Информация с сайта http://www.ym-penza.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=943:129&catid=42 :
"В этом году (2008г. - примечание ДСА) исполняется 70 лет с момента учреждения звания Герой Социалистического Труда. За всю историю существования СССР этого звания были удостоены более 20 тыс. человек. Из них 129 человек – жители Пензенской области.
Анатолию Васильеву, наладчику автоматов на заводе точной электромеханики, звание Героя Социалистического Труда было присвоено в марте 1981 г. Через три дня этого звания удостоился еще один пензенец – водитель КамАЗа Евгений Крезов.
Анатолий Васильев и Евгений Крезов стали последними пензенцами, получившими звание Героя Социалистического Труда.
«Улица Московская» предлагает вниманию читателей воспоминания предпоследнего Героя Социалистического Труда в Пензе – Анатолия Васильева.
Анкета «УМ»:
Анатолий Васильев, Герой Социалистического Труда.
Родился 17 сентября 1936 г. в деревне Осиновка Меднинского сельского совета Сампургского района Тамбовской области в семье крестьян. В 1957 г. окончил Техническое училище № 6 при станции Пенза-I по специальности «главный кондуктор». В 1959-1962 гг. служил в армии, в железнодорожных войсках.
В феврале 1963 г. пришел на завод точной электромеханики (ныне – ОАО «Электромеханика»). Вначале работал учеником наладчика, затем – наладчиком. Награжден медалью «За доблестный труд», орденом «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции, знаком «Отличник приборостроения». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1981 г. Анатолию Васильеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 2003 г. на пенсии.
В 2005 г. избран председателем Пензенской региональной общественной организации «Трудовая доблесть России».
Женат, имеет дочь.
Родился я в крестьянской семье, работать по хозяйству начал с малых лет. У деда было 8 сыновей, и ему полагался гектар земли. Мы сеяли на нем пшеницу, рожь, просо, сажали картошку. В хозяйстве держали корову, поросенка, пять овец и три десятка кур. Еще дед выращивал табак.
Дед был главным в семье. Эх, и строгий был мужик! Без него за стол нельзя было садиться. Ели из одной чашки. Один раз я потянулся к чашке, не дождавшись деда. И полез не за супом, а за мясом. Дед как даст мне оловянной ложкой по лбу – искры из глаз. Я ушел из-за стола и весь вечер проплакал.
В колхозе начал работать с 12 лет. Комбайнов после войны не было, бабы молотили хлеб цепами. А мальчишки на лошадях возили сено. Работали за трудодни. Денег в деревне не было. Первый раз я увидел деньги, наверное, когда приехал на работу в Тамбов. Это было в 1956 г.
***
Но рабочих мест на тамбовских заводах не было. Пришлось ехать в Пензу. Здесь мне посоветовали пойти в техническое училище при станции Пенза-I. Когда я туда пришел, все хорошие специальности были уже разобраны. Остались только свободные места в группе путевых обходчиков и в группе кондукторов. Я начал учиться на кондуктора.
В мою задачу входило формирование грузовых составов, контроль за тем, правильно или неправильно размещен груз. Особое внимание уделялось наличию пломб на вагонах. Время в 50-х годах было тревожное, товарные поезда грабили. На дистанции работали паровозы – машины тихоходные, часто останавливающиеся перед светофорами и семафорами для получения специального жезла. На этих вынужденных стоянках груз оказывался беззащитным. Любой мог подойти к вагону, сорвать пломбу, украсть что-то. Главный кондуктор должен был сопровождать поезд от станции к станции.
Кондуктором я проработал два года, ездил с составами от Пензы-III до Кузнецка. Потом ушел в армию.
***
После армии приехал в Пензу. Был 1963 г. Специальность главного кондуктора отменили, работы в городе нет. Сходил на один завод, на другой, на третий – мест нет. Тогда хозяин, у которого я снимал комнату, предложил заглянуть на завод точной электромеханики, где работал его племянник.
На завод я пришел в феврале. Меня устроили учеником на резьбо-накатные и фрезерные станки. Через 2 месяца я был уже наладчиком и проработал им 17 лет.
Это были станки высокопроизводительные. Каждый из них изготавливал от 15 до 25 тыс. деталей за смену. Было на заводе две таких установки. Работали они в две смены. В основном, на них делали крепежные элементы – винты и болты. Их использовали в скоростемерах поездов, а также в военной промышленности. Я 17 лет делал винтики и понимал, что сам являюсь винтиком в огромной промышленной машине.
Самое главное в моей работе – правильно настроить станок. Чем точнее настроишь, тем выше будет производительность. Иногда на настройку станка уходило больше суток. Особенно когда возвращаешься из отпуска – руки не так работают, как работали до отпуска. И голова не так думает.
***
В 80-х годах мы получили заказ на новую продукцию. Были закуплены пружинно-вальные станки. Осваивать их пришлось с нуля. Да еще продукция совершенно новая. Те пружины, которые шли по чертежам, часто давали сбои. Приходилось менять конструкцию и доводить изобретение до ума прямо на конвейере. Для того, чтобы внести какое-нибудь изменение в чертежи, несколько месяцев уходило на оформление бумаг и написание писем.
На этих станках я работал до 2003 г., пока не ушел на пенсию. А они функционируют до сих пор.
Хочу отметить, что есть такие детали, которые на станке изготовить невозможно. На любом производстве нужны человеческие руки и хорошо работающая голова. Нужна молодежь. А сегодня на производство приходит все меньше и меньше молодежи. Они не хотят работать на заводе. Все хотят сидеть за компьютерами.
***
Была ли погоня за планом?
Была. Особенно после 80-х годов.
До 80-х годов план повышался за счет инициативы отдельных работников. Если я хочу, например, больше заработать, то работаю с перевыполнением плана. А если не хочу, то работаю как работаю.
А после 80-х годов почти от каждого стали требовать перевыполнения плана. Иногда это приводило к ухудшению качества продукции.
Тем не менее, я считаю, что тогдашняя промышленность значительно опережала ту, которая существует сегодня. Наверное, тогда были заказы, люди работали. А сегодня заказов нет, заводы стоят. Для того, чтобы все реанимировать, нужны заказы."