Моя история Победы | Тимофей Исайков
"Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории.
Нет ни одной российской семьи, в истории которой война не оставила бы страшный след: миллионы отцов и мужей, сыновей и братьев, матерей и жен, сестер и дочерей погибли на фронтах войны, прошли тяжкие, мучительные испытания в фашистских концлагерях, самоотверженно трудились в тылу.
К сожалению, в современной мировой действительности роль нашего народа во Второй мировой войне, в освобождении Европы от «коричневой чумы» значительно принижена. Лавры первенства отдаются армиям союзников – американцам, англичанам, французам. Кому-то хочется дискредитировать нашу историю, стереть историческую память нашего народа. Уничтожение исторической памяти ведет к уничтожению самого народа. Наш долг в современной действительности – сохранить эту память о войне, отстоять и защитить правду войны.
В моей семье мне есть на кого равняться, с кого брать пример – это мой прадед, участник Великой Отечественной войны, Исайков Тимофей Михайлович. В нашей семье много лет хранят память о нем. О прадеде мне рассказывали мой дед, тетя и моя мама. Они общались с Тимофеем Михайловичем, когда он еще был жив, от него они знают о его жизни и героическом прошлом. Я был совсем маленьким, когда мне рассказывали о нем. Я рассматривал его награды и благодарности. Примерно пять лет назад я очень тщательно начал заниматься историей участия моего прадеда в Великой Отечественной войне. В этом мне помогли бережно сохраненные в моей семье документы тех времен. Меня всегда интересовал вопрос: какой силой и мужеством обладали защитники нашей Родины? Кто эти люди, отстоявшие свободу всей Европы?
В преддверии 70-летия Победы и в память о моем героическом прадеде я решил изучить жизненный путь Исайкова Тимофея Михайловича.
В конце позапрошлого века, 4 ноября 1892 года, в глуши Пензенской губернии, в с. Кириллово, в семье служащего Исайковых Михаила Платоновича и Прасковьи Тихоновны родился шестой ребенок - мальчик Тимоша.
Рос он любознательным, подвижным сорванцом. С ранних лет начал трудиться, помогать своим родителям. Семья была большая, дружная. Семь братьев стояли горой друг за друга. «Мы Исайчата. Никто нас не тронь, а кто тронет – тот портки сронит», -весело говаривали старшие. Мать занималась хозяйством, отец служил в лавке. Село Кириллово было большое – две церкви. Михаил Платонович имел возможность обучить детей грамоте в церковно-приходской школе. В начале ХХ века и мой прадед Тимофей получил начальное образование.
Старшие братья обзавелись семьями и отделились, младшие еще жили с родителями, помогали отцу в лавке.
Глубоко в лесах запряталось село Кириллово, но и сюда докатывались волны мировых событий. Приходили израненные, искалеченные солдаты с Русско-японской войны. Бабы крестились, мужики молча отводили глаза. Много историй о боях наслушался Тимоша. Часто представлял себя отважным воином. Не понимал тогда всей трагедии войны, не представлял всех ужасов потерь.
Когда началась Первая мировая война, Тимофей Михайлович ушел на фронт. Прошел пехотинцем всю войну, потерял трех братьев. Иногда в старости вспоминал прадед эту первую для него войну: «Да, прокатилась своим колесом империалистическая по нашей семье. Не вернуть погибших братьев. Где их могилки, не знаю, сгинули в чужом краю. Молодой был я еще, неопытный. Все мне храбрость свою да удаль показать хотелось. Травил нас проклятый немец газом. Наглотался я того газу, до сей поры тошно. Да и ослеп я, видно, из-за него».
Подошел 1917 год. Сообщения о революциях прадед встречал на фронте. И радостно было, и страшно, как же теперь без царя-батюшки? Что же будет?
В 1919 году добрался Тимофей до отчего дома. Встретил его сгорбленный отец и поседевшая от горя мать. А жить-то надо. Предлагали моему прадеду, как потерпевшему от империалистической войны, вступить в партию большевиков и заняться организацией советов в уезде, но он отказался: «Привык я работать, тянет меня к земле. Да и верующий я».
Грохотала на просторах России Гражданская война. Много унесла она жизней и белых, и красных бойцов. Все они сражались за свою Россию, у каждого она была разная. Сберег Бог лесные края, не было здесь братоубийственных сражений. Бывшие баре уехали вскоре после Октябрьской революции, кто побогаче тоже пустились в бега. Ни отряды белогвардейцев, ни банды преступников не разоряли родное село Тимофея. Люди жили по-разному: кто затаил злобу и ждал возвращения прежнего строя, а кто с верой в светлое будущее принялся за работу. Молодая Страна Советов выделила земельные паи крестьянам.
Прадед жил широко и радостно. Красавец-парень. Любимец девушек. Труженик. В 1920 году Тимофей Михайлович женился, привел в дом красавицу Арину. Он знал – жизнь продолжается. Нужно трудиться, растить детей. Вскоре, в 1921 году, родился первенец - Илюша, а следом, в 1923-м, и дочка - Аннушка.
Закончилась Гражданская война. Молодая Страна вставала на мирные рельсы. В промышленности началась индустриализация, а в сельском хозяйстве – коллективизация. Не все крестьяне приняли коллективизацию, были недовольные, но мой прадед принял нововведения и со всей семьей отправился создавать новую деревню и новый колхоз. В 1927 году на карте Пензенской губернии появилась новая деревня Ручеек. А в этой деревне новопоселенцы создали колхоз имени Буденного. Тимофей Михайлович вместе со всем своим имуществом вступил в члены этого колхоза. Распахивали лесные поляны, засеивали их рожью, сажали репу, свеклу. В лесу пасли коров, заготавливали сено, дрова. Работали от мала до велика, помогали друг другу выжить. Малых детей брали с собой в поле, старшие – помогали дома или пасли скот.
Тимофей Михайлович вначале работал в поле, но вскоре его выбрали счетоводом, был он грамотным и толковым специалистом.
Семья моего прадеда была верующей. В доме висели образа. Глубоко их потрясли события конца 20-х годов, когда и до их глуши дошли гонения на церковь и верующих. Вот как об этом вспоминал Тимофей Михайлович: «От двора ко двору пришла к нам весть – в Кириллово сбросили колокол с церкви. Бабы заголосили, я прикрикнул на них. Что же это? Почему? После нам рассказали, как это было. Верующие собрались у церкви. Но их разогнал отряд красноармейцев из области. Долго искали, кто решится сбросить колокол, никто не соглашался. Лишь Колюня (Николай Калинин) согласился. Но Бог его наказал – обездвижел он, отказали ноги». Эти события пошатнули доверие прадеда к новой власти. Во многих избах убрали образа, в некоторых спрятали подальше.
Были и трудные годы, были полегче. Родилась в 1927 году еще одна дочка – Анисьюшка. Приближался страшный 1932 год. В Поволжье, на Северном Кавказе, на Украине, Белоруссии, во всех хлеборобных районах начался голод, который унес, по разным оценкам, от 2 до 8 миллионам человек. Эти годы прадед вспоминал неохотно: «Выгребли весь хлебушек. Что есть? Чем сеять? Нам-то еще что, а вот Марфу и Прокла забрали: нашли припрятанный хлебушек. Сгинули в лагерях. Умирали целыми семьями. Зайдешь в избу, а они лежат мертвые, кто на лавке, кто на печи. И дети, и взрослые. Мы-то выжили за счет коровы, кормилицы нашей. Да, корова и трава лебеда спасли нас».
Не сломить русского человека. Только закаляют его бури и невзгоды. Прошли и голодные годы. Стали головы поднимать крестьяне. Песни запели звонкие. И богато не жили, но и голодных ртов не было. Радио провели в колхоз, школу открыли. Дети учиться стали, мечтать. Деревня растет. За поле переехала одна семья, вторая. Вот уже и Второй Ручеек строится.
Все хорошо. Да видно, на роду моего прадеда было написано не жить спокойно. Подрос старший сын Илья. Призвали в середине 1939 году его в армию. А тут и финская война грянула. Непонятная, как предвестница большой беды. Забрали Тимофея Михайловича в армию. «Как же так? Почему война? Как там без меня дома? Да и за Илюшку волнуюсь. Неужто он, как и я, - с молодости по войнам?». Так и случилось. Вернулся Илья домой только в 1946 году.
О финской войне прадед вспоминал крайне редко: «Одели новобранцев в невиданные белые маскхалаты. Потерь было много. Снайперы были у финнов знатные. Поди сыщи их в лесу. Линия обороны (линия Маннергейма) крепкая. Выиграли мы ту войну. Выиграли».
Возвратился солдат домой. А дома – забор покосился, крыша прохудилась. Да ничего. Руки целы, ноги целы, голова цела. Все отстроим, было бы желание. Дочки работать в колхозе стали.
Долго тянутся дни войны, а мирные пролетают стрелой. Год с небольшим прожил Тимофей Михайлович в мире. Ходил на работу, косил сено, смотрел фильмы из передвижной киноустановки.
Время было неспокойное. Огромная черная туча нависла над страной. Но даже себе боялись люди признаться, что фашисты на границе стоят. Все о войне думали, но грянула она неожиданно. Обращение тов. В. М. Молотова о начале войны слушали всем колхозом. В каждом сердце отозвалось «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Из колхоза забрали многих парней и мужчин. Оставшиеся работали за троих, а порой за пятерых. Лошадей забрали на нужды армии. Пахали, возили груз на быках. Молодых женщин отправили под Москву на рытье окопов, в том числе и старшую дочь прадеда Анну.
В первый год Великой Отечественной войны Тимофей Михайлович трудился в тылу: растил и собирал хлеб, валял валенки, выращивал скот. Очень тяжело жилось людям, много полегло защитников. Требовались новые солдаты.
В июне 1942 года мой прадед, Исайков Тимофей Михайлович, ушел на фронт. Пятидесятилетний мужчина, израненный участник двух войн, встал на защиту своей Отчизны.
Его зачислили в 226-й армейский полк ПВО в составе 26-го танкового корпуса. В июне - июле личный состав занимался боевой и политической подготовкой в лагере «Выстрел» под Москвой. Тимофея Михайловича назначили заместителем командира расчета, а чуть позже - командиром расчета. После учебы полк направили в Сталинград.
Вот что вспоминает прадед о тех событиях: «Земля горела у нас под ногами. Мы сопровождали танки нашего корпуса. Там опять я увидел немца проклятого. С самой империалистической забыть его не могу. И такая злоба меня охватила. Ну нет, думаю, пока я жив, не быть тебе, немчура, на земле нашей. А самолеты ихние бомбили и бомбили. Да и мы не лыком шиты. Тут я узнал, что и их железных птиц сбивать можно. Страшно было. Жутко. Вой самолетов, танков, снарядов. Но головы не пригибал. И еще увидал я впервые пленных фашистов, сдавались в те дни. Обычные люди. Да за что они нас хотели истребить?»
За военные успехи прадед получил звание гвардии младшего сержанта и был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда».
В период с 19.11.1942 по 15.12.1942 в боях полком сбито и подбито 27 самолетов противника.
За успешные действия в контрнаступлении под Сталинградом 26-й танковый корпус переименовали в 1-й гвардейский Донской танковый корпус, а 226-й армейский полк ПВО переименовали в 80-й гвардейский зенитно-артиллерийский полк.
В период с 19.12.1942 по 6.03.1943 Тимофей Михайлович в составе полка участвовал в боях в районах Лозовая - Павлодар - Днепропетровск. В районе станции Орелька полк копал в окружение и в период с 22.02.1943 по 01.03.1943 с боями вышел в район Валаклея, выведя из окружения большую часть матчасти и личного состава. При выходе из окружения полком сбито 23 самолета противника.
Затем полк переформировывали, а выжившие бойцы отдыхали.
С 11.07.1943 по 22.09.1943 полк участвует в боях за Орел. Сбито и подбито 18 самолетов противника.
С 5 октября по 18 ноября 1943 года в составе Белорусского фронта полк с плацдармов на реках Проня и Сож перешел в наступление на Гомельско-Бобруйском направлении. В дальнейшем в ноябре 1943 года освободил Речицу. Сбито 4 самолета.
С 7.12.1943 по 14.01.1944 прадед в составе полка участвовал в Калинковской операции. Затем участвовал в боях местного значения.
В составе 1-го Белорусского фронта полк принимал участие в наступательных операциях в Белоруссии и восточных районах Польши, форсировал Вислу. В ходе наступления были освобождены Осиповичи, Бобруйск, Минск.
За боевые заслуги и мужество, проявленные в ходе наступательной операции гвардии младший сержант Исайков Тимофей Михайлович был награжден медалью «За отвагу».
В августе - декабре 1944 года соединения, в которых воевал прадед, вели бои по удержанию плацдармов на левом берегу Вислы. В ходе Млавско-Эльбингской операции участвовал в освобождении городов Млава, Дзялдово и Плоньск.
С 14.01.1945 по 30.03.1945 в составе 2-го Белорусского фронта артиллерийский расчет Тимофея Михайловича участвовал в освобождении польских городов Гданьск (Данциг) и Гдыня.
С 20.04.1945 по 3.05.1945 прадед участвовал в боях по прорыву обороны противника на р. Одер и в боях на территории Германии.
После 9 мая полк остался на территории Германии в районе г. Гюстроф Макленбургской провинции.
В июле 1945 года Исайкова Тимофея Михайловича демобилизовали.
Вот она, дорога домой, встречи, слезы горя и радости.
А дома его ждала разруха. Но самое главное - он был жив. С головой прадед окунулся в восстановление колхоза. Многие односельчане не вернулись с войны. Бабы, ребятишки - вот основная трудовая сила. Где брал силы этот измученный войнами человек? Но не очерствел, не озлобился прадед на жизнь. Оставался веселым и приветливым. Никогда не жаловался, не завидовал. Дети подросли, внуки народились. Часто прадед приговаривал: «Это горе – не беда, лишь бы не было войны».
Внукам и правнукам частенько пел свою любимую песню «Бородино». Через всю жизнь пронес он слова Лермонтова: «Да, были люди в наше время». Как былинный богатырь, защищал он свою Родину и в дни войны, и в дни великих потрясений. Каждое событие в стране отразились в жизни прадеда, а еще вернее, именно он был участником этих событий. Я смело могу назвать Исайкова Тимофея Михайловича героем своего времени.
Много испытаний выпало на долю моего прадеда – участника трех войн. В конце жизни он ослеп, но оставался таким же активным и жизнелюбивым. Любил жизнь мой прадед, а жизнь любила его.
Давно нет в живых моего прадеда Исайкова Тимофея Михайловича, он умер 10 ноября 1976 года, но память о нем, о его подвиге живет в наших сердцах, и я говорю: «Спасибо! Вечная память!»
От всего сердца обещаю, что приложу все усилия, чтобы люди Земли жили в мире и не забывали о тех, кто подарил нам мирное небо над головой.
В этом году 9 мая с портретом прадеда я выйду на акцию «Бессмертный полк». Этим я почту память моего прадеда – Исайкова Тимофея Михайловича.
Судьба твоя – полная. Подвиг твой - бессмертен".
Сочинение прислал правнук Тимофея Михайловича - Мухин Александр Валерьевич