Здравствуйте!

Наш Бессмертный Полк у Бранденбургских Ворот.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2203/t524057.jpg

Вадим Беспояско. Поездка по Германии. Примечание. Привожу в сокращенном варианте.

Наша российская делегация 7 мая 2019 г. после Австрии и Чехии прибыла в Германию для поддержания связей с зарубежными странами по линии общественных организаций. В составе делегации – 14 человек от Российского военно-исторического общества и Фонда «Мир ради жизни».

Посещение бывшего концлагеря Нойенгамме.

Мемориал концлагеря Нойенгамме посвящён сохранению памяти жертв фашистского (пишут: нацистского) террора. В этом крупнейшем на северо-западе Германии концлагере и его филиалах за 1938-1945 гг. побывало 100 000 узников. Лагерь был ориентирован на производство кирпича для масштабного строительства, а также на военном производстве на бывшем заводе «Вальтер-Верке».

Вся территория бывшего концлагеря в 57 га принадлежит мемориалу, на ней сохранено 17 строений, а на месте деревянных бараков – площадки, обильно устланные разбитыми кирпичами. К услугам посетителей Международный монумент, Дом памяти, выставочные и документационные комплексы, здание бывшего кирпичного завода. Имеется Учебный центр, библиотека, научный архив. Организуются выставки и, говорят, образовательные мероприятия. Есть книги регистрации умерших в лагерной больнице. Установлено 23 395 имён умерших в концлагере Нойенгамме, основной причиной гибели признано истощение.

В Доме памяти я прочёл, что узниками Нойенгамме побывали, с октября 1941 г., 10 000 наших соотечественников (sowjetische), из них до июня 1942 г. умерли (starben) 652, судьбу остальных трудно проследить из-за перемещения их в концентрационный лагерь Заксенхаузен, в систему которого входил концлагерь Нойенгамме со своими филиалами.

Переезд на ещё один мемориальный комплекс – лагерь Берген-Бельзен. Только здесь я узнал, что в Люнебургской пустоши, между Гамбургом и Ганновером, имелось 4 стационарных лагеря (шталага): только для советских военнопленных – Берген-Бельзен, Эрбке, Витцендорф, и для советских военнопленных и военнопленных других стран – Фаллингбостель.

В братских могилах лагеря Берген-Бельзен на кладбище Хёрстен покоятся минимум 19 580 советских военнопленных, умерших в 1941 – 1945 гг. от истощения и болезней. На кладбищах Эрбке и Витцендорф – ещё не менее 30 тысяч советских военнопленных.

Мы посетили кладбище Хёрстен, возложили венок, прошли по огромной территории. Есть там и польские погребения, но безучётные. 142 могилы итальянцев перенесены большей частью в Гамбург. Глиняные таблички размером 25смХ40см с ФИО и датами рождения и смерти советских военнопленных на валу по периметру кладбища сделаны руками немецких школьников по проекту 2007 г. для школ «Мы пишем ваши имена» Народного немецкого союза по уходу за военными могилами и Рабочей группы Берген-Бельзена. Школьникам доводили информацию по данной теме. Укладка табличек производилась в торжественной обстановке.

А мне, в противовес, вспоминается, с каким трудом потомки московских дивизий народного ополчения (ДНО) выпрашивают транспорт, чтобы хотя бы 100 школьников за год повезти на место боёв, где их деды и прадеды сотнями тысяч гибли в Вяземской оборонительной операции 1941 г., защищая их родной город Москву на дальних подступах. Для будущих «глиняных табличек» нашими исследователями, активистами-потомками уже собраны данные на несколько первых десятков тысяч из 120 тысяч добровольцев ДНО.

На входе на кладбище Хёрстен установлен небольшой, но эмоционально насыщенный советский памятник с рельефом молодой плачущей женщины «Скорбящая». Немецкая мемориальная плита гласит: «На память советским воинам второй мировой войны, многочисленно умершим здесь в плену».

Побывали мы и непосредственно на территории бывшего лагеря Берген-Бельзен. Необозримая территория с несохранившейся инфраструктурой, но с указателями на бетонных плитах, что где находилось, и, конечно же, с устремлённым ввысь памятником погибшим.

В Документационном центре, - в двухэтажном непомерной длины здании, -  имеются стенды, повествующие о судьбах советских военнопленных 1941-1942 гг, 1942 -1945 гг. Есть даже алфавитная книга ФИО погибших здесь пленных, чего, к сожалению, не оставлено вермахтом в пересыльных лагерях на временно оккупированных территориях регионов СССР, например, на Смоленщине. Инстинктивно проверил я наличие в Списке фамилии моей родословной. Нет, не нашёл. Надо по-прежнему искать на полях сражений, там, где могут находиться 7 пропавших без вести однофамильцев разной степени родства из одного села.

В Документационном центре есть данные о Берген-Бельзене как лагере для эвакуированных и умирающих узников с декабря 1944 г. до прихода британских освободителей этой северо-западной территории Германии в апреле 1945 г.

Имеются данные о польских участниках Варшавского восстания 1944-1945 гг. и о лагере для интернированных итальянских военнослужащих 1943-1945 гг.  А на втором этаже – о перемещённых лицах еврейской и польской национальностей.

К вечеру в Ганновере, где предстояла нам крайняя ночь на германской территории, мы делились впечатлениями от посещения таких памятных мест. Неожиданно выяснилось, что в ходе всего увиденного, со слезами прочувствованного, нами не овладевала растерянность, а, наряду с сочувствием и состраданием, крепло чувство гордости за наших предков.

Удивляло осознание того, насколько стойким и выносливым проявило себя население на временно оккупированных германскими войсками наших территориях, и насколько убедительным оказалось воздействие нашего солдата, разгромившего этих изощрённых палачей и вымуштрованных убийц, кровавое дело рук которых в окаменевшем виде разбросано по всей Европе, что взору сейчас явилось две разных Германии.

Одна, в обличье зверя, в первой половине XX века и иная, приведенная в человеческие чувства, – со второй половины XX века до настоящего времени.

© Copyright: Вадим Беспояско, 2020. https://proza.ru/2020/05/05/57