женой Александрой Ильиничной р. 1939, дочкой Натальей р. 1968

http://sf.uploads.ru/t/ablXq.jpg
Сергей Викторович Шачнев (внук) р. 30.09.1965 и его жена Светлана в день свадьбы

http://sh.uploads.ru/t/Rjhmk.jpg
Пётр Яковлевич Шачнев 1928-? (сын) и его супруга Галина Андреевна Сапега (Шачнева) р.1939  в день свадьбы

Татьяна Петровна (внучка)

http://s9.uploads.ru/t/3xcRM.jpg
Александра Яковлевна Вылегжанина (Шачнева) р. 05.09.1937 (дочь) (справа), Нина Яковлевна Бояринцева (Шачнева) 16.10.1934 - 04.10.2012 (дочь) (слева)

http://s2.uploads.ru/t/oSIl6.jpg
Олег Юрьевич Бояринцев (внук) р. 11.07.1963

http://sa.uploads.ru/t/qIex8.jpg
Владимир Юрьевич Бояринцев (внук) р. 26.08.1956 (на фото во втором ряду в центре)

http://s9.uploads.ru/t/dexB6.jpg
Мария Яковлевна Пузакова (Шачнева) р. 25.07.1931 (дочь)

http://se.uploads.ru/t/u8hW1.jpg
Елена Николаевна Томилова (Пузакова) р. 20.12.1953 (внучка)

http://s8.uploads.ru/t/tazDx.jpg
Галина Николаевна Силуянова (Пузакова) р. 27.09.1949 (внучка) и ее супруг Владимир Васильевич Силуянов р. 24.12.1948

Михаил Яковлевич Шачнев 1929 - ? (сын)

http://sg.uploads.ru/t/YjpSP.jpg
Василий Яковлевич Шачнев р. октябрь 1928 (сын)

http://s5.uploads.ru/t/p90I7.jpg
Андрей Васильевич Вылегжанин (внук) р. 13.05.1968

http://s3.uploads.ru/t/RX8sm.jpg
Ольга Васильевна Хренова (Вылегжанина) р. 26.07.1964 (внучка)


https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1050298773 Всероссийская Книга Памяти. Пензенская область. Том 9 с.162
Шачнев Яков Михайлович г.р. 1908, м.р. Вадинский р-н, с. Рахмановка, м.пр. Вадинский РВК, красноармеец, 01.07.1942 погиб в бою

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76273401 Информация из картотеки
Шачнев Яков Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1908
Место рождения Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Рахманки
Последнее место службы сф тральщик 'циолковский'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 01.07.1942 - 15.07.1942
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76712022 Информация из донесения о безвозвратных потерях, 15.09.1942, ОРСУ СФ
Шачнев Яков Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1908
Место рождения Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Рахманки
Последнее место службы сф т/х "циолковский"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия Между 01.07.1942 и 15.07.1942
ЦВМА, ф. 864, оп. 1, д. 1312
краснофлотец, зенитный пулеметчик, беспартийный
рабочий, русский
Призван по мобилизации
Выбыл при потоплении п/х "Циолковский" 1-15.07.1942
жена Семибратова Ирина Ильинична
мать Анастасия Сергеевна Паршнева, Пензенская обл., Воденский р-н, с. Рахманки

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76615786 Информация из донесения о безвозвратных потерях, 22.05.1945, ОБПО МГМП
Именной список безвозвратных потерь личного состава, пароход "Циолковский" Мурманского государственного морского пароходства
Шачнев Яков Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1908
Последнее место службы сф тр. "циолковский"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия Между 01.07.1945 и 15.07.1945 (в тексте донесения год не указан)
ЦВМА, ф. 864, оп. 1, д. 1375
информация аналогичная предыдущему донесению

0

2

Документы государственного архива Мурманской области дают другую дату гибели теплохода "Циолковский": 1 мая 1942

http://www.murmanarchiv.ru/index.php/20 … 1-06-11-22 государственный архив Мурманской области

Обеспечение перевозок по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны
...К началу 1942 г. флот Мурманского пароходства состоял из 30 судов, из них 17 участвовали в загранрейсах. Это пароходы "Старый большевик", "Севзаплес", "Клара Цеткин", "Циолковский", "Двинолес", "Кузнец Лесов", "Чернышевский", "Щорс", "Алма-Ата", "Ижора", "Ильмень", "Правда", "Пинега", "Щелонь", "Куйбышев", "Узбекистан", "Моссовет".
1942 год стал для моряков Мурманского пароходства годом серьезных испытаний и крупных потерь...
... В мае 1942 г. погиб теплоход "Циолковский", груженый лесом и следовавший в составе конвоя в Англию...
№ 1

Донесение руководства Мурманского государственного морского пароходства первому секретарю областного комитета ВКП (б)   М.И. Старостину об обстоятельствах гибели теплохода "Циолковский"
10 июня 1942 г.  Секретно

По докладу ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" тов. Остроум0ова и 3 механика тов. Курта о гибели теплохода "Циолковский" доношу:

Теплоход "Циолковский" 28 апреля вышел из Мурманска в составе конвоя, следовавшего в Исландию. Теплоход имел груз 255 стандартов* леса. Переход продолжался благополучно до 1 мая. В районе острова Медвежий 1 мая в 5 часов 35 минут появились четыре вражеских самолета, на судне была сыграна боевая тревога, люди заняли свои места, согласно боевого расписания. Самолеты, сбросив бомбы, улетели, остался один вражеский самолет, видимо, разведчик, который наводил свои надводные и подводные силы.

В 13 часов 35 минут, т.е. через 8 часов появились надводные и подводные силы противника (миноносцы и подлодки).

Команда теплохода "Циолковский" находилась на своих местах по боевой тревоге. Вблизи каравана завязался бой между английскими и немецкими миноносцами, вблизи рвались снаряды противника. Капитан судна тов. Левицкий приказал поставить дымовую завесу для прикрытия каравана.

В 14 часов 25 минут с левого борта судна раздался сильный взрыв, торпеда попала в машинную переборку. Судно получило дифферент** на корму и стало тонуть. Команда судна спокойно начала спускать шлюпки на воду и спасаться. Спустя некоторое время на судне раздался второй взрыв, установить принадлежность взрыва невозможно, но по силе взрыва и действия можно предполагать, что в судно попала вторая торпеда. Вторым взрывом все находящееся на верхней палубе было выброшено за борт, а из трюмов выбросило доски.

Часть людей  была выброшена толчком,  некоторые выбрасывались за борт сами, имея спасательные пояса. Очутившись в воде, люди спасались на выброшенных из трюма досках и перевернутых шлюпках.

К месту катастрофы подошел английский тральщик и на малом ходу выбросил сетки и концы, за которые хватались люди, и их подбирали на борт тральщика, которых оказалось 14 человек.

В стороне шел бой между английскими и немецкими миноносцами. Тральщик получил приказание прекратить подбирать людей и идти на присоединение, что им было и выполнено. Не подобранные члены экипажа, по всей видимости погибли, некоторые члены экипажа, в том числе и капитан Левицкий, потонули с судном, так как на воде их никто из спасшихся не видел.

Судно затонуло в течении 2-3 минут. Действие личного состава было исключительно героическое. Без паники люди спускались в ледяную воду, находясь в последней свыше часа.

Смертью храбрых погиб капитан судна тов. Левицкий, не покинувший судна, желая снять секретные документы, для чего направился в каюту и не успел уже выброситься за борт. В заключении считаем необходимым возбудить ходатайство о пенсии семьям погибших в бою с фашистами при выполнении боевого задания Правительства.

Приложение:      1. Список погибших товарищей.

2. Рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода

"Циолковский" тов. Остроумова

3. Объяснение 3-го механика тов. Курта ***

И.о. начальника Мурманского

государственного морского пароходства                                    Улицкий

Начальник политотдела Мурманского

государственного морского пароходства                                   Зубов

Зам. начальника Мурманского

государственного морского пароходства

по военной части капитан 1 ранга                                      Дианов

Резолюция: т. Смирнову. Совместно с политотделом пароходства некоторых из погибших товарищей представить к правительственной награде, а что касается пенсий, то на этот счет видимо есть определенный порядок. 15 июня 1942 г. И. Федоров

ГАМО, ф. П-1, оп. 2, д. 79, лл.3-3 об. Машинописный подлинник.

* Стандарт (Ленинградский) - единица измерения объема в плотной массе древесины, равная 4,672 кубическим метрам

** Дифферент - разность между осадкой носа и осадкой кормы судна

*** Список погибших членов команды теплохода "Циолковский", рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" А.С. Остроумова, объяснительная записка 3 механика теплохода "Циолковский" Курта Н.Т. См.: ГАМО, ф.П-1, оп. 2, д. 79, лл.4 - 6 об.

№ 3

Из докладной записки инструктора отдела кадров Мурманского областного комитета ВКП(б) В.Я. Воробьева секретарю областного комитета ВКП(б) С.А. Смирнову о работе отдела кадров Мурманского государственного морского пароходства по оказанию помощи семьям моряков, погибших или пропавших без вести*

9 ноября 1942 г.

Секретно

В течение 1942 г. Мурманское государственное морское пароходство при перевозке грузов из иностранных портов в районах военных действий Баренцева и других морей потеряло 7 пароходов. Людские потери на затонувших пароходах составляют 124 чел. погибшими или пропавшими без вести и 14 чел. ранеными.

Пропали без вести или затонули в результате торпедирования и бомбардировок вражескими кораблями и самолетами следующие пароходы:

пароход "Циолковский", человеческих жертв было          20 чел.,
"Ижора"       - 33 чел.,
"Куйбышев"  - 36 чел.,
"Сухона"         - 1 чел. и 2 чел. ранены,
"Субботник"   - 1 чел. погиб и 8 чел. раненых.
На ордена Ленина пароходе "Старый Большевик" в результате бомбардировки его вражескими самолетами погибло 4 чел. и ранено 4 чел. и на пароходе "Тов. Сталин" погибли два человека, сами же пароходы остались целыми. На затонувших пароходах "Двинолес" и "Щорс" человеческих жертв не было.

Таким образом, гражданских моряков погибло - 97 чел., ранено 14 чел. и из военных команд, охранявших корабли (пограничников), погибло - 27 чел.

Отдел кадров Мурманского госморпароходства за время с июня месяца и по ноябрь установил связь с 70 семьями погибших моряков. Этим семьям пароходства выслало официальные извещения о гибели главы семьи или члена семьи, имеющего иждивенцев. Высланные извещения дают право семье погибшего моряка на получение государственного пособия через местный районный отдел социального обеспечения.

[...]

Примечание: Вопрос о работе отдела кадров Мурманского пароходства обсуждался на бюро обкома ВКП(б), где наряду со всеми вопросами поднимался и вопрос об оказании помощи семьям моряков, погибших или пропавших без вести.**

Инструктор отдела кадров

обкома ВКП(б)                                                                      Воробьев

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 79, л. 1. Машинописный подлинник.

* Опущено о порядке выплат семьям погибших.

**Примечание документа. Вопрос о работе отдела кадров Мурманского    государственного    морского    пароходства рассматривался ... См.: ГАМО, ф. П-1, on..., д...., лл.

0

3

http://www.molodguard.ru/heroes5026.htm

Гомозов К.
ГИБЕЛЬ СОВЕТСКИХ МОРЯКОВ. СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов я более двух лет служил на военных транспортах помощником капитана по военной части. Первым транспортом, на который я прибыл служить в апреле 1942 года, был теплоход «Циолковский». При переходе в караване из мурманского порта в Исландию наш караван, охраняемый четырьмя английскими ми-ноносцами и четырьмя корветами, подвергся нападению со стороны трех фашистских миноносцев. Когда английские миноносцы, оставив караван, вступили в бой с противником, наш транспорт был торпедирован и через несколько минут затонул. Это произошло 1 мая 1942 года в районе Мед-вежьих островов.

Вот как мне запомнился этот трагический случай. 28 апреля 1942 года. Мы стояли у причала Мурманского порта в полной боевой готовности к выходу. Утром над заливом стоял густой туман. К 10 часам туман рассеялся, и по-весеннему из-за гор выглянуло солнце, еще не такое яркое в широтах Заполярья, но уже теплое и ласковое.

Мы ждали сигнал к выходу в первый, далекий и опасный рейс, к нашим бывшим союзникам.

Я тогда еще не успел познакомиться с командой теплохода «Циолковский», так как был на нем всего два дня. Кроме капитана, не знал их имен и фамилий, но при встрече с людьми видел и чувствовал их сплоченность, боевой дух, их большое стремление и желание скорее идти в море на выполнение боевого задания.

И вот сигнал получен: «Сняться со швартов и следовать по назначе-нию». Проходят минуты, и мы медленно удаляемся от города Мурманска, ставшего для нас всех родным и дорогим, мужественно и стойко оборо-няющегося от озверелого врага. Но вот первый поворот, и город скрылся за мысом Матюшенко, а еще через несколько часов мы быстро удалялись от скалистых берегов Кольского полуострова. Каждый из нас смотрел на покрытый снегом берег и думал: когда опять я увижу эти суровые берега, воспетые поэтами и неприступные для врагов, ставшие могилой для многих захватчиков чужих земель?

Первый день похода прошел спокойно. Наступила ночь пасмурная, но тихая; Баренцево море как бы отдыхало после зимних штормов. Так же спокойно прошли ночь, день и еще ночь, без всяких тревог и волнений. Но эти тихие дни и ночи предвещали бурю, а для нас большое несчастье.

В то время для плавания лучше всего желательны были шторма, снежные заряды, туманы. Особенно при проходе Медвежьих островов, где немцы сосредотачивали подводные лодки и авиацию. Повернув на курс запад, мы утром 1 мая приближались к островам, оставляя их к северу.

Наш караван был небольшим. Он состоял из 13 транспортов, 12 из них были транспортами союзников и только один наш, советский. Конвой, сопровождавший нас, имел четыре эскадренных миноносца и четыре корвета. Последние были не специальные военные корабли, а бывшие рыболовные траулеры, вооруженные противолодочными орудиями и пулеметами. Английское командование приспособило их для сопровождения караванов. Конвой был не сильным, но для такого каравана вполне надежным. Правда, корветы имели малую скорость и обладали низкой для военного времени маневренностью. Тем не менее обстановка способствовала нашему плаванию, жизнь на транспорте протекала нормально, и нам казалось, что мы по традиции отпразднуем 1 Мая. Еще вчера на транспорте была сделана авральная уборка, и только не был заколот поросенок, выкормленный командой килограмм на 50 и по традиции предназначавшийся для праздника. Решено было проделать эту «работу» с рассветом, так как к вечеру 30 апреля мы не прошли еще 33-й меридиан — условную границу с Норвегией. Не знаю почему, но это решение капитаном было принято еще в Мурманске — резать поросенка только с переходом 33-го меридиана.

Видимо, это объясняется тем, что стоимость питания увеличивается с переходом границы, с каботажного оно переходит в дальнее плавание.

Часов в 9 утра я поднялся на мостик. Погода стала меняться, подул северо-западный ветер в 5—6 баллов. Видимость стала улучшаться. Пе-риодически шли снежные заряды, но они становились все реже. Часам к 10 утра в облаках стали появляться просветы. На юго-востоке взошло красно-желтое солнце. Оно то появлялось, то закрывалось облаками. Тем не менее, я успел взять первую высоту солнца, чтобы определить место нахождения каравана. В это же время ст. помощник с боцманом и двумя матросами готовились осуществить замысел капитана — заколоть поросенка. Однако совершить «убийство» им не удалось. Не успел и я определить место каравана. Фашистские пираты, воспользовавшись улучшением видимости, обнаружили самолетом-разведчиком идущий караван. На транспорте была сыграна боевая тревога. Наш транспорт не имел еще вооружения, но команда, расписанная по тревоге, заняла свои места. Налетов авиации не производилось, но разведчик не улетал далеко от каравана и держал личный состав на боевых постах. Но вот часам к 14 на горизонте с юга показались дымки. Это были корабли немецких фашистов, решивших атаковать караван.

Охранявшие караван эскадренные миноносцы, построившись в кильватерную колонку, устремились навстречу вражеским кораблям, оставив конвой под охраной корветов. На головном транспорте взвился сигнал: «Курс северо-запад, увеличить скорость». Изменив курс, транспорты увеличили скорость до самого полного хода.

Наш транспорт занимал место в караване концевым в левой колонке и, следовательно, находился ближе к кораблям противника, чем и подвергался большей опасности.

Через несколько минут стали слышны разрывы артиллерийских снарядов. Миноносцы нашего конвоя вступили в бой с кораблями противника. Вблизи английских миноносцев, то не долетая, то перелетая, рвались снаряды вражеских кораблей, поднимая столбы воды. Я стоял на левом крыле мостика и следил за панорамой артиллерийского поединка, в то же время наблюдая за транспортом командора. Вскоре был поднят сигнал, обозначающий идти противолодочным зигзагом. Было ясно, что на нашем курсе обнаружена вражеская подводная лодка.

Когда мы сделали первый отворот от курса, труба нашего транспорта загородила от меня панораму боя миноносцев. Желая видеть происходив-шее сражение (что в жизни редко случается), я перебежал с левого крыла мостика на правый. И только я успел увидеть английские миноносцы, как на нашем транспорте раздался резкий, колоссальной силы взрыв. В моей голове что-то мелькнуло, и я потерял сознание. Когда я пришел в сознание, я сидел на палубе мостика, заваленный обломками, без головного убора.

Подняв фуражку, которая тут же возле меня валялась, и выбравшись из-под обломков, я увидел страшную картину разрушения. Рулевая рубка, штурманская и радиорубка были разрушены и представляли собой груду обломков. С разрушением рулевой рубки тросик от рычага сирены натя-нулся и открыл клапан, и она непрерывно выла, как бы взывая о помощи.

Мне казалось, что в рубку попал снаряд, пущенный вражеским мино-носцем. На палубе транспорта людей уже не было, только напуганный взрывом и освобожденный из закуты поросенок, облитый соляром, быстро бежал от кормы под полубак.

На спардеке в это время команда уже собралась у спасательного бота, готовясь опустить его на воду, так как транспорт уже погружался кормой в воду и вода выходила уже на спардек. Для меня стало ясно, что транспорт был торпедирован в кормовую часть. Спрыгнув с мостика на спардек, я присоединился к экипажу, но, увидев много людей у одного спасательного бота, я решил идти на левый борт, к другому боту, считая, что там меньше людей, с тем, чтобы оказать им помощь в спуске бота. Однако я вынужден был вернуться обратно на правый борт, так как спасательный бот левого борта был разбит взрывной волной. Спуск бота на правом борту не ладился из-за того, что тали были обледенелыми и не шли по шкиву, пришлось тали резать ножом. Пока мы трудились над спуском бота, транспорт продолжал погружаться кормой в воду, создавая дифферент, и мы не заметили, как стояли уже по пояс в воде. А спасательный бот, как только мы обрезали тали, ударился об воду, зачерпнул воды и тут же у борта перевернулся вверх килем.

Наши надежды на малейшие средства спасения рухнули. Некоторое, незначительное, время мы стояли уже по грудь в воде и размышляли: что же делать дальше? Но думать было некогда, так как транспорт быстро погружался и нам грозила опасность быть затянутыми в морскую пучину вместе с ним.

Старший помощник дал знак рукой людям покинуть транспорт и вплавь уходить от него и вслед за ними поплыл сам. Окинув еще раз взором палубу и надстройки, я убедился, что на транспорте никого уже нет, мне оставалось одно — быстро уходить от транспорта. Но, сделав движение, чтобы плыть, я снова возвратился назад и, приняв вертикальное положение, оставался на месте. Я еще сильнее стал бросаться вперед, но также возвращался назад, удерживаемый какой-то неведомой силой. Когда я сделал попытку поднять ноги, то понял, что моя левая нога где-то застряла и не отделяется от палубы спардека. А вода между тем все быстрее поглощала меня. Вот она уже у моего рта. Я поднимаю голову выше, но через секунду она поглощает меня с головой. Затаив дыхание, я продолжал борьбу за жизнь. Напрягая мускулы, рвался, пытаясь освободить ногу, но безуспешно. Транспорт увлекал меня вместе с собой на дно Северного Ледовитого океана. Терпение мое кончалось, я хлебнул глоток горько-соленой воды, казалось, что наступил конец.

Я не знаю, думал ли я в тот роковой момент о чем другом, помню только то, что продолжал напрягать усилия, чтобы оторваться от спардека. Сколько прошло времени моей борьбы за жизнь, никто не считал. Наконец я почувствовал, что стремительно поднимаюсь на поверхность, увлекаемый спасательным пробковым поясом, который, к счастью, надел по тревоге. Когда я всплыл на поверхность, то находился метрах в десяти от транспорта, погруженного на две трети своей длины кормой в воду.

Опасаясь, что транспорт будет валиться на меня, я, гребя руками, стал уходить от него, догоняя своих товарищей, плавающих в воде также на спасительных поясах, а трое из них сидели на перевернутом спасательном боте.

Не успел я уйти от транспорта и 20 метров, как услышал глухой подводный взрыв, вслед за которым образовался большой фонтан, и «Циолковский» стремительно ушел под воду.

После взрыва, который произошел, как видно, вследствие того, что вторая поперечная переборка трюма, не выдержав давления, лопнула, на поверхность воды всплыло большое количество досок, находившихся в трюме. Образовался своеобразный плот, которым многие из плавающих людей воспользовались, взобравшись на него. Кто не смог выбраться из воды на плот, взяли себе по паре досок под мышки, что давало больше уве-ренности и облегчало держаться на воде. Волны, доходившие до 5 баллов, холодный северо-западный ветер, снежные заряды и низкая температура воздуха 8 градусов ниже нуля отнимали у нас последние силы и давали мало надежд на наше спасение.

Караван и три корвета, покинув нас, далеко ушли на северо-запад, и только отставший от каравана четвертый корвет, догоняя караван, шел прямо на нас, вселял нам веру на наше благополучное спасение. Однако не всем из нас суждено было быть подобранными корветом. Когда корвет подошел к доскам, на которых было много народу, некоторые успели прямо с досок прыгнуть на палубу корвета. Часть людей матросы подняли из воды руками, но часть людей, сильно озябших, не смогла сразу попасть на корвет и осталась на досках или далеко были от борта, до которых не доставал бросательный конец.

А мы считали, что корвет развернется и подойдет к каждому из нас, чтобы взять к себе на борт. Так думали все, так думал и я, находясь от корвета дальше всех. Я оказался у корвета прямо по курсу, и если бы не отплыл в сторону, он подобрал бы меня под свой корпус. Когда я оказался у корвета на траверзе правого борта, матрос бросил мне бросательный конец. Бросок был удачным. Правой рукой я поймал бросательный конец, но попытка зажать его рукой и удержать мне не удалась. Замерзшие пальцы не сжимались, и бросательный конец на моих глазах скользил по моей ладони, выбираемый матросом корвета. Как я тогда догадался, левой рукой обернуть бросательный конец на правую руку и прижать оставшийся конец к груди? Это явилось моим спасением. Матросы подтянули меня к борту и подняли на палубу корвета. Когда я оказался на борту корвета, мне казалось, что я смогу идти сам в укрытие, без посторонней помощи. Обмерзший, я говорить не мог и только жестом показал матросам, державшим меня под руки, отпустить меня, но, как только меня отпустили, я тут же упал на палубу, ноги не слушались меня, они также были окоченелыми. Те же матросы подняли меня и повели на камбуз, где раздели и отнесли на котлы отогреваться.

Часа через два, отогревшись и обсохнув, одетый в принесенное же матросами чистое белье и брюки с курткой, в комнатных туфлях, также любезно предложенных мне матросом, вылез на палубу корвета. Встретив ст. помощника, мы вместе пошли по помещениям корвета узнать о здоровье своих товарищей. Обойдя все помещения, мы нашли только 14 человек вместе с нами, а плавало нас человек 36.

Где же остальные наши товарищи? Этот вопрос с ужасом встал перед нами. Мы со ст. помощником пошли к командиру корвета узнать об остав-шихся товарищах. К нашему огорчению, командир на наш вопрос ответил: «Мне мой командир приказал никого не спасать, а идти на соединение с караваном, но я, проходя мимо вас, уменьшил ход до малого, сколько успел, подобрал, но возвращаться больше не мог, так как подвергал корвет опасности. А оставшихся [моряков], возможно, спасут миноносцы, когда окончится бой».

Мы понимали, что обстановка была сложной. Чтобы корвету возвратиться еще раз или застопорить ход и спасать людей, нужно было проявить большой риск, сам корвет мог стать жертвой вражеской подводной лодки, но нам трудно было понять тогда равнодушие командира к гибнувшим людям, не приняв никаких мер к их спасению. Так, по нашим тогда подсчетам, 22 наших товарища остались на произвол судьбы замерзать в Ледовитом океане. На их глазах уходили транспорты, корветы с бездушными людьми, командовавшими этими транспортами и корветами. Тяжело было переживать гибель людей от разрыва торпеды, пущенной врагом, но еще тяжелей переживать гибель людей по вине тех, кто вместе с нами вел борьбу с общим врагом.

Справедливость требует отметить, что мы, 14 человек, спасенные командиром и матросами, были окружены вниманием и заботой. Нас одели, обули, хорошо кормили. Все восемь дней, проведенных на корвете, пока мы пришли в Рейкьявик, столицу Исландии, к нам повседневно проявлялась забота, особенно со стороны матросов, кочегаров и других членов команды корвета.

Как только мы стали на якорь в бухте недалеко от Рейкьявика, к нам сейчас же подошел санитарный катер, обследовал врач и взял на берег. На берегу нас ждали две санитарные машины, которые доставили нас в расположение английской воинской части. Там мы помылись и заново были одеты и обуты, снабжены всем необходимым на первый случай из средств английского Красного Креста. Затем нас поместили в отдельный домик со всеми удобствами для отдыха.

До отхода очередного каравана из Исландии в Советский Союз мы прекрасно отдохнули, но нас не покидала горечь трагической гибели товарищей. Когда мы садились кушать, пища не шла в горло, она застревала. Как только подносили ко рту ложку или вилку, перед взором вставали мученики, оставленные погибать заживо.

Мы каждый день справлялись о них у английского консула, который навещал нас почти каждый день. Но ответ был один, что он о них ничего не знает.

30 мая попутным караваном, кстати, тем, в котором шел транспорт «Старый большевик», спасенный экипажем во главе с капитаном Афана-сьевым, мы возвратились в Мурманск, а наших 22 товарищей не оказалось и в Мурманске. Не слышал я о них и потом, пока служил на Северном флоте. Они погибли. Погибли как люди, геройски боровшиеся с врагом, но не смогли победить, у них отнято было оружие — транспорт, названный именем знаменитого русского ученого «Циолковский».

Гомозов К.,
Латвия, г. Лиепая,
30 мая 1961 г.
Д. 14. Л. 97-107.

0

4

https://en.wikipedia.org/wiki/Convoy_QP_11

Convoy QP 11 was an Arctic Convoy of World War II, made up of merchant ships returning from the Soviet Union to Britain after delivering their cargo to the Soviet Union. The convoy consisted of 13 merchant ships, escorted by 18 warships. The convoy was attacked by German destroyers and submarines, suffering the loss of one merchant ship as well as the light cruiser HMS Edinburgh. The German forces lost the destroyer Z7 Hermann Schoemann.

Ships
QP 11 consisted of 13 merchant ships, mostly British or American, including five ships that had been a part of Convoy PQ 13. The convoy sailed from the Soviet port of Murmansk on 28 April 1942. The convoy was escorted by the light cruiser HMS Edinburgh, the destroyers HMS Amazon, Beagle, Beverley, Bulldog, Foresight, and Forester, the Corvettes Campanula, Oxlip, Saxifrage, and Snowflake, and the armed trawler Lord Middleton.[1] Edinburgh was not only serving as an escort, but was also carrying $20 million in gold, a payment from the Soviet Union to the United States.

Voyage

HMS Edinburgh showing the damage to its stern after the attack by U-456.
On 29 April, the convoy was spotted by a German Ju-88 reconnaissance plane as well as by German U-boats.[2] Two days after leaving Murmansk, the convoy was attacked by several U-boats. On 30 May U-88 and U-436 both made unsuccessful attacks on the convoy.[3] Later that day, however, U-456 fired torpedoes at Edinburgh and scored two hits. One torpedo hit the cruiser's forward boiler room while the other hit the cruiser's stern, destroying its rudder and two of its four propellers.[1] Edinburgh was badly damaged, but still afloat. Edinburgh left the convoy and headed back towards Murmansk, escorted by Foresight and Forester. Several ships were sent from Murmansk to assist Edinburgh, among them the British minesweepers Gossamer, Harrier, Hussar, and Niger, the Soviet destroyers Gremyaschi and Sokrushitelny, the Soviet guard ship Rubin, and a tug.

Attack on the convoy
The German command sent the three destroyers of Zerstörergruppe "Arktis", Z7 Hermann Schoemann, Z24 and Z25 under the command of Kapitän zur See Alfred Schulze-Hinrichs, to attack QP 11 and then sink HMS Edinburgh. The German ships reached the convoy in the afternoon on 1 May. The weather was cold, and intermittent snow and rain limited visibility. Hermann Schoemann opened fire at 14:05. The four British destroyers formed up between the German destroyers and the convoy, and engaged them at a range of about 10,000 yards. Amazon was hit twice and severely damaged. At 14:30 a German torpedo salvo hit and sunk the Soviet freighter Tsiolkovski. At 17:50 the German destroyers retired and turned to go after Edinburgh.

Attack on Edinburgh
The German forces found Edinburgh 250 miles east of the convoy at 06:17 on 2 May. The cruiser was moving at only two knots.[2] The Edinburgh was being escorted by Foresight, Forester, the four British minesweepers, and Rubin (Gremyaschi and Sokrushitelny having returned to Murmansk due to a lack of fuel). The three German destroyers engaged the British ships. Due to the damage caused by U-456, Edinburgh was unable to maneuver, and could only steam in circles. A snow shower separated Herman Schoemann from the other German destroyers, so it attacked the British ships alone.[4] Edinburgh's targeting systems had been destroyed by the torpedo strikes, but Edinburgh's crew nevertheless managed to hit and cripple Hermann Schoemann]

At 18:45, Z24 and Z25 arrived on the scene. Z25 hit and disabled Forester, and then badly damaged Foresight.[4] Then at 18:52 a salvo of torpedoes from one of the German destroyers missed Foresight and Forester. One of the torpedoes from this salvo kept going and struck Edinburgh in the middle of its left side, opposite the hole made by U-456's torpedo. Shortly thereafter the German ships withdrew, possibly because they overestimated the strength of the British minesweepers.[4] At 08:15, Z24 rescued most of the crew of Hermann Schoemann who were still on Hermann Schoemann's deck, and then scuttled Hermann Schoemann. More survivors from Hermann Schoemann who were in life rafts were later rescued by U-88.[1] Meanwhile, the minesweepers Harrier and Gossamer took survivors off of Edinburgh, which was later sunk by a torpedo from Foresight.

Aftermath
The rest of QP 11's voyage saw unsuccessful attacks on the convoy by the submarines U-589 and U-251. The twelve remaining merchant ships of the convoy arrived in Iceland on 7 May.

Ship List
Merchant ships in Convoy QP 11
Ship                Tonnage Flag                           Notes
SS Atheltemplar 8,992 United Kingdom
SS Ballot         6,131 Panama
SS Briarwood 4,019 United Kingdom Convoy Commodore's ship
SS Dan-Y-Bryn 5,117 United Kingdom Vice Commodore's ship
SS Dunboyne 3,515 United States
SS El Estero 4,219 Panama
SS Eldena         6,900 United States
SS Gallant Fox 5,473 Panama
SS Mormacmar 5,453 United States
SS Stone Street 6,131 Panama
SS Trehata  4,817 United Kingdom Damaged by ice
SS Tsiolkovsky 2,847 Soviet Union Sunk
SS West Cheswald5,711 United States

0

5

http://e-libra.ru/read/192596-----:---------.html
http://s0.uploads.ru/t/bKs6v.png
маршруты конвоев

http://sg.uploads.ru/t/8mIjo.jpg
Союзный конвой проходит в районе острова Медвежий, фото сделано с одного из кораблей охранения (год и корабль не указаны)

http://ostrov-mira.ru/ostrov-medvezhij/

Остров Медвежий (норвежский вариант – Bjørnøya) – небольшой остров, расположенный примерно на границе Баренцева и Норвежского морей Северного Ледовитого океана и удаленный к северу от мыса Нордкап (Скандинавия) примерно на 480 километров. ...
Остров Медвежий, как и острова Ян-Майен и Шпицберген, территориально принадлежит Норвегии и имеет особый статус внутри Королевства Норвегия...
После окончания гражданской войны СССР заявил территориальные претензии на Шпицберген и остров Медвежий. В результате дипломатическими путями удалось избежать конфликта. Результатом урегулирования стало создание на Шпицбергене советских поселений шахтеров, которые начали совместно с норвежцами разработку месторождений каменного угля. В ответ на норвежские уступки 16 февраля 1924 года СССР признал территориальную принадлежность острова Медвежий Норвегии.

На начальном этапе Второй мировой войны на острове Медвежий, сменяя друг друга, базировались немецкие и британские метеорологические станции, которые передавали на континент информацию о климатической и ледовой обстановке в Арктике. В районе острова Медвежий немецкий флот и авиация наносили наиболее ощутимых потерь конвоям союзников, шедших в Мурманск и Архангельск. Особенно в этом районе пострадал конвой PQ -17 в июне-июле 1942 года. К юго-востоку от острова Медвежий в период 1943 год произошли несколько небольших морских сражений между кораблями флотов союзников и Германии.

12 ноября 1944 года во время советско-норвежских переговоров СССР потребовал  установить над Шпицбергеном совместное советско-норвежское управление (кондоминимум), а острова Медвежий и Ян-Майен передать под суверенитет СССР. В начале 1945 года норвежская сторона предложила компромиссный вариант, при котором предлагала поделить ответственность за оборону Шпицбергена между двумя государствами. Ответа от СССР на это предложение не последовало и переговоры по этому вопросу прекратились.

7 апреля 1989 года недалеко от острова Медвежий после пожара затонула советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». В результате аварии погибли 42 советских моряка.

В средине 2002 года правительство Норвегии объявило о создании на острове природного резервата (заповедника), который охватывает прибрежные воды и большую часть площади острова (кроме метеорологической станции на берегу залива Херувигхамна)...
Постоянного населения на острове Медвежий нет. В разные исторические периоды численность людей, непостоянно проживающих на острове, колебалось в пределах от 10 до 120 человек. В настоящее время на острове проживает 9 человек, большинство из которых это персонал полуавтоматической метеорологической станции, расположенной на севере острова....

0