Бои в районе Крестьянской горы.
Зимой 1943 года активизировались боевые действия советских войск, наступающих на Жиздринском направлении. 8 февраля 1943 года командующий 16-й армией генерал-лейтенант И.Х. Баграмян получил приказ от командующего Западным фронтом генерал-полковника И.С. Конева готовиться к наступлению на Жиздру. Армия была усилена 14 стрелковыми и двумя зенитными дивизиями, десятью танковыми бригадами, двумя бригадами и четырьмя полками "Катюш", артиллерийскими и минометными полками. Усиленно проводилась разведка направления, по которому предстояло осуществлять наступление.
Командование вермахта подтянуло к фронту дополнительные части 211-й и 321-й пехотных дивизий, большое количество противотанковой артиллерии и около сотни танков.
22 февраля 1943 года, после мощной двухчасовой артиллерийской и авиационной подготовки, войска 16-й армии перешли в наступление на двадцати двух километровом фронте в направлении на Жиздру и встретили яростное сопротивление противника. 23 февраля решительной атакой советских войск противник был отброшен с занимаемого им рубежа. Началось ожесточенное сражение на знаменитом выступе - Жиздринском плацдарме за Крестьянскую гору. По накалу ожесточенной борьбы она сравнима с Гнездиловской высотой, Зайцевой горой и другими. Эта высота являлась ключом к освобождению Жиздры. С февраля по март 1943 года она переходила из рук в руки. Потери в живой силе были огромные с обеих сторон.
В прорыве вражеской обороны особо отличились воины 916-го стрелкового полка 207-й стрелковой дивизии майора К.А. Вершинина. Наступающие стрелковые батальоны встретили ожесточенное сопротивление противника. Немцы при поддержке четырех «пантер» несколько раз шли в контратаку. Но артиллеристы батареи капитана Мартемьянова смело вступили в единоборство с новыми бронированными танками противника. Они прямой наводкой в считанные минуты огнем поразили три танка. Четвертый продолжал вести огонь. Один из снарядов разорвался рядом с огневой позицией пулеметчика Н. Ахтямова, он был убит, а его помощник, ефрейтор Бабичев, был ранен. Умолк пулемет и у соседа. Это вызвало замешательство среди атакующих. Пехота противника, воспользовавшись моментом, снова пошла в контратаку. Немецкий танк продолжал вести огонь по боевым порядкам полка. Тогда командир полка майор К.А. Вершинин приказал воинам выкатить на ближайший пригорок орудие, у которого было разбито прицельное приспособление, и стал расстреливать врага визуальной наводкой ствола. Второй снаряд попал в цель. Из переднего люка «пантеры» вырвалось пламя, и раздался взрыв. Воодушевленные подвигом своего командира воины поднялись в атаку. Майор Вершинин и командиры стрелковых взводов Щукин и Прохоров со своими бойцами вступили в рукопашную схватку с фашистами. В этом бою осколком гранаты смертельно ранило майора Вершинина. Бой принял ожесточенный характер и продолжался еще четыре дня. На пятые сутки советские воины сумели вклиниться до семи километров в оборону противника. 27 февраля части 31-й и 11-й Гвардейских стрелковых дивизий выбили немцев от Крестьянской горы.
К 28 февраля обеспокоенное немецкое командование подтянуло две пехотные и две танковые дивизии, в том числе танковую дивизию СС «Великая Германия», и выдвинуло их к правому флангу 16-й армии. Командарм 16-й армии ввел в бой резервные 247-ю стрелковую дивизию и 256-ю танковую бригаду, которые стали наступать на Ослинку.
С рассветом 1 марта 1943 года, под гром артиллерийских залпов, в сопровождении танков на позиции немцев двинулась наша пехота. Бои стали еще более упорные и ожесточенные, советские воины упорно теснили врага. 6 марта 17-я стрелковая дивизия в составе 16-й армии получила боевую задачу вести наступление севернее Жиздры. 7 марта части дивизии после могучей артподготовки перешли в наступление. К 12 марта третья линия обороны противника была прорвана. Несмотря на шквальный огонь, воины 1312-го стрелкового полка, прорвав оборону немцев, ворвались в Верхнее Ашково. 1314-й стрелковый полк, взаимодействуя с 1316-м стрелковым полком и лыжным батальоном, перешел в атаку в направлении Нижнего Ашкова и освободил его.
Немцы решили вернуть свои позиции. 19 марта в двух километрах от Верхнего Ашкова противник окружил 2-й батальон 108-й стрелковой дивизии. Зажатые со всех сторон танками и пехотой противника, бойцы вели неравный бой с врагом. Когда подошли к концу патроны и гранаты, они вызвали огонь нашей артиллерии на себя. В течение месяца до 27 марта 1943 года шли кровопролитные бои у Крестьянской горы. Множество подвигов было совершено в этих боях.
19 марта 1943 года, южнее одного километра Крестьянской горы, артиллеристы противотанкового 102-го артиллерийского дивизиона преградили путь дивизии СС «Великая Германия». Они в упор расстреляли шесть машин врага. Еще три танка противника продолжали наступать на огневые позиции артиллеристов, у которых оставалось около десятка снарядов. Политрук батареи А.Я. Павловец из Жиздры переползал от орудия к орудию, подавая снаряды в патронник. Когда был убит последний наводчик орудия, А.Я. Павловец сам встал за прицел и прямой наводкой расстрелял еще два танка. За этот бой отважный политрук был награжден орденом Красной Звезды.
Подвиг совершили и 14 бронебойщиков 407-го стрелкового полка под командованием старшего лейтенанта В.В. Постникова. Бойцы вели жестокий бой против наседающих на них 40 немецких танков и до двух рот пехоты врага. Бронебойщики сражались с необыкновенной самоотверженностью. Фашистские танки гусеницами давили окопы и все, что попадалось на их пути. Живые продолжали сражаться, бросая бутылки с зажигательной смесью, и вели огонь из ПТРов. Бой длился целый день. Все бронебойщики погибли, но не отступили ни на шаг. Было сожжено 7 вражеских танков и уничтожено 100 фашистских солдат и офицеров. Все 14 бронебойщиков были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.
В боях на Крестьянской горе отличился и экипаж танка «Беспощадный», который был построен на средства советских писателей и художников. В феврале-марте 1943 года танк «Беспощадный», в состав экипажа которого вошли: гвардии старший лейтенант Павел Хорошилов, командир экипажа, гвардии старший сержант Егор Царапин, гвардии сержант Алексей Егоров, гвардии старшина Алексей Фатеев, и гвардии сержант Георгий Филиппов, участвовал в боях на Жиздринском плацдарме. В первых же боях с врагом было уничтожено три танка, разбита минометная батарея, огнем пулемета было подавлено несколько огневых точек противника. Из донесения комиссара танковой бригады Паршутина командующему бронетанковыми войсками армии: «В первой атаке танк «Беспощадный» получил две пробоины. Ранение получил механик-водитель Е. Царапин, но продолжал оставаться в боевом строю. Своим мощным огнем и гусеницами танк продолжал истреблять немецких захватчиков. Во время второй атаки погиб командир танкового экипажа П. Хорошилов. Третью атаку провел А. Фатеев. За время боев на Крестьянской горе танком было уничтожено 12 танков противника, 7 минометов, 4 дзота и две роты солдат и офицеров противника».
За февраль и март 1943 года войска 16-й армии продвинулись на 13 километров. Затем фронт на некоторое время стабилизировался. Ни у одной из сторон не было сил перейти в решительное наступление.
Освобождение Жиздринского района продолжилось летом 1943 года. В июле 1943 года соединения 50-й армии генерала И.В. Болдина перешли в наступление. Полкам 50-й армии потребовалось более 3-х недель, чтобы преодолеть немногим более десяти километров и ворваться на объятые огнем улицы Жиздры...
События Великой Отечественной войны на территории города Жиздры. Из книги Жиздринского краеведа, библиографа В. Н. Михалевой «Край наш Жиздринский».
Фото здесь. © Жиздринская районная централизованная библиотечная система . https://rcbs-zhizdra.kaluga.muzkult.ru/zhizdra_voina