Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. мы "заплатили" очень дорого... Из Пензенской области было призвано более 300 000 человек, не вернулось более 200 000 человек... Точных цифр до сих пор мы не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесет данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, прославлял ратными подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Наше настоящее и наше будущее » Чему и как учат наших детей? Современное образование в России.


Чему и как учат наших детей? Современное образование в России.

Сообщений 241 страница 246 из 246

241

Дикость и варварство – основа русской истории?

Фёдор Мамаев

17 июня 2017 
http://sh.uploads.ru/t/fdByT.jpg

Холодная война XXI

В нашей новой рубрике мы будем говорить о технологиях современной информационной войны, которые часто используют в своём арсенале исторические сюжеты и аналогии.

Версию эту мы можем встретить и в газетах, и на ТВ, и в Интернете, а если покопаться, то и в трудах солидных с виду политологов и даже историков типа американца Ричарда Пайпса. Состоит она в том, что с незапамятных времён и вплоть до наших дней сущность российской истории заключается в двух словах: дикость и варварство. Дикари и варвары все – деспотическая власть, её противники, например, Степан Разин, Емельян Пугачёв или декабристы, ну и, само собой, простой народ.

Как мочили Ивана Грозного

Теории этой уже почти 450 лет, в Европе она появилась во время долгой Ливонской войны (1558 – 1583), и вели такую пропаганду напуганные противники Ивана Грозного из Речи Посполитой. Для устрашения европейских обывателей распространялись разного рода летучие листки, для более солидной публики писались сочинения подлиннее. Леденящие кровь и ужасно преувеличенные подробности уже по ходу той войны привели побывавшие в России немцы Альберт Шлихтинг и Генрих фон Штаден.

Попавший в плен Шлихтинг выместил свою ненависть к пленившим в сочинении на латыни, одно название которого выдаёт намерения автора с головой: «Новости из Московии, сообщённые дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана». Лейтмотив размышлений немца, которого использовали в Москве в качестве толмача (переводчика), прост до безобразия: цивилизованной Европе угрожают орды ужасного тирана с устрашающим прозвищем Грозный. Знакомые мотивы, не правда ли?

Штаден в Москву приехал сам, по доброй воле, пробыл в России целых двенадцать лет, сделал при царе Иване Васильевиче неплохую карьеру, сделался опричником, выгодно торговал мехами. Скопив деньжат и вернувшись в Европу, Генрих решил конвертировать в звонкую монету и свои впечатления о России и русских. И этому немцу всё ясно: Грозный – «ужасный тиран». Но Штаден был похитрее и предлагал наложить на царя санкции, отобрав у него часть богатств, а именно оккупировав Колу и Онегу. В наше время умник Генрих вполне мог бы заседать в американском сенате, где совсем недавно очень похожие планы прошли процедуру голосования.

Почкование пропаганды

Их дело не пропало: незамысловатые высказывания Шлихтинга и Штадена с вариациями, соответствующими текущей обстановке, принимают на веру на Западе до сих пор. Сняли со столба на Пушкинской площади юного оболтуса, оказавшегося сыном депутата, и первое, что пишут – всё то же самое: темнота, дикость и бесправие, в котором живёт огромное большинство русского народа. То есть, сказки из шестнадцатого века, едва ли не полутысячелетней давности, по-прежнему используют как оружие в информационной войне, которая с тех пор и не прекращалась. В разное время место Грозного со званием «ужасного тирана» занимали Пётр Великий, Екатерина II, Николай I, Александр III, Ленин, Сталин, в последние семнадцать лет впечатлительную западную публику пугают Путиным.

А что на самом деле? Дикость и варварство в различных формах можно найти в любом обществе, в том числе и на современном Западе. И в российской истории подобных негативных явлений можно выискать немало в самые разные времена. Но ставить эти два слова в основу исторической концепции – это примерно то же самое, как если бы физические упражнения президента Клинтона и Моники Левински в Овальном кабинете Белого дома положить в основу всей истории Соединённых Штатов. Читать такую историю кому-то будет очень интересно, только не история это, а примитивная дешёвая пропаганда по заветам Шлихтинга и Штадена.

Источник: http://histrf.ru/biblioteka/book/dikost … oi-istorii

0

242

В защиту историка Мединского
     
Григорий Герасимов, доктор исторических наук 

17.06.2017
http://sd.uploads.ru/t/B5g0d.jpg

Либеральные историки обвиняют Мединского в том, в чем историка обвинить нельзя: в наличии мировоззрения, на основе которого он реконструирует прошлое.

Смена мировоззренческих оснований общества у нас всегда сопровождается «историческими войнами» за «новое прошлое». Сегодня борьба за российскую историю обострилась в очередной раз. Либеральная история, пришедшая на смену коммунистической в 1990-е годы, объявлена очередной исторической неправдой и быстро вытесняется из исторического дискурса новым государственно патриотическим направлением, которое сегодня неформально возглавляет министр культуры Владимир Мединский. И именно он стал объектом нападок со стороны оттесняемого либерального исторического направления.

В чем обвиняют министра культуры 

Основная претензия к Мединскому как к историку, высказанная в «Заявлении о лишении ученой степени доктора наук», в том, что «он вслед за Платоновым объявляет абсолютным стандартом истинности и достоверности исторического труда «взвешивание на весах национальных интересов России»… «Текст, написанный в соответствии с подобными принципами, с очевидностью может быть признан чем угодно, но только не научным исследованием»; «Историческая наука тем и отличается от пропаганды, что не оценивает события положительно или отрицательно в зависимости от их соответствия чьим-либо национальным интересам, а ограничивается беспристрастным анализом». Заявление поддержали академики из клуба «1 июля». В январе 2017 года на сайте Комитета гражданских инициатив был опубликован доклад Вольного исторического общества (ВИО) «Какое прошлое нужно будущему России». Его авторов тоже возмутила теоретико-методологическая позиция Мединского. Всех выступающих за лишение министра ученой степени объединяют либеральные взгляды.

Напомню, что «исторический либерализм» пришел на смену историческому материализму, объявив, как сказано в докладе ВИО, коммунистическую идею «ложным мифом». Сегодня новое государственно-патриотическое идейное направление объявило уже либерализм «ложным мифом». Завтра, когда сменятся мировоззренческие основы общества и власти, государственно-патриотический историзм неизбежно окажется очередной большой ложью. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы, отечественные историки - и либералы, и патриоты, и коммунисты - не оставим своих притязаний на историческую истину, которую позволительно было утверждать в XIX веке, но в веке нынешнем подобные претензии выглядят анахронизмом.

История сегодня

История - это образ прошлого, создаваемый историком по правилам определенной теории.

Прошлое как объект истории является идеальной конструкцией, создаваемой историком на основе своего мировоззрения, методики исторического исследования и исторических фактов. Если исходить из этого, научная история - это лишь один из способов конструирования прошлого. Таких способов много: мифологический, религиозный, литературный, фантастический. Поскольку прошлое всегда создается в рамках определенного мировоззрения, то этот вариант считается единственно верным для носителей данного мировосприятия.

ХХ век - столетие краха нескольких идейных систем, что заставило размежевать мировоззрение и идеологию.

Многие историки стали отказываться от цельных и стройных картин социального мира, возможных только на четко определенных идейных основаниях, которые стали отождествляться с идеологиями как ложными учениями. В действительности любая идеологическая система является взглядом на социальную действительность с одной позиции, и в этом отношении она неполна и даже ошибочна, поскольку с другой позиции картина мира будет иной. Однако человеческое сознание не может охватить безграничное социальное бытие во всем его многообразии, поэтому вынуждено строить цельную картину мира, становясь лишь на одну точку, обозревая с ее позиций безбрежный социальный мир, его прошлое, настоящее и будущее. Иного способа нет. Существующий и ограничен, и ошибочен, но это единственная возможность структурировать, познать и изменить хаос прошлого бытия.

Любое мировоззрение - всегда идеология. Однако не все идеологии способны стать мировоззрениями. К примеру, многие национальные идеологии не обладают мировоззренческой широтой, ограничиваясь сферами социально политического и исторического.

Любая картина мира развивается во времени, поэтому история, которая создает образ прошлого человечества, относится к мировоззренческим наукам. Любая крупная мировоззренческая теория имеет свой, отличный от других, образ прошлого, свою историю.

Прошлое мы видим разным в зависимости от того, под углом каких мировоззренческих идей мы его создаем. Вспомним, что еще совсем недавно главным событием ХХ века была Октябрьская революция, и в таком качестве она, вне всякого сомнения, влияла на умы и действия многих и многих людей и, уж конечно, на большинство наших соотечественников. С тех пор в прошлом ничего не изменилось, но влияние революции определенно уменьшилось.

Этот пример показывает, что влияние прошлого определяется сегодняшним мировоззрением людей.

До тех пор, пока образ настоящего, прошлого, и будущего будет создаваться с помощью мировоззрения (а по-иному человек воспринимать и представлять действительность не может), история будет переписываться при смене картин мира. Поэтому, как считал Курт Хюбнер, задача историка заключается в «непрерывном переписывании истории с учетом того, что с течением времени прошлое непрерывно изменяется».

Только уровняв в роли, значении и истинности все мировоззренческие системы, можно представить себе историю не в привычной ныне форме отрицания одного заблуждения другим, а стройным рядом сменяющих друг друга эпох, создаваемых человеческим разумом.

В свое время Эйнштейн утверждал, что «существует неограниченное число возможных систем теоретической физики, ни одна из которых не имеет очевидных эмпирических преимуществ перед другими». Это утверждение применимо и к идейным системам. Любое мировоззрение, как предельно общее идеальное представление о внешнем и внутреннем мире человека, не имеет объективных преимуществ перед другими способами видения мира, поскольку каждое из них вырабатывает свои собственные критерии истинности и успешности, и ни одно из них не имеет каких-либо внешних оценок. Сохраняющееся в российском обществе мировоззренческое многообразие с неизбежностью ведет к официальному сосуществованию целого ряда противоречащих друг другу вариантов российской и советской истории.

С многообразием историй, в общем-то, согласны и члены Вольного исторического общества: «Нет нужды напоминать, а тем более доказывать, что для монархистов, коммунистов и либеральных демократов (в собственном смысле этого слова) существуют совсем «разные истории» одних и тех же эпизодов, периодов, процессов и прошлого в целом. Разное видение истории существует у прогрессистов и консерваторов, у либералов и этатистов, у глобалистов и изоляционистов, у сторонников западной, европейской ориентации или адептов более, или менее пристойных версий евразийства. Однако идеологическая и политическая суть формально учрежденной в России либеральной демократии как раз и заключается в признании права общества на это разнообразие и концептуальное равноправие». Признавая на словах равенство всех образов прошлого, они почему-то отказывают в этом Владимиру Мединскому, построившему историю на основе «национальных интересов России». Чем эта идея хуже либеральной, евразийской или прогрессистской? На этот вопрос ответа нет, но подспудно следует, что следовать интересам России, даже в отношении прошлого - ненаучно.

Теории в истории

Историческая теория - это идеальное представление о прошлом человечества. Теория не выводится из исторических фактов, она на них опирается и ими подтверждается. Поскольку историческое прошлое создается с помощью теории из хаоса фактов, то и факты в этой конструкции ведут себя по законам теории, их создавшей и уложившей в образ минувшего. Например, при изучении марксистской истории из нее вполне можно вывести все законы марксизма, поскольку она была построена на их основе. Но, допустим, из либеральной истории этих законов не выведешь. В истории можно найти только то, что в нее заложено историком.

Если историк не придерживается какой-либо социально-политической или культурологической теории, это не значит, что он не использует теорию вовсе. Просто он руководствуется здравым смыслом, который, в свою очередь, определяется господствующим мировоззрением, а значит, также теоретически насыщен. Как правило, последняя теория на некоторое время становится истинной, чтобы быть преданной анафеме ее недавними апологетами при очередном идейно-теоретическом повороте.

Методология истории

Если теория - это идеальное представление об объективном и субъективном мире, то методология - это идеальное представление о путях их познания, проектирования, преобразования и создания.

Особенности методологии истории определяются спецификой ее объекта - прошлого, отсутствующего в реальности. Поэтому основной методологической проблемой истории является не изучение объекта, а его реконструкция на основе тех свидетельств об объекте, которые имеются у историка. Методология исторического исследования подчинена главной цели - создать убедительный образ прошлого. Для этого используется все более расширяющийся арсенал средств и методов, основным среди которых продолжает оставаться свидетельство современников.

Историк имеет в своем распоряжении только свидетельства об объекте, из которых он и создает образ прошлого. Поэтому история должна преимущественно использовать проектирующие и конструирующие методы. Работая с источниками, она создает исторический факт, «обрабатывая» теорией сырой исторический материал. Затем из фактов, как из отдельных пазлов, создается картина-образ прошлого разного временного и пространственного масштаба. Историк может познавать только то, что есть; то, чего нет, он может только воображать. Вместе с тем, хотя заявления о том, что историк не столько изучает прошлое, сколько его создает, давно не являются маргинальными, на практике российские историки продолжают придерживаться норм XIX века, утверждая, что они воссоздают прошлое, «как оно было на самом деле». Не объясняя, почему это «на самом деле» в их историописаниях столь отличается друг от друга.

Я не защищаю взгляды Мединского и его исторические воззрения разделяю далеко не во всем, но я выступаю за его право на создание на их основе образа прошлого. Прошлого не существует - это результат мысли историка, и я считаю, что он имеет право мыслить так, как ему кажется правильным. Я против запрета на идеи, и мне очень странно и удивительно, что это движение на запрет мыслить возглавили именно либералы. Факт и теория Большинство историков и сегодня пребывает в уверенности, что можно написать некую «правильную», «объективную» историю, с которой будут согласны все, потому что она основывается на фактах и ни на чем более. Это иллюзия. Такой истории написать невозможно. Уже само создание факта есть «обработка» свидетельства теорией, а все дальнейшие манипуляции с ним - чисто теоретическая работа.

Сегодняшняя наука уже не столь трепетно относится к факту, как это было сто лет назад. Например, Курт Хюбнер на примере физики сделал вывод, что «вообще нет фактов, которые могли бы выполнять роль беспристрастного арбитра; следовательно, фактами нельзя ни обосновать, ни опровергнуть теорию. И принятие, и отвержение теории, таким образом, связаны с внеэмпирическими решениями». Карл Поппер пишет, что исторические теории, даже подтверждаемые фактами, не могут быть признаны на этом основании более правильными по отношению к другим. В связи с этим он утверждает: «Если какая-то точка зрения оказывается плодотворной и в ее свете могут быть упорядочены и интерпретированы многие факты, то это ошибочно принимается за подтверждение или даже за доказательство «концепции».

Теории не выводятся из фактов, их там нет, так же как в треугольнике нет теоремы Пифагора. Теория - это идеальная конструкция, созданная разумом человека и приводящая в понятный для сознания вид внешнюю или внутреннюю реальность, и она, по утверждению Раймона Арона, «предшествует истории», предшествует фактам. Например, вся русская история была представлена Сергеем Соловьевым в рамках теоретической «схемы перехода от родового быта» к «быту государственному», и Василий Ключевский утверждает, что «когда Соловьев начинал писать первый том своей «Истории России», процесс русской исторической жизни, как он понимал его, уже представлялся ему вполне ясно и оставалось только изложить его в подробностях...» Над этим он работал 28 лет, вплоть до своей смерти.

Попытка лишить Владимира Мединского докторской степени за то, что он мыслит иначе, чем другие ученые, не первая и не последняя в истории науки. Конечно, Мединский не Галилей, но его судьи определенно следуют логике инквизиции. Они требуют признать неправильной идею, лежащую в основе его истории, которая создает положительный образ прошлого России. С позиций либеральных воззрений у России не может быть положительной истории, поскольку русские, и это действительно так, не руководствовались в своих исторических действиях идеей свободы, за исключением 1990-х годов. На первом месте у них стояла сначала вера в Бога, а впоследствии социальная справедливость, оформленная в коммунистическую идею. С позиций либерализма это «плохие» идеи, но самая худшая - это, конечно, следование интересам страны, интересам России. С этим я согласиться не могу.

О концепции Мединского 

Как отмечает известный лингвист Владимир Топоров, еще «в первых образцах «исторической» прозы (хотя бы в условном понимании этой историчности) «историческими» признаются только «свои» предания, а предания соседнего племени квалифицируются как лежащие в мифологическом времени и, следовательно, как мифология». Взгляды иностранцев на русских подтверждают этот вывод. Особенно отчетливо это видно в сравнении одних и тех же отечественных исторических событий, и явлений, описанных иностранцами и русскими.

Они часто не совпадают, что дает Мединскому повод обвинить иностранцев в предвзятости и необъективности.

Однако надо понимать, что всякий взгляд с позиции, отличающейся от русской, будет субъективен, а значит, не будет в ней совпадать. Для того чтобы дать оценки и описания, совпадающие с отечественными, надо иметь идентичное мировоззрение, но приезжавшие в Россию иностранцы имели свое собственное оригинальное мировосприятие. Они не могли увидеть события такими же, как русские, однако это не означает, что они увидели их неправильно. Построенная на основе их свидетельств история не менее истинна или ошибочна, чем история Мединского, - она просто другая, причем чаще всего негативная. Лично мне из этих двух в принципе «равноистинных» историй больше нравятся «мифы» Мединского, поскольку в них мои предки не выглядят такими невежами, подлецами и насильниками, какими они предстают в иных европейских историях.

Несмотря на это, я не одобряю борьбу Владимира Мединского с непатриотичными мифами. Он с ними борется так же настойчиво и порой агрессивно, как либералы борются с его идеями, но для меня это не причина полагать, что его идея строить историческое прошлое, исходя из интересов России, должна быть объявлена ненаучной. Судя по диссертации, он исходил из ясно обозначенной теории и, используя соответствующие ей методы, получил те результаты, которые только и можно было получить исходя из этой теории. Большинство негативных высказываний иностранцев о России оказались ложными. Если в основу такого же исследования положить идею современных национальных интересов Польши или Украины, при применении той же методологии будет получен противоположный результат.

А если придерживаться либеральной идеи - третий, коммунистической - четвертый. И какой из них правильный? Лично мне при таком разнообразии образов прошлого больше нравится тот, в котором мои предки выглядят порядочными, трудолюбивыми людьми, какими я их знаю, а не шайкой убийц, насильников и бездельников.

Источник: http://expert.ru/expert/2017/11/v-zasch … medinskogo

0

243

http://zspo.ru/pressroom/news/39807/

Главная / Пресс-центр / Новости

Новости

27.06.2017
Руководители региона встретились с пензенской молодежью

Встреча руководителей органов исполнительной и законодательной власти Пензенской области с участниками Российско-китайского молодежного форума  Приволжского федерального округа «iВолга» прошла в Губернаторском доме сегодня, 27 июня 2017 года. Мероприятие приурочено к дню молодежи России.
http://sh.uploads.ru/t/yKnN0.jpg

За круглым столом в Губернаторском доме глава исполнительной власти региона Иван Белозерцев, председатель Законодательного Собрания, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Валерий Лидин и представители пензенской молодежи обсудили основные вопросы взаимодействия в реализации перспективных социальных проектов, наметили алгоритм дальнейших действий по вовлечению молодежи в созидательные процессы, которыми живет сегодня губерния. Это и развитие молодежного предпринимательства, участие в научных разработках, культурных, спортивных, интеллектуальных мероприятиях. Руководители региона обратили внимание на роль молодежи в укреплении межрегиональных связей и международного сотрудничества.
http://sd.uploads.ru/t/xIsjB.jpg

Председатель Законодательного Собрания, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Валерий Лидин особое внимание уделил участию молодых людей в формировании у сверстников, у подрастающего поколения пензенцев чувства патриотизма,   ответственного отношения к  истории  и к будущему страны.  «Пензенская область–регион с богатыми  духовными, культурными, трудовыми традициями. Нравственный потенциал области, в которой мы живем, очень разнообразен. И сфера приложения молодыми людьми своих сил, энергии, таланта безгранично велика. Проявить себя можно и в творчестве, и в науке, и в бизнесе, и в политике. В Пензе работают социальные лифты, которые помогают юношам и девушкам реализовать себя в разных сферах. И форум «iВолга», в котором принимают участие молодые пензенцы – еще одно тому подтверждение»,– сказал Валерий Лидин.

В течение июня 2017 года молодежь Пензенской области принимает участие в двух форумах, входящих в число мероприятий «Всероссийской молодежной форумной кампани-2017», а также в Российско-китайском молодежном форуме в г. Хэфэй Китайской народной Республике и Молодежном форуме Приволжского федерального округа в   Самарской области «iВогла».  В рамках форумов представители  Пензенской области достойно представили регион: приняли участие в Международном фестивале культур, Окружном фестивале танца, конкурсе молодежных проектов на соискание грантов.

Отредактировано Порфирьева Г.И. (2017-06-28 19:55:55)

0

244

ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК. 1 серия - https://www.youtube.com/watch?v=h9BMlaPRyhc :

2 июл. 2017 г.

Первая серия фильма «Последний звонок» посвящена ситуации, которая сложилась в стратегическом регионе России - Архангельской области (здесь собирают атомные подлодки и запускают ракеты в космос)
Почему в одной из удалённых школ ученикам перестали ставить привычные «пятёрки» и «четвёрки»?
Что об этом думают учителя и родители?
Под чьим прикрытием проходит эксперимент на детях?
Каким, по мнению областных властей, должен быть современный человек?

0

245

Минобрнауки: Российские школы должны вернуться в государство

06.07.2017 15:07 Мск

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу школьного образования в России — передачу школ от муниципальных властей региональным.

Читайте также: Линейку учебников по истории изрядно проредили. Но в школе все еще пытаются "скрестить несовместимое"

"Когда принималась эта реформа (в 1990-е годы, — прим.), это был один исторический период, а сейчас совершенно другой", — передаёт агентство "Интерфакс" её слова, сказанные сегодня, 6 июля, на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науке. По мнению министра, нынешнее время требует "возвращения школ в государство и выстраивания государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы".

Нынешняя система, в которой, как отметила Васильева, школы подчинены муниципальным властям, "неэффективна и требует перемен", поскольку муниципальное подчинение школ почти не оставляет "прямых рычагов влияния" для Минобрнауки.

http://s2.uploads.ru/t/L06sA.jpg
Ольга Васильева|Фото: kremlin.ru

Ситуацию с плохой управляемостью в сфере образования ранее на примере учебной литературы для Накануне.RU комментировал историк Евгений Спицын. По его словам, проблема заключается в "разрушенной управляемости" на местном уровне.

"Например, министр федерального правительства Васильева не имеет права снять с должности министра образования Москвы — господина Калину. Или министра образования какого-нибудь Урюпинска или Татарстана", — сказал Спицын, охарактеризовав такое положение дел как "форменное безобразие".

Историк подчеркнул, что в такой ситуации нельзя говорить ни о каком единстве образовательного пространства.

"В регионах откровенно плюют на федеральное министерство и говорят: "Нам министр не указ". До чего мы скатились?" — сказал Спицын корреспонденту Накануне.RU.

Источник: http://www.nakanune.ru/news/2017/7/6/22475439

0

246

Кто совершит технологический прорыв

Cоветник министра обороны РФ, кандидат технических наук Андрей Ильницкий — о том, где брать кадры для инновационной экономики

7 июля 2017, 08:30

Мир находится на пороге изменения модели глобализации. В авангарде технологической революции окажутся те экономики, где IT-специалисты, ученые, инженеры и техники смогут быстро адаптировать промышленность, телекоммуникации, транспорт, финансовый сектор и сферу услуг к постоянно возникающим инновациям. Успех придет лишь туда, где государства создадут системы поддержки и продвижения новых технологий, а учебные заведения будут способны готовить сотни тысяч специалистов с необходимыми знаниями и навыками для работы в цифровом мире.

На Западе это понимают: Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфордский университет в США, Эдинбургский — в Европе уже начали готовить специалистов по блокчейну, а ведущие университеты возвращаются на 5–6-летний курс обучения в естественно-научных областях.

В этом меняющемся мире у России есть шансы и немного времени (примерно десять лет), для того чтобы стать одним из интеллектуально-технологических центров и, «срезав углы», сразу оказаться в авангарде инновационной революции.

Кроме киберпространства среди перспективных для России областей — ядерная энергетика, робототехника и искусственный интеллект, авиационно-космические технологии, двигателестроение, дистанционное зондирование Земли, материаловедение, системы автоматического управления, биомедицина, технологии безопасности и др.

Отвечая на вопрос «что делать», надо в первую очередь иметь в виду ответ на вопрос «кто будет это делать».

Если Россия не займется повышением уровня образования, то любая попытка слезть с нефтяной иглы и изменить структуру экономики закончится лишь попаданием в индустриальное прошлое и еще большим отставанием от лидеров с потерей еще одного десятилетия. Уже сейчас необходимо срочно запускать систему подготовки специалистов для инновационной промышленности оборонной отрасли. И начинать нужно со средней школы.

Объемы преподавания и качество знаний учеников средних школ в естественно-научных дисциплинах упали катастрофически, настолько, что эти проблемы уже можно рассматривать в категориях угроз национальной безопасности. С каждым годом снижается и качество подготовки выпускников вузов.

По данным Минобрнауки, ежегодно российские вузы выпускают порядка 250 тыс. инженеров, из которых лишь 50 тыс. начинают работать на предприятиях, а остальные оказываются невостребованными. При этом представители промышленности, в том числе и ОПК, говорят о дефиците квалифицированных кадров.

Для научно-технологического прорыва, для создания инновационной экономики и укрепления оборонного потенциала необходимо увязать знания и навыки с практической потребностью науки, производства и обороны.

Министр образования Ольга Васильева со своей командой предпринимают немалые усилия, но совершенно очевидно, что быстро изменить всю систему образования не получится. Но можно сконцентрировать усилия на определенных направлениях и прежде всего развивать — а правильнее, создавать заново — систему физико-математических школ, лицеев и интернатов, а также спецшкол с углубленным изучением информатики.

Стимулировать, в том числе с участием региональных руководителей, поиск талантливых детей, с раннего детства поощрять творческую атмосферу, олимпиады и кружки. Прежде всего естественно-научной и инженерно-технической направленности.

Но тут сразу возникает проблема педагогических кадров. Ее надо решать незамедлительно, активно задействовав в качестве учителей в физико-математических школах преподавателей вузов, ученых-практиков из НИИ и наукоемкого производства. Соответствующий опыт есть — это лицеи и школы-интернаты при МФТИ (Физтех), МГУ и НГУ.

В «обычной» средней школе во всех возрастных классах стоит увеличить часы на изучение математики, физики и литературы, поскольку именно эти предметы дают ученикам такие необходимые качества, как умение размышлять, анализировать, понимать закономерности, причинно-следственные связи и суть вещей.

Преподавание отечественной истории — приоритет всей системы образования, вне зависимости от профессиональной ориентации учреждений. Без этого не получится сформировать разносторонне образованную творческую личность — ядро национально ориентированной элиты.

В высшей школе для концентрации усилий и ресурсов можно выделить вузы, которые станут опорными учебными центрами стратегического значения для инновационной и оборонной промышленности. Создать из них национальный инновационно-промышленный пул вузов. Приоритет должен быть у регионов, где есть научно-производственная база, и прежде всего оборонка. А работу вузов пула необходимо скоординировать с системой физматшкол и лицеев естественно-научного профиля. В фокусе — именно инженерно-технические специальности.

Нам не нужно открывать никаких новых университетов и институтов. Все расходы могут оставаться в рамках принятого бюджета, но сама система образования должна сконцентрироваться на приоритетных направлениях российской экономики нового технологического уклада. А программе подготовки инженерно-технических кадров необходимо придать национальный надведомственный характер, ввести под прямое кураторство президента РФ.

Сегодня в оборонной отрасли трудится около 2 млн человек, а каждое новое рабочее место создает от 2 до 30 мест в смежных отраслях. И скорее всего, именно армия и ОПК станут основными драйверами разработки и внедрения инноваций. Частный бизнес при определенных условиях может подхватить эстафету и запустить высокотехнологичные производства.

Важно первые результаты реформы этого кадрового сектора экономики России представить российским гражданам и истеблишменту уже к 2018 году, а к 2025-му сделать так, чтобы поступательное развитие приобрело структурный и необратимый характер и получило широкую поддержку и элит, и общества.

Автор — советник министра обороны РФ, кандидат технических наук

В соавторстве с членом президиума Совета по внешней и оборонной промышленности Александром Лосевым

Источник: https://iz.ru/615281/andrei-ilnitckii/k … kii-proryv

0


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Наше настоящее и наше будущее » Чему и как учат наших детей? Современное образование в России.