Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Казарин Василий Алексеевич

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

https://panoramaborodino.museum-online. … d544319964 Музей-панорама "Бородинская битва", г. Москва
https://i.imgur.com/gHXPeLYm.jpg
Комиссар В.А. Казарин. 1942. Васильев П.В.

Автор Васильев Пётр Васильевич (1899 - 1975)
Название Комиссар В.А. Казарин.
Датировка 1942
Материал, техника бумага; карандаш
Размер 45,8 х 36,5
Аннотация
В первые дни войны младший политрук Василий Алексеевич Казарин был назначен военным комиссаром бронепоезда № 56. Бронепоезд сформирован 23 июня 1941 года в Киеве на базе учебного бронедивизиона войск НКВД 56-го полка 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. На вооружении бронепоезда состояло четыре 76-мм пушки, одно противотанковое орудие, 16 станковых и один зенитный пулемёт. Численность команды – 100 человек. Первые бои бронепоезд вёл на киевском направлении, а затем был переброшен к Каневу, в распоряжение командующего 26-й армией генерал-лейтенанта П.Я.Костенко.
В начале августа 1941 года войска 26-й армии отступали за Днепр. Бронепоезд прикрывал отход, защищая подступы к железнодорожному мосту. Бои продолжались непрерывно, с 10 по 14 августа. Комиссар Казарин заменил в бою погибшего пулемётчика.
14 августа в 16.00 около 40 немецких бомбардировщиков атаковали бронепоезд. Одна бронеплощадка поезда была сброшена с рельсов, другая сильно повреждена. Но бронепоезд № 56 продолжал удерживать позицию. В 23.00 командующий 25-й армией приказал отходить. По приказу командира старшего лейтенанта П.К.Ищенко бронепоезд заминировали и взорвали. 15 августа в 5.00 Казарин «вынес всю уцелевшую материальную часть бронепоезда, вывел личный состав на левый берег реки Днепр вполне боеспособным».
В декабре 1941 года В.А.Казарин был награждён орденом Ленина.
Выставки Лица войны
Ссылки В.А.Казарин на сайте ПОДВИГ НАРОДА
Коллекция Советский (фронтовой) рисунок

http://militera.lib.ru/h/efimev_manzhos … m582061623
Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945. — М.: Транспорт, 1992.

«Ты увидел бой, Днепр, отец-река...»
7 июля 1941 года на подступах к столице Советской Украины создалась тяжелая обстановка. Войска 5-й армии, измученные непрерывными боями, сражались под Коростенём, контратакуя противника в левый фланг и тыл. Дивизии 6-й армии стояли насмерть, стремясь отбросить гитлеровцев от Бердичева. Гарнизон Киевского укрепленного района сумел остановить вражеские танки на реке Ирпень в 20 километрах от города. В поддержку войск Юго-Западного фронта поднялись трудящиеся Киева. Части Красной Армии пополнили 200 тысяч бойцов и командиров. Было сформировано 13 истребительных батальонов и 19 отрядов народного ополчения, которые объединили около 35 тысяч бойцов-киевлян. <...>
В Киеве на базе учебного бронедивизиона войск НКВД 23 июня 1941 года был сформирован бронепоезд № 56. Материальная часть его представляла собой две бронеплощадки с четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и шестнадцатью станковыми пулеметами, бронепаровоз и две платформы прикрытия, на одной из которых были установлены противотанковая пушка и зенитный пулемет. В состав команды вошли более 100 человек — артиллеристы, пулеметчики, а также взвод разведки и связи, обслуживавшие бронедрезину. Командиром бронепоезда был назначен старший лейтенант П. К. Ищенко, комиссаром — младший политрук В. А. Казарин.
В первые же дни обороны Киева бронепоезд № 56 был переброшен к станции Тетерев. Фашистские танки, перерезав шоссе Киев — Житомир, двинулись к Бородянке. Старшему лейтенанту П. К. Ищенко была поставлена боевая задача — не допустить противника к железной дороге на участке Коростень — Киев, обеспечить эвакуацию населения и подвоз боевых пополнений.
Бывший наводчик орудия бронепоезда, подполковник в отставке И. Я. Малашенков вспоминает:
— На входных стрелках станции Бородянка бронепоезд едва снизил скорость. Разом ударили орудия. Огонь корректировал начальник штаба капитан Мартыненко. Снаряды точно ложились в цель. Один за другим загорелись три вражеских танка. Метко работали бойцы орудийного расчета сержанта Смирнова. Стремясь отрезать бронепоезд, к переезду устремились два танка. Но первыми же выстрелами они были подожжены. Отлично сработал наводчик орудия Жануков и командир орудия сержант Кожевников... Не выдержав меткого огня, фашисты прекратили атаки на Бородянку.
— На утро, еще до рассвета, двинулись к станции Клавдиево, в семи километрах от Бородянки, — дополняет И. Я. Малашенкова бывший машинист бронепоезда № 56 П. И. Васянович. — Выбрав лощину между густыми посадками, тщательно замаскировались. Едва взошло солнце, бомбардировщики появились над полотном железной дороги. Бомбовый удар фашисты наносили по мосту через реку Сдвиж у станции Бородянка. Бронепоезд двигался медленно. Вдруг наблюдатель показал рукой [32] в сторону большой поляны. На ней, замаскировавшись в кустах, стояли танки с черными крестами. Бойцы замерли у орудий. Но старший лейтенант П. К. Ищенко не торопился открыть огонь. Сначала надо было выявить расположение ближайших батарей противника. На опушке леса сверкнули вспышки — это дали залп вражеские орудия. Вот теперь пора вступать в бой и бронепоезду. Точный выстрел первого орудийного расчета, и задымился один из танков, завертелся на месте с перебитой гусеницей. По вспышкам выстрелов танки врага почувствовали, что огонь ведет подвижная артиллерийская батарея. Но бронепоезд был хорошо замаскирован, ведя бой со стороны солнца. Гитлеровцы в первые минуты так и не могли понять, откуда их атаковали, кто обрушил на них такой шквал огня. Танки расползались по поляне, но их настигали удары метких артиллеристов бронепоезда. И лишь после того как на бронепоезд был направлен массированный огонь вражеской артиллерии и минометов, он, маневрируя, отошел на запасную позицию...
20 июля 1941 года бронепоезд № 56 отбыл в распоряжение командующего 26-й армией генерал-лейтенанта Ф. Я. Костенко. Ему была поставлена задача оборонять участок Белая Церковь — Мироновка — Канев. В боях южнее Киева экипаж стальной крепости не раз отражал атаки врага, поддерживая части 14-го кавалерийского корпуса. В один из рейсов, стараясь не производить шума, бронепоезд сблизился с противником. Бронепоездная артиллерия и пулеметы обрушили на немцев, сосредоточившихся на опушке рощи, свинцовый шквал. Обстреляв гитлеровцев, бронепоезд отошел с поля боя. Эта короткая мощная огневая поддержка позволила прорваться из окружения бойцам 558-го стрелкового полка.
В другой раз армейская разведка сообщила старшему лейтенанту П. К. Ищенко, что атакующие их два полка вражеской пехоты сосредоточиваются в селах Черныши и Потанцы. Еще два полка вышли из села Пищальники и движутся вдоль железнодорожного полотна к поселку Трошин. Бронепоезд выехал к этим населенным пунктам и вскоре обнаружил наступающих гитлеровцев. Немцы прекрасно видели, что перед ними советский бронепоезд, но они шли во весь рост, засучив рукава, что-то кричали, палили в воздух из автоматов, напоминая пьяную толпу. Это была настоящая психическая атака. Но экипаж «Бориса Петровича», как уважительно звали бронепоезд бойцы, не растерялся. Артиллеристы хладнокровно зарядили орудия шрапнельными и осколочными снарядами и дали залп. Фашисты, несмотря на потери, продолжали идти вперед и вскоре оказались в зоне пулеметного огня. П. К. Ищенко приказал открыть огонь изо всех шестнадцати пулеметов. Военком В. А. Казарин заменил раненого пулеметчика. Свинцовый ливень бронепоезда отрезвил гитлеровцев, они начали окапываться. [33]
В это время другой отряд гитлеровцев зашел в тыл стальной крепости и открыл огонь из орудий с близкого расстояния. Группа немецких солдат сделала попытку взобраться на насыпь и подорвать железнодорожное полотно. Расстреляв эту группу в упор, бронепоезд благополучно отошел. Фашистские автоматчики в это время оправились от шока и короткими перебежками двинулись к станции. 56-му пришлось вернуться и открыть огонь, отбивая атаку. В течение второй половины дня бронепоезд еще шесть раз выходил для огневых налетов на открытую позицию.
Обстановка южнее Киева продолжала ухудшаться. Части Красной Армии отходили на левый берег. Бронепоезду № 56 было поручено прикрывать переправу в районе города Канев. К вечеру он прибыл на станцию и сразу же попал под ожесточенную бомбардировку. Многие здания, железнодорожные сооружения, пути оказались разрушенными. Но «Борис Петрович», находясь в постоянном движении, остался цел и невредим. Он отошел к мосту через Днепр и оттуда целую ночь вел огонь. Хотя позиция была неудобная, открытая, другой найти не представилось возможным. Бронепоезд маневрировал, стараясь избежать попадания вражеских снарядов. Но снаряды рвались вокруг, часто разрушали железнодорожное полотно, уменьшая радиус маневрирования. Правда, ремонтники быстро восстанавливали поврежденные участки, меняя шпалы и рельсы, а машинисты, проявляя все свое умение, буквально чудом уводили бронепоезд из-под обстрела.
И все же чудес на свете не бывает. На рассвете под колеса стальной крепости угодил снаряд. Вторая бронеплощадка сошла с рельсов. Командир и комиссар решили произвести ремонт немедля, под непрерывным огнем противника. В помощь ремонтной бригаде штаб 26-й армии выделил взвод из железнодорожного восстановительного батальона. Через несколько часов общими усилиями бронеплощадку удалось поднять. И снова застучали колеса.
Через полчаса «Борис Петрович» достиг заданного района и открыл огонь. Мимо шли запыленные пехотинцы, ехали повозки с ранеными, проносились автомобили с разным военным имуществом. Командир ближайшей части, прикрывавшей отход, попросил подавить два пулемета на колокольне в Бобрицах и уничтожить наблюдателей на ветряных мельницах в Гришенце. Наводчик Жакупов обещал истратить на пулеметчиков не больше пяти снарядов, но уже после второго выстрела колокольня рухнула. Та же участь постигла и наблюдателей на ветряных мельницах.
Бой не стихал весь день. Авиация противника периодически бомбила мост. Во время одного из налетов была сильно повреждена центральная опора моста. Бронепоезд оказался отрезанным: [34] впереди противник, позади Днепр. Правда, саперы вскоре обеспечили проезд, но только для автомобильного и гужевого транспорта, а бронепоезд не мог выехать даже на заправку.
Огонь противника продолжал усиливаться. И в это время появились вооруженные катера нашей речной флотилии. Это была своевременная и солидная помощь. Вместе с катерами бронепоезд повел по фашистам мощный ответный огонь. Бронеплощадки заполнились дымом и пороховыми газами. У бойцов кашель разрывал грудь, слезились глаза. Они угорали, задыхались. Попытка открыть двери для проветривания окончилась трагически. Капитан Мартыненко тут же рухнул, тяжело раненный осколком мины. Стоявшие рядом с ним сержант Панин, военфельдшер Губский и кочегар паровоза Вашурков получили легкие ранения. Их перевязали, и они остались в строю.
Во второй половине дня бомбежка усилилась. Полотно железной дороги получило многочисленные повреждения, и стальная крепость лишилась маневра. К счастью, рано стемнело и бой постепенно затих. На следующее утро, видя, что бронепоезд стал неподвижным, гитлеровцы смелее начали атаковать наши отходящие войска, пытаясь отрезать их от переправы. Но по-прежнему бронепоезд своим огнем срывал их планы. И снова весь день бушевал бой.
Погода испортилась — подул холодный ветер, небо заволокли грозовые тучи. Днепр покрылся белыми гребнями волн. Над «Борисом Петровичем» кружили «юнкерсы». Взрывом фугаски сорвало броню с левой стороны паровоза, пробило котел и тендер. Погибли три бойца экипажа и несколько человек получили ранения. Но орудия и пулеметы сохранились и продолжали вести огонь. Военком В. А. Казарин занял место у пулемета.
В двадцать часов на бронепоезд налетело 30 бомбардировщиков. На этот раз случилось непоправимое. От взрыва бомбы одну бронеплощадку сбросило с рельсов, другую повредило. Уцелевшие бойцы заняли круговую оборону.
Решив, что бронепоезд погиб, гитлеровцы пошли в атаку, стремясь захватить мост. В это время и ожила уцелевшая бронеплощадка: ударили ее пушки и пулеметы. Открыли огонь и бойцы, занимавшие круговую оборону. Не ожидавшие такого сопротивления гитлеровцы отступили.
С болью в сердце снимали бойцы пулеметы с бронеплощадок, вынимали замки из орудий. Затем, взяв все, что можно унести, они двинулись к Днепру. Лейтенант Н. А. Цепковский с группой подрывников заминировал искалеченные орудия и бронеплощадки. «Прощай, «Борис Петрович», богатырь наш», — произнес лейтенант. Через минуту раздался взрыв.
Уже светало, когда экипаж выстроился у опушки леса, на левом берегу Днепра. П. К. Ищенко и В. А. Казарин подвели [35] итог пятидесятидневных боев. Погиб бронепоезд, а с ним и девять бойцов экипажа, пятнадцать человек получили ранения. Но враг заплатил за это дорогой ценой. На боевом счету экипажа один сбитый «юнкерс», одиннадцать подбитых танков, пять бронированных тягачей, две бронемашины. Уничтожено пять противотанковых орудий, двенадцать минометов, две артбатареи и около трех тысяч гитлеровцев. Несколько частей Красной Армии с помощью бронепоезда № 56 вышли из окружения.
29 декабря 1941 года все бойцы и командиры стальной крепости были награждены орденами и медалями. Девятнадцать человек получили орден Красного Знамени, двадцать два — орден Красной Звезды. Капитан П. К. Ищенко и комиссар В. А. Казарин заслужили высшую награду Родины — орден Ленина. 14 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.
Несмотря на массовый героизм воинов Юго-Западного фронта, оборона Киева завершилась большим стратегическим поражением советских войск. 7 сентября 1941 года крупные силы 2-й танковой группы генерала Гудериана прорвались к Конотопу, Бахмачу, оказались значительно восточнее Днепра. Одновременно соединения 17-й немецкой армии в районе Кременчуга форсировали Днепр и устремились на север. 10 сентября 1941 года в районе Ромны — Лохвица танковые части Гудериана и Клейста соединились. Северная и южная группировки гитлеровцев прочно сомкнули кольцо вокруг 5, 26 и 37-й армий. В железные тиски окружения попали почти 465 тысяч бойцов и командиров Юго-Западного фронта. В их числе экипажи всех бронепоездов, оборонявших Киев.
Судьбы личного состава этих бронепоездов полны героизма и трагической безысходности.
Только утром 19 сентября 1941 года по приказу Ставки Верховного Главнокомандования начался отход дивизий 37-й армии из Киева. Чекисты 4-й дивизии НКВД полковника Ф. М. Мажирина, назначенного последним комендантом Киева, вместе с железнодорожниками 31-го мостового батальона 25-й железнодорожной бригады, поддерживаемые огнем бронепоезда под командованием С. П. Голованева, взорвали в Киеве все железнодорожные мосты (имени Г. И. Петровского, имени Е. Бош, Дарницкий), остановив наступление гитлеровцев на правом берегу Днепра. <...>

https://www.shukach.com/ru/node/5366

Бронепоезд №56 войск НКВД на вечной стоянке в Каневе
Опубликовано 27 сентября, 2011 - 20:37 автор dombrovskii_a
Украина›Черкасская область›Канів
<...>
Восстановленный бронепоезд №56 войск НКВД на вечной стоянке в Каневе.
Макет бронепоезда в натуральную величину установлен в Каневе к 35-летию Победы. Увековечивает подвиг экипажа бронепоезда БП 56 войск НКВД по охране железных дорог, действовавшего в 1941 г. в районе каневской переправы. Прикрывал отход частей Красной армии через железнодорожный мост, который позднее был разрушен и не восстанавливался. Макет создан на базе паровоза серии “Ов” и двух вагонов, обшитых листовым железом.
https://i.imgur.com/Esim3I5m.jpg https://i.imgur.com/HmkSOvnm.jpg https://i.imgur.com/GOjYnxEm.jpg

Опубликовано 19 октября, 2013 - 18:32 автор Декабрь
https://i.imgur.com/kB6Gnk6m.jpg

https://www.caravan.kz/gazeta/krepost-n … 7906144689

О подвигах бронепоезда БП-56 в первые месяцы Великой Отечественной войны в 1961 году был снят фильм на украинской киностудии им. А. Довженко – “Крепость на колесах”. <...>

https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_на_колёсах

«Крепость на колёсах» — советский художественный чёрно-белый фильм, снятый режиссёром Олегом Ленциусом в 1960 году на киностудии имени Довженко.

Сюжет
Фильм снят по реальным событиям. Один из легендарных эпизодов первых дней Великой Отечественной войны.
В районе Канева, в августе 1941 года, прикрывая переправы через Днепр, героически сражается с оккупантами, неся большие потери, бронепоезд № 56 под командованием капитана П. К. Ищенко. Его задача — остановить продвижение фашистов и прорвать кольцо осады, создав спасительный коридор для советских солдат. После того, как вражеская бомбардировка вывела бронепоезд из строя, экипаж уничтожил матчасть и влился в состав обороняющихся стрелковых частей.
Режиссёр Олег Ленциус
Автор сценария Виктор Кондратенко
В главных ролях
Борис Дмоховский
Михаил Пуговкин
Наталия Наум
Степан Бирилло
Анвар Тураев
Оператор Сергей Ревенко

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/so … g357906013
https://i.imgur.com/2VJgtMSm.jpg
комиссар бронепоезда Самарин (актер Василий Векшин) и командир бронепоезда (актер Григорий Михайлов), кадр из фильма

0

2

https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-car … er6255646/
Казарин Василий Алексеевич
Учетно-послужная картотека
Дата рождения: 13.03.1913
Место рождения: Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Большая Луна
Дата поступления на службу: __.__.1935
Воинское звание: полковник
Дата окончания службы: 07.08.1957
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 79
Номер ящика: 4

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 372080113/
Казарин Василий Алексеевич
Документ в учетной картотеке
Орден Ленина 29.12.1941
Дата рождения: __.__.1913
Воинское звание: мл. политрук
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 36, ящик 24

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … e10933526/
Казарин Василий Алексеевич
Орден Ленина Наградной документ
Дата рождения: __.__.1913
Дата поступления на службу: __.__.1935
Воинское звание: мл. политрук
Даты подвига: 14.08.1941, 15.08.1941
Наименование награды: Орден Ленина
Дата документа: 29.12.1941
Приказ подразделения
№: 14/Н от: 29.12.1941
Издан: ВС Юго-Западного фронта
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 682524
Дело ист. информации: 436
военком бронепоезда 56 полка войск НКВД
http://s8.uploads.ru/t/vTR0x.png https://i.imgur.com/bW5LBvLm.jpg https://i.imgur.com/CP1Yvcnm.jpg https://i.imgur.com/pQe1s4am.jpg

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 372080108/
Казарин Василий Алексеевич
Медаль «За боевые заслуги» Наградной документ
Дата рождения: __.__.1913
Воинское звание: полковник
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Медаль «За боевые заслуги»
Дата документа: 10.12.1945
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 36, ящик 24
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t34975.png

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 372080109/
Казарин Василий Алексеевич
Орден Красной Звезды Наградной документ
Дата рождения: __.__.1913
Воинское звание: полковник
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Орден Красной Звезды
Дата документа: 20.03.1952
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 36, ящик 24
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t85881.png

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 372080110/
Казарин Василий Алексеевич
Орден Красного Знамени Наградной документ

Дата рождения: __.__.1913
Воинское звание: полковник
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Орден Красного Знамени
Дата документа: 30.12.1956
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 36, ящик 24

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 521470640/
Казарин Василий Алексеевич
Орден Отечественной войны II степени Документ в юбилейной картотеке
Дата рождения: __.__.1913
Место рождения: Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Б. Лука
Наименование награды: Орден Отечественной войны II степени
Номер документа: 71
Дата документа: 06.04.1985
Автор документа: Министр обороны СССР
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Юбилейная картотека награждений
Расположение документа: шкаф 23, ящик 7
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t47366.png

https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_guk3041341/
Казарин Василий Алексеевич
Записи из ГУК
Дата рождения: 13.03.1913
Место рождения: Пензенская область Вадинский район село Лука
Дата призыва: 1935
Воинское звание: полковник
История: Орден Ленина (1941);Медаль "За боевые заслуги" (1945);Орден Красной Звезды (1952);Орден Красного Знамени (1956);Орден Отечественной войны II степени (1985)

0