Чудеса обыкновенные. Письмо красноармейца Суменкова.
Иван Васильевич Суменков - во втором ряду сверху четвертый слева
Единственное сохранившееся фото. На его основе была сделана фотография для "Бессмертного полка"
Из семейного архива А.В.Яковлевой
Сегодняшнее утро не предвещало ничего неожиданно необычного. Как обычно зимой шёл снег, дорожка стояла горестно нечищенная в ожидании, что до неё всё-таки дойдут руки, работа никак не хотела поддаваться, грозя получением оплеух от начальства (и грозное предупреждение таки последовало). Заварив вместо запретного кофе более полезную ромашку и устроившись с кружкой у ноутбука я, как обычно, залезла буквально на минуточку в Книгу памяти, чтобы поднять самой себе настроение и сделать одну очередную страничку.
Горестно вздохнув, что судьбу красноармейца Буслаева, пропавшего без вести, никак не разгадать, пролистнула донесение дальше, и неожиданно обнаружилось не оцифрованное и незамеченное ранее приложение с письмом красноармейца Суменкова.
По какой-то причине в далеком 1947г. письмо (на самом деле их два, но конверт один), бережно хранимое мамой Марией Павловной всю войну и отданное военкому при проведении подворового опроса, не было ей возвращено. Руками вадинского райвоенкома подполковника Кашлыкова и офицера райвоенкомата капитана Астрова, после того, как были выписаны карточки и извещения, оно было подшито к донесению и направлено на вечное хранение в архив.
капитан Астров, офицер Вадинского райвоенкомата. Фотография из личного дела учащегося заочного отделения за 1947 год, хранящегося в архиве Белинского филиала Каменского техникума промышленных технологий и предпринимательства, отсканирована и размещена на его странице В.Г.Гришаковым.
Титульный лист донесения 1947г. за подписями подполковника Кашлыкова и капитана Астрова, где было подшито письмо И.В.Суменкова
Донесению повезло, оно не было утеряно, утилизировано, не пострадало ни в каких перепетиях. И пылиться бы этому письму пожизненно на архивных полках в главном военном хранилище страны - Центральном архиве Министерства обороны в Подольске. Но оно дождалось своего часа оцифровки и расшифровки, пока наконец-то сегодня почти случайно не попалось на глаза.
Иван Прокофьевич Чернов и его жена Серафима Васильевна, сестра И.В.Суменкова. Из архива А.В.Яковлевой
Семья Черновых-Суменковых. Слева направо. 1-й ряд: Валя, Боря, Лёня, Маруся Черновы; 2 ряд: мама Мария Павловна Сумёнкова, сестра Серафима Сумёнкова (в замуж. Чернова); вверху кум Иван Прокофьевич Чернов. Из архива А.В.Яковлевой
праправнуки Ивана Прокофьевича и Серафимы Васильевны. Слева - Алёна Яковлева, главный расшифровальщик прапрадедушкиных писем. На одном из штендеров портрет Ивана Васильевича Сумёнкова. село Вадинск, Бессмертный полк, 9 мая 2017. Из архива А.В.Яковлевой
"Привет мамашы, еще Ивану Прок., еще Серафими Вас., вашим деткам Маруси, Бори, Лёни, Вали быть здравым на белом свете."
Далее со скоростью нажатия клавиш на ноутбуке информация из столицы нашей родины полетела туда, куда изначально и предназначалась - в родной солдату Вадинск - и легла на стол редактору районной газеты "Вадинские вести" Алле Викторовне Яковлевой. Алла Викторовна, на краткий срок забыв, что она глубокоуважаемый редактор серьёзного органа местной печати, в ответном письме растеряла весь свой прекрасный литературный язык, чуть было и вовсе не потеряв дар речи. Оказалось, что Маруся, которой в числе прочих Иван Васильевич из далекого 1941 года желает быть здравой на белом свете, - это её собственная бабушка. И вот уже, тем же сегодняшним днём, Мария Ивановна Уварова (в девич. Чернова) держит в руках неожиданный привет от родного дяди, пропавшего без вести в далёкую Великую Отечественную войну - письмо, распечатанное трудами правнучки Алёны. Письмо, сделав круг длиною в 77 лет, снова вернулось в родные руки. Вооружившись всеми средствами современной техники и воспоминаниями своей прабабушки Марии Ивановны, одиннадцатиклассница Алёна пытается разглядеть и расшифровать, что же там написано, в этом удивительном письме, в котором всем-всем, а значит, и ей тоже, передает привет только что ушедший на фронт красноармеец Сумёнков, который так и не вернулся с той теперь уже далёкой войны.
Иван Васильевич и его сестра Серафима Васильевна родились в уездном Керенске в семье Василия Акимовича и Марии Павловны Суменковых. Вскоре началась Первая Мировая война, и Василий Акимович ушёл на фронт, который прошёл почти до конца и с которого не вернулся. Об этом с лёгким юмором пишет ушедший на вторую войну его сын: "поехал искать отца на Германский фронт". Удивительно, что вопреки всему он не говорит агитационными штампами - бить немцев до последнего, отомстить, а вот так вот просто "поехал искать", как будто отец только вчера ушёл и где-то бродит далёкими германскими тропками.
Судя по всему, Иван Васильевич был весёлый и лёгкий на подъем, ибо объездить ему пришлось немало. А вот учиться ему почти не довелось, так что нам, сегодняшним, приходится голову ломать, разбирая написанные им слова.
Иван Васильевич, как и все, занимался сельским хозяйством. О первой его жене ничего не известно кроме имени Ганка. Воспоминания не сохранили даже полного звучания её имени. В 1933г. у Ивана и Ганки родился сын Алексей.
Со второй женой Иван Васильевич жил в соседней Рахмановке Вадинского района. Возможно, именно о Рахмановке он вспоминает в письме, заботясь, чтобы и там узнали, что он призван на фронт.
Затем Иван Васильевич с женой развелся и, взяв с собой сына Алексея, уехал работать в поселок Кировск Кваркенского района Оренбургской (тогда Чкаловской) области. Там он женился и оттуда же ушёл на фронт. Но с большой теплотой в письме, отправляясь на фронт, он беспокоится о своей маме, сообщая, что именно ей, а не жене, он перешлет свою "стипендию".
После выхода в 2015 году в "Вадинских вестях" статьи об Иване Васильевиче Алёна в очередной раз стала связующим звеном. Её и Аллу Викторовну через соц.сети нашёл правнук Ивана Васильевича, Александр Захаров из Нижневартовска, который давным-давно искал информацию о своём прадеде, но никак не мог найти, не имея у себя даже его фотографий. Он знал только, что прадед родился где-то в Пензенской области, ушел на фронт и погиб в 1943. От Александра была получена информация об оренбургских родственниках.
Вскоре после ухода на фронт, 5 августа 1941г., у жены Ивана Васильевича Александры Ивановны родилась дочь Тамара.
Александра Ивановна до конца жизни жила в Кировске, где и умерла 24 октября 1993г. Она ещё раз вышла замуж и родила двоих сыновей. Из донесения видно, что в 1947г. какие-то документы она направила в Вадинск, поэтому мама Мария Павловна получала пенсию за погибшего сына.
К сожалению, в тяжелые годы Александра Ивановна не стала заниматься судьбой сына Ивана Васильевича от первой жены Алексея. Сестра Серафима Васильевна с четырьмя маленькими детьми на руках также не могла поехать и забрать мальчика в свою семью. Однажды она уже забирала его к себе из Рахмановки, но теперь из Вадинска в Чкаловскую область ехать было слишком далеко. В итоге Алексей оказался в детском доме, и судьба его до сих пор остается не известной.
Муж сестры Иван Прокофьевич Чернов почти в тоже время, что и Иван Васильевич Суменков, также ушел на фронт, был серьёзно ранен и вернулся в родной Вадинск инвалидом, прожив там всю жизнь вплоть до своей смерти в 1998 году, получая любовь, почёт и уважение и все заслуженные ветеранские почести. Серафима Васильевна, которая была младше своего брата на два года, вырастив 10 детей и дождавшись внуков, умерла чуть раньше супруга - 13 июля 1993, в один год с Александрой Ивановной Сумёнковой.
Дочь Ивана Васильевича Сумёнкова, Тамара Ивановна, осталась с мамой в Кировске, где и жила на момент отправления письма её внуком Александром.
Фронтовую судьбу Ивана Васильевича Сумёнкова найденные письма просветили лишь отчасти. Теперь мы можем сказать, что был он связистом и участвовал в самом начале войны в двух боях в составе 532 отдельной кабельно-шестовой роты в Карелии, пока не оказался в госпитале в Петрозаводске. Поскольку ранение, судя по письму, не было тяжелым, а врачи были первоклассными, госпиталь возглавлял знаменитый хирург Вишневский, то можем предположить, что он вернулся в свою часть и скорее всего дальше воевал где-то поблизости.
С фронта Иван Васильевич ни в Вадинск, ни в Кировск не вернулся, и место его могилы мы, к сожалению, до сих пор не знаем.
Шарова Мария. 01.02.2019
По найденным материалам опубликована статья:
Привет из сорок первого // газета "Вадинские вести", 01.03.2019 http://vestivad.ru/news-22-4733.html
Отредактировано простомария (2019-03-01 18:55:41)