http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1322/

Список безвозвратных потерь 639-го штурмового авиаполка в августе-сентябре 1942 года
1.08 Уланов Николай Николаевич Младший лейтенант командирского звена Жена Князьева Нина Федоровна, Пензенская обл. Городище ул. Митрофановская д.32

http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000015674

Николай Николаевич Уланов

Страна: СССР
Годы жизни: 1914 - 01.08.1942 (НБЗ)
Призван в армию: Пензенский РВК Пензенской обл.
Вид авиации: Штурмовая
Категория: Летчик
Места службы: 639 шап
?÷01.08.42
Командир звена

Мл. лейтенант, командир звена.
01.08.42 г. не вернулся с боевого задания.

Источники информации:
1. Мемориал
2. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1650, л. 8.

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51517133 Информация из донесения о безвозвратных потерях
список безвозвратных потерь 224 штурмовой авиационной дивизии с 1.8. по 20.8.1942
Уланов Николай Николаевич
Дата рождения/Возраст __.__.1914
Дата и место призыва Пензенский ГВК, Пензенская обл., г. Пенза
Последнее место службы 224 ШАД 639 ШАП
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 01.08.1942
ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1650
мл. лейтенант, командир звена 639 ШАП, член ВЛКСМ с 1939
Не вернулся с боевого задания 1.8.42
Жена Князьева Нина Федоровна, Пензенская обл., Городище, Митрофановская, 32

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77851613 Информация из приказа об исключении из списков
Пензенский облвоенкомат
Уланов Николай Николаевич
Дата рождения/Возраст __.__.1914
Последнее место службы 224 ШАД 639 штурм. ав. полк
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 01.08.1942
ЦАМО, ф. 56, оп. 12220, д. 56
мл. лейтенант, командир звена 224 ШАД 639 ШАП, член ВЛКСМ
Пропал без вести 1.8.42
Жена Князьева Нина Федоровна, Городище, Метрофановская, 32

В Книгу памяти Пензенской области не включен

http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1323

639-й ближнебомбардировочный авиаполк был сформирован 13 ноября 1941 года в городе Бугуруслан. Первым командиром полка был назначен капитан Сапига Михаил Порфирьевич, комиссар - старший политрук Бурлак Владимир Семенович, начальник штаба - Баскаков Семен Федорович. После формирования и сколачивания части 5 января 1942 года полк как отдельная часть прибыл на Калининский фронт в составе 22 самолетов У-2 с экипажами.

В течение 2 с лишним месяцев полк не использовался по своему прямому назначению. В это время только начиналось становление ночных бомбардировочных частей, воюющих на "небесных тихоходах" - У-2. Возможно поэтому, летчики полка занимались снабжением наших частей, окруженных в районе западнее Ржева (переброска горючего, боеприпасов, вывоз раненых). Полк произвел 100 боевых вылетов, по-видимому дневных, было вывезено на Большую землю 200 раненых, потеряно 4 самолета. Кто из летчиков воевал в этот период неизвестно. Возможно, одним из них был младший лейтенант Сорокин, 7 боевых вылетов за линию фронта, был сбит, выходил из окружения с партизанами, в это же время, там же воевал на У-2 и Георгий Корниенко, но он летал в составе 203 отдельной авиаэскадрильи.

13 марта 1942 года полк в составе управления - 8 летчиков и 15 авиатехников убыл для переформирования в Куйбышевскую область, в 1 Запасную авиабригаду. 5 апреля этого же года переформирован в транспортный авиаполк, а затем 17 апреля уже окончательно в штурмовой авиаполк.

22 июня 1942 года полк, включенный в состав 224-й штурмовой авиадивизии, прибыл в Действующую Армию на Западный фронт. Командиром полка был назначен майор Абрамов, начальник штаба - майор Овчинников, военком - по-прежнему старший политрук Бурлак (Владимир Семенович, прошел весь боевой путь полка со дня его основания, до 1945 года, не будучи летчиком, в 1944 году освоил специальность воздушного стрелка и в этом качестве совершал боевые вылеты). Штурман полка - капитан Никифоров, инженер полка - военинженер 3 ранга Клубов, начальник связи- воентехник 1 ранга Мельник Прокофий Карпович (в последующем капитан Головлев Алексей Дмитриевич), начальник воздушно-стрелковой службы- старший техник-лейтенант Дорогов Александр Георгиевич.

http://s3.uploads.ru/t/PrLIq.jpg
Одноместный бронированный штурмовик Ил-2, образца 1941 года. Такие самолеты стояли на вооружении 639 шап в 1942 году.

Штат полка 2-х эскадрильный. Адрес полевой почты - ППС 2090, п/я 639 полк. В части имелось 20 летчиков и 19 одноместных самолетов ИЛ-2. Базирование - аэродром Кожухово. Двадцатый самолет, находился в ремонте, на заводе почти до конца июля 1942 года.

Самолеты ИЛ-2 первых серий несли мощное наступательное вооружение - 2 пулемета ШКАС, 2 пушки ШВАК калибром 20-мм (в последующем заменили на 23-миллиметровые пушки ВЯ-23), 400 кг (в перегруз до 600кг) бомб и до 8 неуправляемых реактивных снарядов. Кабина летчика и двигательный отсек были заключены в 5-8 миллиметровый бронекорпус. Недостатком конструкции, являлось отсутствие воздушного стрелка, что делало самолет уязвимым для истребителей противника. В последующем, советская промышленность перешла на выпуск двухместного штурмовика ИЛ-2. Воздушный стрелок на этих самолетах был вооружен крупнокалиберным пулеметом Березина, и специальными воздушными гранатами.

Боевая деятельность авиаполка началась 5 июля 1942 года, в политдонесении комиссара назван как первый боевой день. В этот день 17 самолетами было произведено 42 боевых вылета с общим налетом 42 часа. Цели в районе Шамордино, Белев, Пепелевка, Алтухово, Бабинки, Гнездилово, западный берег реки Мошонка. По докладам пилотов уничтожено 6 зенитных орудий, 4 танка, 24 автомобиля, 6 пулеметных точек, 2-4 дзота, более 20 повозок, подожжена деревня Мал (?). Не вернулись с боевого задания Дмитриев, Темляк.. Самолет с-та Игнатова подбит ЗА (зенитной артиллерией) над целью, обрезал мотор, пилот сел на лес в районе Козельска, самолет сгорел, летчик с ожогами и ушибом руки вернулся в свою часть. Отличился комсомолец сержант Раппопорт, который при атаке командира 1 АЭ капитана Красоткина истребителем Ме-109 "…смело и решительно пошел на выручку командира, открыл огонь по самолету противника. В результате самолет противника загорелся, атака была отбита.."..

6 июля 1942 года 14 самолетами было выполнено 37 боевых вылетов, общий налет 49 часов. Цели в районе Загородняя, Запрядная, Ясенек, Черный поток, Игнатовка. Пилоты полка заявили об уничтожении 4 дзотов, 13 танков, 13 орудий полевой артиллерии, 7 зенитных точек, 22 автомобилей, более 20 повозок, 300 солдат. В этот день отличились летчики Уланов, Кардава, Галкин, Белов, Рыбин. Под впечатлением этих дней младший лейтенант Рыбин написал в письме родственникам: "Работать приходится очень много, с темна до темна, работа напряженная, требующая большой силы воли, выдержки, смелости, отваги и умения. Жизнь фронтовая интересная, с сюрпризами. Вот и опять воюю, но уже лучше, по-настоящему бью фашистов. Ведь Родина мне доверила замечательный СА.молет, штурмовик с бомбами и мощным вооружением. Доверие Родины я безусловно оправдаю. Я мщу за наши сожженные города и села, за издевательства над нашим народом, за смерть брата Саши. Я уже много фрицев уничтожил, а также танков, машин, дзотов и счет свой буду увеличивать. Подлетая к линии фронта я вижу наших храбрых пехотинцев, которые машут мне кепками, показывая направление на врага, как будто говоря, давай мол начинай, а мы докончим. Как перелетишь линию фронта, так фашисты открывают яростный огонь по нашим самолетам, мы в свою очередь тоже поливаем их огнем и бросаем на их голову смертоносный груз. Смешно и весело смотреть, как они разбегаются в разные стороны. Конечно, еще требуется много усилий, еще предстоит много кровопролитных боев, но все-таки фашистская грабь - армия будет разбита. Не вернувшиеся вчера, Дмитриев и Темляк возвратились в свою часть. Самолеты 14\4. "

В последующем в течение 1 недели у полка боевых вылетов не было. Личный состав рвался в бой, особенно воодушевленный удачными вылетами 5-6 июля. Летчики маялись от безделья, командование не знало, как и чем их занять. Проводились собрания, публичные чтения литературы, стрельбы из личного оружия, а боевого задания все не было. К счастью, за это время удалось отремонтировать почти все поврежденные самолеты.

11 июля 1942 - 4с\в (летали Зеленцов, Белов, Филиппов и Головкин). Белов и Панченко назначены командирами звеньев. Самолеты 15\3.

С 16 по 24 июля - проходило перебазирование на новый аэродром (совхоз Ватулино). Перелет произошел успешно, всего перелетело 18 штурмовиков.

27 июля проводились тренировки по перебазированию. Летали с загрузкой в 5 человек технического состава. Самолет младшего лейтенанта Рыбина потерпел в этот день аварию. Летчик на скорости производил посадку и слишком рано начал выравнивание. Машина упала на одно колесо. Погнут центроплан вместе с лонжероном, правая плоскость имеет просадку. Самолет требует заводского ремонта. Пассажиры не пострадали. На летчика наложено взыскание, удержано 25% заработка, объявлен строгий выговор. Планировалось направить материал прокурору для придания летчика суду военного трибунала, но в дальнейшем, видимо этого не было сделано. Возможно, причиной этому была череда подобных происшествий с другими летчиками. Так в один из последующих дней, самолет сержанта Юрченко был поврежден в боевом вылете. Авиатехники отремонтировали машину прямо на месте вынужденной посадки. При подготовке к взлету, Юрченко не проверил местность в направлении взлета. Самолет угодил в незамеченную канаву и потерпел аварию. Каких-либо мер к пилоту не применялось. Самолеты 14\1

30 июля уничтожение артиллерии в районе Полунино, Голаково, Коршуново. Полеты проходили в сложных метеоусловиях, вылет в составе полка (15 самолетов). Учитывая плохую видимость, командир принял решение о возвращении на аэродром, но часть летчиков не подчинилась. Повели свои звенья на задание Уланов, Кардава и Сорокин, за что потом получили взыскания. Красоткин, Панченко, Уланов и Рапопорт летали с загрузкой в 550 кг. бомб и 4 РС.(так называемый "сталинский наряд") Уничтожено 26 орудий, 15 овтомашин, 12 повозок, 12 минометов, 29 зенитных точек, 11 дзотов. Не вернулись с бевого задания Филиппов(2АЭ); Дмитриев и Галкин - 1АЭ. Самолеты 12\0.

31 июля. Филиппов и Галкин находятся на вынужденных, самолеты исправны, летчики невредимы.

1 августа Работа по ж\дороге в районе Сычевка, Мартюхи, Касня. 4 с\вылета (Корниенко, Белов, Головкин, Уланов). Первая боевая потеря полка. Не вернулся с боевого задания командир звена, младший лейтенант Уланов Николай Андреевича - его самолет был сбит зенитным огнем над целью в районе Златоустово (по другим сведениям сбит минометным огнем над линией фронта)....