Сергей Каргапольцев сообщил о пензяке - генерал-майоре А.В.Бондовском.
Генерал-майор А.В.Бондовский, источник: https://biografiaru.wordpress.com/б/бондовский-александр-васильевич-1896-1970-bondovski
22 июня, ровно в четыре часа...
19.06.2015
Около трех часов ночи 22 июня 1941 года в штаб 85-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в окрестностях Гродно, пришла шифровка с приказом привести войска в полную боевую готовность. Командир дивизии генерал-майор Александр Бондовский провел срочное совещание, после которого вызвал к себе в кабинет начальника артиллерии полковника Тарасова. Комдив навсегда запомнил тревожные предрассветные часы, внезапно разорванные грохотом бомбежек. Позже он вспоминал: «Неожиданно для нас обоих вблизи штаба дивизии весьма неприятно провыла, а затем, издав резкий неприятный звук, разорвалась бомба, а за ней начали рваться другие. Как-то невольно у меня из груди вырвался тяжелый вздох, и я воскликнул: «Ну, Тарасов, война началась!»
В БОЯХ ЗА ГРОДНО
На часах было четыре утра. Попытки дозвониться в штаб армии успеха не имели. Отовсюду сообщали, что линии связи повреждены. Бондовский по своей инициативе отдает приказ отменить учебные сборы и выдвинуться к реке Лососна — необходимо вывести войска из-под удара немецкой авиации. Решение комдива оказалось своевременным: утром немецкие самолеты начали бомбить район постоянной дислокации дивизии, но наши войска уже ушли, заняли оборону западнее Гродно и вступили в бой с противником. Немцы нанесли бомбовый удар по железнодорожному вокзалу и другим важным объектам в Гродно. В городе началась паника. Когда наступило затишье, народ бросился грабить магазины. Эвакуации никто не объявлял, поэтому многие самостоятельно покидали город и целыми семьями уходили пешком на восток. Беженцы шли по дорогам большими группами, а самолеты расстреливали их из пулеметов с небольших высот. Правда, зенитчики 85-й дивизии в течение первого дня войны сбили несколько бомбардировщиков, но это не могло изменить ситуацию. Согласно донесению Западного особого военного округа город бомбили около 60 немецких самолетов.
Как сообщалось в сводках, в течение первого дня войны 3-я армия, в составе которой находилась 85-я дивизия, вела бои с «попеременным успехом». В ночь с 22 на 23 июня части Красной Армии в соответствии с приказом командования оставили Гродно. Полки 85-й дивизии отступили по направлению к реке Свислочь. Выполняя приказ командующего армией, Бондовский организовал взрывы мостов через Неман и уничтожение складов боеприпасов и горючего, которые находились в городе. 24 июня на улицах Гродно появились колонны немецких войск. По воспоминаниям очевидцев, еще накануне над зданием железнодорожного вокзала кем-то был поднят белый флаг.
Едва части 3-й армии выполнили приказ об отступлении, как к вечеру 23 июня 85-я и 56-я дивизии получили новое распоряжение: «Атаковать в общем направлении на Гродно и закрепиться к северу от этого города». По рассказам участников событий наступление проходило в крайне неблагоприятных условиях. Тыловое обеспечение отсутствовало. Двигаться приходилось по открытой местности. Войска шли колонной по единственной дороге, с которой техника не могла съехать из-за кюветов по обеим сторонам. Немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы на колонну, и, если люди успевали рассредоточиться, вся боевая техника оставалась на дороге под ударами авиации. Вечером разрозненные полки дивизии атаковали немцев в окрестностях города. Ценой больший потерь удалось закрепиться на окраинах, но генерал-майор Бондовский принял решение отступить, так как занять город не хватало сил.
ГЕНЕРАЛ НЕСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
Будущий военачальник Александр Васильевич Бондовский родился в 1896 году в Пензе. Карьера боевого офицера у него, как говорится, была на роду написана. Окончил 4 класса Пензенской частной гимназии. С августа 1915 года служил в пехотном батальоне, учился в школе подготовки прапорщиков. Во время Первой мировой войны служил командиром полуроты на Северном фронте. После Февральской революции работал в милиции в Пензе. Затем его призывают в Красную Армию. Сражался на фронтах Гражданской войны, во время которой командовал ротой, батальоном, служил командиром 112-х Пензенских пехотных курсов комсостава. В 1926 году окончил курсы «Выстрел» имени Коминтерна — лучшее в то время и поистине легендарное военное учебное заведение, в котором готовили командиров среднего и старшего звена. По природе своей осторожный и хладнокровный, он отличался личной смелостью, умел принимать решения в самых сложных ситуациях, не боясь брать ответственность на себя. Столь блестящее начало военной биографии прочило молодому офицеру быстрое движение по карьерной лестнице, но все оказалось не так просто. Военная карьера Бондовского протекала неспешно, без головокружительных взлетов. В 1931 году он принял командование стрелковым полком и прослужил в этой должности целых восемь лет. Трудно сказать, как относился к этому сам Александр Васильевич, но многие из тех, с кем он вместе учился на курсах «Выстрел», смогли продвинуться на куда более высокие посты. Впрочем, столь долгая задержка в карьере, возможно, уберегла Бондовского от серьезных неприятностей. Красная Армия ощутимо пострадала от кадровых чисток 1937 — 1938 годов. Основной удар репрессий пришелся по комсоставу уровня командиров дивизий и выше. В этом отношении показательна судьба первого командира 85-й стрелковой дивизии М.П. Карпова. Он был арестован в 1938 году и по надуманному обвинению приговорен к восьми годам лишения свободы как участник военного заговора. В меньшей степени репрессии коснулись командиров батальонов и полков. В 1939 году, когда основная волна арестов уже схлынула, Бондовский назначается командиром 85-й стрелковой дивизии, а в 1940 году ему присвоили звание «генерал-майор». Его опыт оценили по достоинству, хотя в те непростые времена подобные назначения были, скорее, редкостью. Численный состав вооруженных сил к 1940 году значительно вырос, но опытных военных кадров не хватало. Зачастую вместо отправленных в лагеря или уволенных из Красной Армии комбригов и комдивов приходили люди, не нюхавшие пороха и не имевшие серьезной подготовки.
ТРАГЕДИЯ ЗАПАДНОГО ФРОНТА
К началу июля немцы сумели отрезать пути отступления наших войск, находившихся в Белоруссии. Образовался так называемый Белостокский котел, в котором оказались 3, 4 и 10-я армии Западного фронта. Противник применял тактику блицкрига — скоротечные боевые операции при активном участии танков и авиации. Из журнала военных действий Западного фронта за июнь 1941 года: «Особенностью немецких ударов было стремительное продвижение вперед, не обращая внимание на свои фланги и тылы. Танковые и моторизованные соединения двигались до полного расхода горючего. Средний темп наступления немцев за первые пять суток составлял до 60 км в сутки... Наступление немцев было настолько стремительным, что не дало возможности организовать как следует оборону и оказать сильное сопротивление на линии Минского и Слуцкого укрепрайона... »
В течение июня — июля значительная часть формирований Западного фронта была рассеяна или уничтожена. 85-я стрелковая дивизия понесла очень большие потери, и в сентябре 1941 года вышел приказ о ее расформировании. Всего за период с 22 июня по 30 июля 1941 года безвозвратные потери Красной Армии составили более 447 тысяч человек (источник: «1941 год — уроки и выводы». М.: Воениздат. 1992.) В Ставке Верховного Главнокомандования растерянность от поражений первых дней войны сменилась гневом. Командующий Западным фронтом генерал Д.Г. Павлов, а также еще несколько старших офицеров были расстреляны «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками». После войны Павлов и казненные вместе с ним офицеры были реабилитированы. Что касается генерал-майора Бондовского, то судьба уготовила ему столько испытаний, что их хватило бы не на одного человека. Летом 1941 года при попытке выйти из окружения близ деревни Миляевки он попадает в плен. Через несколько дней ему удалось сбежать из колонны военнопленных. Осенью того же года он опять попадает в плен и бежит во второй раз. К своим вышел только в декабре, затем четыре месяца проходил проверку в НКВД. Таким образом, он стал единственным советским генералом, сумевшим во время войны дважды бежать из фашистского плена. После проверки он возвращается в строй, и его отправляют на курсы «Выстрел», но теперь уже в качестве преподавателя и начальника переподготовки политсостава. С самого начала своей преподавательской карьеры неутомимый генерал-майор просится на фронт. Наконец его просьбу удовлетворяют. В 1943 году решением Военного совета Бондовского назначают командиром 324-й стрелковой дивизии стрелкового корпуса 50-й армии. В апреле 1944 года он выезжает на передовые позиции для проведения рекогносцировки, где в результате артобстрела получает тяжелое ранение и теряет правую ногу. Но после излечения в госпитале генерал-майор опять в строю. Он занимается преподавательской деятельностью и только после войны выходит в отставку.
Александр Васильевич награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, а также медалями и именным оружием. На родине, в Пензе, его имя мало кому известно. Зато в Белоруссии, где он встретил войну, чтят его память. Несколько лет назад в Гродно появилась улица имени Александра Бондовского.
Александр СОБОЛЕВ.