Лапотков Иван Семёнович
08.07.1924 - 21.10.2015
http://www.vestivad.ru/news-22-4848.html
08.05.2019
На фронте вадинец был понтонёром, на «гражданке» прослыл «Кулибиным»
Иван Семёнович Лапотков родился 8 июля 1924 года в г. Керенск Пензенской губернии.
Маленьким, совсем маленьким судьба столкнула Ванюшу Лапоткова с трудной взрослой жизнью. С ранних лет он трудился с отцом в колхозе на сельхозработах. Уже в пятнадцать работал, как большой, на тракторе в МТС.
Причудлива фантазия народная. Увидела она в мальчишке не мальца, а будто бы удалого молодца, и «окрестила» его звучным именем Ванец. А кто-то называл ласково Ванёчек. Так и остались эти два имени до старости.
Однако в военном билете, выданном Ванюшке в 1942 году, его нарекли, как и полагается полным именем и даже с отчеством: Иван Семёнович Лапотков. А было новобранцу восемнадцать лет. Не умел он произносить высоких слов на работе, не произнёс их и тогда, когда Родина позвала. Просто встал и пошёл, как был, в лаптях.
Призвали солдата в октябре 1942-го. А направили в блокадный Ленинград (Ленинградский фронт).
Солдат Великой Отечественной Иван Лапотков.
Дорога на передовую началась в Пачелме. До неё троих керенских ребят довёз на повозке отец. Из обуви на будущих солдатах были лапти, из одежды – рваные телогрейки, из еды мать испекла буханку хлеба на троих, которую несколько раз пытались отнять по пути в северную столицу, и приходилось драться за неё, чтобы самим было что поесть. Из Пачелмы новобранцев отправили на призывной пункт в Пензу, где за пять дней сформировали эшелон и дальше — на Ленинград.
Боевое крещение И. Лапотков принял буквально сразу же, чуть отъехав от Пензы. Два вражеских самолёта разбомбили эшелон. Немало тогда осталось навечно лежать в земле пензенской...
А Иван Семёнович в лаптях, как отбыл из дома, так и доехал до Ладожского озера, а там, в тех же лаптях на пароходе да ещё по колено в холодной воде на палубе – до города Тихвина, что под Ленинградом.
Путь через Тихвин к северной столице был тяжёл: по трупам своих и вражеских солдат. Город только освободили от фашистов.
В Ленинграде вадинцу посчастливилось встретиться с земляком Семёном Петровичем Алёшиным из деревни Ольгино. Дружков, как и подобает в таких случаях, помыли в бане, обмундировали, и началась для них война. Целых полтора месяца учёбы. Но голод и холод блокадного Ленинграда вынудили ребят подать рапорты с просьбой о сокращении периода учёбы. Так через месяц отправили бойцов на передовую.
В северной столице был страшный голод. Там ели крыс, собак, кошек. О брезгливости не было даже мысли.
Вадинец болел цингой – из-за отсутствия пищи в организм не попадало необходимое количество витаминов, вследствие чего расшатывались и выпадали зубы. Таким образом, в юном возрасте Иван Лапотков потерял половину зубов. Болели и суставы. У каждого была дистрофия…
Фронтовик рассказывал, что около них, солдат, частенько крутились ленинградские дети. Подходит, например, девочка лет 10-ти, руку протягивает со словами: «Солдатик, оживи…», ну как ей откажешь – отдаёшь пайковый хлеб.
Солдатам хлеба давали на несколько граммов больше, чем гражданскому населению. Люди об этом тоже знали.
Несколько раз боец Лапотков обмораживал руки, ноги. А когда лежал в мёрзлом окопе и замерзал — не надеялся выжить, смирялся, но выживал. Молодость, видимо, помогала.
Служил вадинец в понтонно-мостовом подразделении инженерных войск СССР с воинской специальностью понтонёра. Всю войну прошёл в звании рядового. Участвовал в обеспечении «Дороги жизни» через Ладожское озеро, в строительстве мостов и переправ через реки, озёра, болота во время боевых действий, в боях по прорыву блокады Ленинграда. С осени 1943 года воевал на 1-м Украинском фронте, в частности, под Полтавой, под Киевом. Участвовал в форсировании Днепра, в освобождении Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Австрии, Венгрии.
Вспоминал солдат, как однажды при переправе через реку Одер разбомбили их плот, и он оказался в ледяной ноябрьской воде в шинели и с полным боекомплектом, плыл по течению в зимней воде, пока не почувствовал под ногами мель Выбрался на берег. Потом оказалось, что из десяти человек, находившихся на плоту, выжил только он. Тяжело было терять тех, с кем шёл бок о бок. А видеть смерть друзей Ивану доводилось не раз.
…Нелегко возводить через реку свайные мосты, да ещё под обстрелом и бомбёжкой врага. Ордена за эти подвиги как-то не предусматривались, да и не думалось о них. Строители мостов и болота гатили. Синявские болота под Шлиссельбургом. По ним мостилась дорога из деревьев под танки для освобождения города. Но не только деревья валились в болота. Люди… Сколько их? И дорога жизни через Ладожское озеро, и прорыв блокады длиной в шесть суток под канонады в январе 1943 года…
Всё прошло через руки и ноги, через разум и сердце молодого парня. А железнодорожный свайный мост через Неву, построенный им тоже, и сейчас стоит.
Берегла судьбинушка своего Ванечку… 23 сентября 1943 года их 14-й батальон с техникой погрузили в эшелон и отправили на Полтаву. Только трактор Ивана не уместился. Он должен был поехать с 12-м батальоном. А в родной 14-й врезались на путях два встречных, неведомо откуда взявшихся вагона...
Счастливым называл Иван Семёнович пребывание на Полтаве. А борщ полтавский ощущал во рту до конца жизни. Только те двадцать дней, что были в Полтаве, за всю войну и жили под крышей да в тепле. Отдых дали бойцам. А потом опять – палатки, окопы. И снова спасибо Судьбе. Под Киевом над трактором Лапоткова немец сбросил бомбы. Выскочил боец из машины, отбежал. Контузило его, правда. Две недели медсанбата. Однако даже в госпиталь не поехал. Герой? Да нет, просто страшно было отстать от своих земляков. А было их девять человек.
После медсанбата уже на другом тракторе форсировал Иван Семёнович Днепр. Пять раз делали понтонный мост и пять раз немцы его разбивали. Шестой раз построили, и опутанный воздушными подушками трактор Лапоткова отправился по мосту, чтобы зацепить затонувший в Днепре самолёт.
Было ли на войне страшно? Как знать… Молодость, она ведь часто бесшабашной бывает. Она своё и делала.
...До последних дней своей жизни помнил Иван регулировщицу Надю. Понравилась девушка ему – отходить не хотелось, а она прогоняла – у неё служба. Не сразу солдат отошёл – настойчивый был. Оказалось же, что Надя… от смерти его отгоняла. На глазах у Ивана разорвало её бомбой…
Сколько же раз она, косая, обошла его? Это тоже вадинец знал и помнил. Помнил и Вислу в Польше, где чуть не замёрз в окопе. Помнил, как на Одере видел смерть Героя Советского Союза Сергея Максютова.
Дважды И. С. Лапотков был контужен.
Бессмертный солдат И. С. Лапотков в 2019-м вновь в строю.
Он удостоен наград: «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», ордена Отечественной войны и др.
После победы прослужил Иван ещё 2 года. Домой вернулся в 1947-м, из Венгрии.
После войны был голод и на малой родине. Нечем было кормить детей, так как всё выращенное сдавалось государству. Селяне варили лебеду с мелкой картошкой, оставшейся в земле на огороде. Разжёвывали – получалось пюре для маленьких детей. Так и кормили. Себе варили картофельные очистки с той же лебедой. При этом ещё выполняли в колхозе тяжёлую работу и в холод, и в жару.
Фронтовик, комбайнёр Лапотков-«Кулибин» с внуками Андреем и Ольгой Мясниковыми
Всю жизнь работал И. С. Лапотков в родном колхозе имени Куйбышева трактористом, комбайнёром. Был всегда в передовиках, особенно трудясь на зерновом комбайне. Имел трудовые награды. Прослыл «Кулибиным», умеющим отремонтировать любую безнадёжную технику с помощью находчивости и смекалки.
Да, с юных лет Иван Лапотков очень любил играть на гармони и в своё время постоянно был приглашаем на свадьбы и другие мероприятия в качестве гармониста.
У Ивана Семёновича и его супруги Татьяны Кузьминичны родилось пятеро детей, но двое из них, к сожалению, умерли в раннем детстве из-за болезней и голода. Пришлось пережить и это. Дед и прадед дождался 4 внуков и 5 правнуков.
Не стало И. С. Лапоткова в юбилейный год – 70-летия Победы, 21 октября 2015-го, на 92-м году жизни.
9 мая 2019 года боец И. С. Лапотков вернулся в строй. В составе Бессмертного полка с его портретом по улицам Вадинска прошёл внук Михаил Лапотков.
Подготовила Алла ЯКОВЛЕВА
(о Бессмертном солдате рассказал внук Михаил Лапотков)