http://www.kchf.ru/ship/podlodki/d4.htm сайт Черноморского флота

Подводная лодка "Д-4"
http://sg.uploads.ru/t/QRKvk.jpg http://s8.uploads.ru/t/Pg1jT.jpg http://s9.uploads.ru/t/ocjyq.jpg
ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 945/1355 т.
Размеры: длина 76,6 м, ширина 6,4 м, осадка 4,3 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 12,5/8,22 узлов.
Дальность плавания: над водой 4700 миль при 8,9 уз, под водой 135 миль при 2,9 уз.
Силовая установка: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х525 л.с.
Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппаратов (14 торпед), 1 100-мм орудие, 1 12,7-мм пулемет ДШК.
Глубина погружения: до 90 м.
Экипаж: 53 человека.

История подлодки:
Подводная лодка класса "Декабрист"
К разработке проекта первой советской подводной лодки приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября представили на рассмотрение начальника Морских Сил Республики два варианта. Выбор был остановлен на первом варианте c с водоизмещением 890 т, как наиболее предпочтительном для Балтики, где лодкам предстояло участвовать в оборонительных действиях в Финском заливе и пользоваться извилистыми фарватерами.
Сразу же, не дожидаясь официального утверждения Реввоенсоветом, документы передали на Балтийский завод для постройки. 5 марта 1927 г. там произвели официальную закладку первых трех подводных лодок 1 серии, впоследствии отнесенных к типу "Д" по первой букве названия головного корабля - "Декабрист".
Первенцы советского подводного судостроения создавались двухкорпусными, клепаной конструкции. Для корпусных работ была выделена высококачественная сталь из дореволюционных запасов, предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Прочный корпус (максимальный диаметр 4,76 м), рассчитанный на предельную глубину погружения 90 м, имел сложную веретенообразную форму с плавными переходами от одного диаметра к другому. Поэтому листы его обшивки пришлось изготовлять способом горячей выколотки по пространственным шаблонам. Шпацию приняли равной 500 мм. Впервые в отечественном кораблестроении корпус подлодки разделялся на водонепроницаемые отсеки. Пять сферических и одна плоская водонепроницаемые переборки подразделяли прочный корпус на семь отсеков, наибольшим из которых оказался первый, где помещались большая часть торпедного вооружения и основные жилые и бытовые помещения рядового состава. В переборках были прорезаны круглые лазы диаметром 800 мм с дверями, закрывающимися с помощью кремальерного устройства. Прочность переборок со стороны вогнутости рассчитывалась на давление 9 кгс/см, что соответствовало предельной глубине по­гружения. Отсеком-убежищем стал четвертый - центральный пост (ЦП), где былии сосредоточены средства управления лодкой и борьбой за живучесть. Здесь же в подводном положении располагался и главный командный пункт (ГКП), а цилиндрическая прочная руб­ка небольших размеров с верхним и нижним люками служила только для обеспечения выхода из подводной лодки.
Система погружения и всплытия включала две концевых, шесть пар междубортных и среднюю цистерны главного балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, воздушные маги­страли систем высокого и низкого давления. Работа последней обеспечивалась трубовоздуходувками фирмы "Броун-Бовери". Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались пневматическими и ручными приводами, кингстоны ЦГБ - только ручными. Для удобства плавания в позиционном положении служили две палубные цистерны, Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом высокого давления имелись, кроме ЦП, также в I и VII отсеках. Также впервые цистерны главного балласта заполнялись водой самотёком, а не с помощью насосов, что позволило сократить время срочного погружения с 3 минут у ПЛ типа "Барс" до 30 секунд. Некоторые балластные цистерны могли использоваться как топливные.
Разобщение дизелей от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы "Бамаг". Из общего запаса дизельного топлива (128 т) только 39 т размещалось в цистернах внутри прочного корпуса, а остальное - в бортовых балластных цистернах (в перегрузку). Для достижения максимально возможной дальности подводного хода создали двухякорный электродвигатель ПГ-20 - один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся для экономического хода. В подводном положении двухъякорные главные гребные электродвигатели типа питались от аккумуляторной батареи, четыре группы которой размещались в герметичных ямах. Обитаемость лодок соответствовала уровню своего времени: командный состав помещался в каютах, половина краснофлотцев - в самом большом первом отсеке. Впервые установленная на отечественных лодках система регенерации воздуха позволяла лодкам находиться в подводном положении в течение 72 ч.
Главное вооружение включало 8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед типа 53-27 (скорость 45 уз при дальности хода 3,7 км, масса ВВ - 265 кг). Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные аппараты, но самих торпед к моменту вступления их в строй еще не существовало, и корабли для боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя в торпедные аппараты специальные решетки.
В ограждении рубки были установлены 102-мм орудие Б-2 (длина ствола 45 калибров, угoл возвышения 60°) и 37-мм зенитный автомат. Для 102-мм орудия имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах на мостике. Артиллерийское вооружение первоначально должно было состоять из двух 102-мм орудий, расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед и за ограждением рубки. Однако в ходе обсуждения проекта высказывались опасения снижения боеспособности подлодки из-за заливания орудий волной. После этого приняли решение носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а кормовое орудие заменить на 37-мм зенитный автомат, также установив его в ограждении рубки.
Впоследствии выяснилось, что такое размещение 102-мм орудия неудачно, так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте, особенно при швартовках. Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в 1936-1941 гг. носовое орудие, заменив его на 100-мм установку Б-24 (120 снарядов), вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового мостика. Также было заменено кормовое орудие на 45-мм установку 21К (500 снарядов). Все это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки.
Подводная лодка Д-4 была заложена 14.04.1927 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 16.04.1929 г., вступила в строй 30.12.1930 г. и 05.01.1931 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ.
С 11.01.1935 г. входила в состав ЧФ. 18-21.10.1933 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). В период с декабря 1938 г. по 27.09.1941 г. прошла на "Севморзаводе" в Севастополе модернизацию и капитальный ремонт.
Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Крыма.
Оборона Севастополя в мае-июне 1942 г.: выполняла транспортные задачи по обеспечению осажденного города. За пять рейсов доставила в город 318,6 тонн груза, из них 123 т боеприпасов, 38 т бензина, 157,6 т продовольствия, эвакуировала на Кавказ 78 человек.
Всего в период ВОВ подводная лодка Д-4 совершила 16 боевых походов и произвела 6 атак с выпуском 19 торпед, потопив 20.03.1943 г. болгарский пароход "Родина" (4158 брт), 10.08.1943 г. транспорт "Boy Peddersen" (бывший советский "Харьков", 6689 брт), 20.08.1943 г. болгарский пароход "Варна" (2141 брт) и 23.11.1943 г. транспорт "Santa Fe" (4627 брт).
04.12.1943 г. погибла в Калимитском заливе (предположительно потоплена юго-западнее м.Урет противолодочными кораблями "Uj-103" и "Uj-102" после неудачной атаки десантной баржи № 566) и 29.12.1943 г. была исключена из состава ВМФ.

Переименования данной подводной лодки: до 15.09.1934 г. - "Революционер".

https://ru.wikipedia.org/wiki/Д-4_«Революционер»

Д-4 «Революционер» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927-1930 годах, четвёртый корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».
История корабля
Подводная лодка «Революционер» была заложена 14 апреля 1927 года под заводским номером 27/192 на стапеле завода № 198 в Николаеве. При попытках спуска на воду в марте 1930 года возникали недопустимые крены. Проект подводной лодки был признан вредительским, главного конструктора и его помощников приговорили к лишению свободы на несколько лет, однако вскоре они были условно-досрочно освобождены, и, после переделки системы погружения-всплытия, 6 апреля лодку спустили на воду, 30 декабря 1930 года подписан приёмный акт, лодка вступила в строй, получила бортовой номер 11. 5 января 1931 года лодка вошла в состав морских сил Чёрного моря.
За годы войны «Д-4» совершила 16 боевых походов, в том числе 6 транспортных рейсов в осаждённый Севастополь. Потопила немецкий транспорт «Boy Federsen» (бывший советский «Харьков», 6 689 брт), болгарский транспорт «Варна» (2 141 брт) и, вероятно, германский транспорт «Santa-Fe» (4 627 брт). Все — близ мыса Тарханкут.
11 ноября 1943 года лодка вышла в боевой поход. В последний раз «Д-4» видели 1 декабря с подводной лодки «Щ-209». Точное место гибели и причины гибели неизвестны, предполагается подрыв на минном поле. Первоначально считалась, что лодку потопили четыре немецких вспомогательных противолодочных корабля, но в том эпизоде была атакована и получила лёгкие повреждения «Щ-209».

Командиры лодки
Илья Данилович Кулишов, январь 1929 г.
В. С. Сурин
Н. К. Моралев
И. С. Израйлевич
И. Я. Трофимов

см. также https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_серии_I_«Декабрист»

Пензенцы-военные моряки, погибшие на подводной лодке Д-4 (см. http://www.sovboat.ru/dead/mean_d4.php3 ):

2. Быстров Алексей Матвеевич, капитан-лейтенант, дублер командиpa ПЛ.
Русский, член ВКП(б).
Родился 12 февраля 1909 года, вероятно, в поселке Земетчино Пензенской области, либо в одноименном селе (прекратило существование) на территории Моршанского района Тамбовской области. В кадрах РККФ с 1931 года.
17. Балакирев Алексей Иванович , старшина 1 статьи, командир отделения торпедистов.
Русский, кандидат в члены ВКП(б).
Родился 12 апреля 1921 года в селе Нижние Поляны, ныне Белинского района Пензенской области.
Призван в РККФ Кировским РВК (?города/области?) в 1940 году. (по сведениям родственников, призван из города Сталинграда - прим. Шарова М.А.)
42. Гурин Петр Васильевич, старший краснофлотец, старший электрик.
Русский, беспартийный.
Родился 2 февраля 1915 года в городе Пенза. Призван в РККФ Пензенским ГВК в 1937 году.

Отредактировано Дворянкин С.А. (2019-04-13 10:59:19)