Здравствуйте!

Печатная Книга Памяти. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … 1050326985 :
Горбунов Тимофей Михайлович
Дата рождения: __.__.1920
Место рождения: Пензенская обл., Шемышейский р-н, с. Колдаис
Дата и место призыва: Шемышейский РВК
Воинское звание: мл. сержант
Дата выбытия: 22.10.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Информация об архиве -
Источник информации: Всероссийская Книга Памяти. Пензенская область. Том 2
Информацию о месте выбытия КП не содержит.

Донесение Штаба дальней авиации 23 октября 1942. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … ie51517382 :

https://i.imgur.com/rMgB1vPb.jpg

https://i.imgur.com/JgI35Wyb.jpg

Горбунов Тимофей Михайлович
Дата рождения: __.__.1920
Место рождения: Пензенская обл., Шемышейский р-н, с. Колдоис
Дата и место призыва: Шемышейский РВК, Пензенская обл., Шемышейский р-н
Воинское звание: мл. сержант
Последнее место службы: 36 ад дд
Дата выбытия: 22.10.1941
Причина выбытия: погиб
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 58
Опись ист. информации: 818883
Дело ист. информации: 1655
Доп. сведения из документа: воздушный стрелок, радист
причина выбытия: погиб при выполнении боевого задания
родственники: отец; Горбунов Михаил Фролович
адрес проживания: Пензенская обл., Шемышейский р-н, с. Колдаис ( в док-те -Пеньзенская обл., Шемишейский рн, с. Колдаис) . Сведения о месте его выбытия документ не содержит.

Записи из военкоматов. https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_rvk1079638193 :
Горбунов Тимофей Михайлович
Дата рождения: __.__.1920
Место рождения: Пензенская обл., Шемышейский рн, с. Колдаис
Наименование военкомата: Шемышейский РВК
Воинское звание: мл. сержант
Дата выбытия: 22.10.1941

Записи из военкоматов. https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_rvk1095857687 :
Горбунов Тимофей Михайлович
Дата рождения: __.__.1920
Место рождения: Пензенская обл., Шемышейский рн, с.Колдаис
Наименование военкомата: Шемышейский РВК
Воинское звание: мл.сержант
Дата выбытия: 22.10.1941

Информация о месте рождения

Колдаис — село в Шемышейском районе Пензенской области России. Административный центр Колдаисского сельсовета. Население: 414 человек (2010). https://ru.wikipedia.org/wiki/Колдаис_(село)

36 авиационная дивизия дальнего действия

36 авиационная дивизия Дальнего действия
Период в составе действующей армии: 20.03.1942 — 25.12.1944
Сформировано из 133 авд. Переформировано в 36 бад. Нет данных о точках боевых действий. https://pamyat-naroda.ru/warunit/id6456 :

133 авиационная дивизия

Период в составе действующей армии: 12.10.1941 — 20.03.1942
Переформировано в 36 ад дд. Нет данных о точках боевых действий. https://pamyat-naroda.ru/warunit/id4251 :

Поименный список захоронения. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … e261510433 :

https://i.imgur.com/6LOd5qyb.jpg

https://i.imgur.com/rZtLWKjb.jpg

Горбунов Тимофей Михайлович
Дата рождения: __.__.1920
Дата выбытия: 22.10.1941
Страна захоронения: Россия
Регион захоронения: Тверская обл.
Место захоронения: Спировский р-н, д. Бирючево
Могила: индивидуальная могила
Захоронение: 261510430
Воинское звание в документе отсутствует.

МОГИЛА ЛЕТЧИКА ГОРБУНОВА Т. М., ПОГИБШЕГО В БОЮ С ФАШИСТАМИ

https://i.imgur.com/6EUJ1i1m.jpg

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР
691711265190005

КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Регионального значения

ВИД ОБЪЕКТА
Памятник

ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЯ
Памятник истории

СВЕДЕНИЯ О ДАТЕ СОЗДАНИЯ
1940 - 1941 г.г.

АДРЕС ОБЪЕКТА (МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ)
Тверская область, Спировский район, д. Бирючёво

НАИМЕНОВАНИЕ, ДАТА И НОМЕР РЕШЕНИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ
Постановление Губернатора Тверской области № 468 от 26.10.2000 г.

Источник: https://kartarf.ru/dostoprimechatelnost … fashistami

В деревне Бирючёво Спировского района захоронены останки погибших лётчиков

07 октября 2020

В деревне Бирючёво Спировского района состоялось траурно-торжественное мероприятие по захоронению останков членов экипажа военного самолёта времён Великой Отечественной войны ДБ-3Ф.

https://i.imgur.com/44hfAujm.jpg

В мероприятии участвовали представители исполнительной и законодательной власти регионального и муниципального уровней,члены и эксперты Общественной палаты Тверской области, представители общественных поисковых объединений Тверского регионального отделения «Поискового движения России», представители воинских частей, ветеранских и молодёжных общественных организаций, учащиеся школ, жители Спировского района.

В рамках мероприятия прошли информационно-тематические встречи членов сводного поискового отряда региона с учащимися образовательных учреждений муниципального района. В ходе которых, поисковики рассказали молодёжи о своей деятельности, представили фото и видео материалы, собранные в ходе проведения полевых поисковых экспедиций, и в периоды работы в архивах, а также передали в библиотеки учебных заведений книги известного Тверского краеведа Вячеслава Воробьёва, который очень долгое время конструктивно взаимодействует с представителями поискового сообщества.

Сводный поисковый отряд Тверского регионального отделения «Поискового движения России» провёл историко-поисковую экспедицию, в ходе которой было установлено место падения военного самолёта времён Великой Отечественной войны ДБ-3Ф. На месте авиакатастрофы были подняты фрагменты боевой машины и эксгумированы останки трёх членов экипажа. Было установлено, что это Шейн Николай Никифорович, Фадеев Василий Егорович и Менис Исаак Матвеевич. В ходе работы в архивах и в период взаимодействия с краеведами Спировского района удалось выяснить судьбу четвертого члена экипажа Горбунова Тимофея Михайловича, останки которого с личными документами были обнаружены и захоронены местными жителями в деревне Бирючёво Спировского района Калининской (ныне Тверской) области, в 1955 году.

В состав экипажа боевой самолёта ДБ-3Ф (№821, с моторами М-87а №1710 и №2055) входили:

1. Командир звена, командир экипажа, Шейн Николай Никифорович, 19.11.1916 г.р., мл. лейтенант, Украинская ССР, Сталинская обл., г. Мариуполь, Новоселовка, ул. Шевченко, 65. Мать — Прасковья Клавдиевна проживала г. Жданов 13, ул. Повловская. Жена — Шейн Софья Прокофьевна, проживала г. Кировобад, ул. Максима Горького, дом 21. Брат Шейн Иван Никифорович жил в Ленинграде.

2. Штурман, лейтенант, Фадеев Василий Егорович, 28.02.1917 г.р., уроженец: Саратовская обл., Балтайский район, д. Красная Поляна (Красное Поле). Жена: Фадеева Мария Яковлевна, проживала г. Чкалов (Оренбург), ул. 1 Мая, дом 19

3. Стрелок – радист, Менис Исаак Матвеевич, 1917 г.р., мл. сержант, г.Одесса. Мать проживала г. Одесса, ул. Виноградная, дом 4, кв. 2.

4. Воздушный стрелок 36 ад дд (133 дба), 42 дбап, Горбунов Тимофей Михайлович, 1920 г.р., мл. сержант, Пензенская обл., Шемышейский р-н, с. Колдаис.

Именно местные краеведы и помогли поисковикам в локализации района поиска остальных членов экипажа. На протяжении экспедиции в работах принимали участие представители общественных объединений «Исток» (пос. Калашниково Лихославльского района), «Русь» (г. Старица), «Тверичи» (г. Тверь), («Земляки» г. Кувшиново) и «Поиск» (г. Осташков). Важно отметить работу в данной экспедиции членов Тверского регионального отделения«Поискового движения России» Олега Сергеева, Валерия Смирнова, Сергея Сергеева, Валерия Фрыгина, Алексея Парфёнова, Виктора Макарова и Алексея Наследникова. Большую информационную помощь Тверским поисковикам оказали представители поискового сообщества республики Татарстан Александр Коноплёв и Илья Прокофьев, а также член экспертного совета по авиапоиску Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Сергей Катков.

Работа поисковиков поддержаны на региональном уровне комитетом по делам молодёжи Тверской области и Общественной палатой региона. Большую помощь в работе сводной поисковой группе оказывают сотрудники и магистранты филиала РГУ им. А.Н. Косыгина в городе Твери и специалисты «Студии позитивной информации» Тверского филиала РАНХиГС.

Важно отметить, что региональный объединённый отряд работает в рамках социально-значимых проектов «Небо Родины», «Вахта Памяти», «Солдаты Великой Победы. Калининский фронт» и «Историко-поисковая экспедиция Калининский фронт», которые получили гранты Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Источник: https://vedtver.ru/news/society/v-derev … yetchikov/

ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ.

Торжественное захоронение останков членов экипажа военного самолёта времён Великой Отечественной войны ДБ-3Ф состоялась в Тверской области..> . Источник: --

🎖Воинское захоронение в деревне Бирючево Спировского района.

Здесь покоится младший сержант, воздушный стрелок-радист 42-дальнего бомбардировочного авиационнного полка Горбунов Тимофей Михайлович. Погиб 22 октября 1941 года во время боевого вылета.

https://i.imgur.com/lkURGuRb.jpg
https://i.imgur.com/Zqm4zzlm.jpg

Источник: https://vk.com/wall-94213854_156

Спировские известия
8 окт 2020 в 13:15

Спировское благочиние
9 окт 2020

Спировское благочиние запись закреплена. 9 окт 2020. ... 8 окт 2020 в 13:15. Хроника событий церемонии захоронения останков погибших красноармейцев в деревне Бирючево 7 октября - в нашем фотоотчёте https... Читать

Хроника событий церемонии захоронения останков погибших красноармейцев в деревне Бирючево 7 октября - в нашем фотоотчёте https://vk.com/album-147931219_275442762

Подробности здесь 👇🏻
https://vk.com/spizvestiya?w=wall-147931219_23112

Пусть земля будет пухом тем, кто ценой собственной жизни завоевал Победу!

#75летиепобеды@spizvestiya #спировскиеизвестия

https://i.imgur.com/aepMu6Fb.jpg

https://i.imgur.com/0ninQqXb.jpg

https://i.imgur.com/AxEVkyyb.jpg

Источник: https://vk.com/wall-64878830_5078

Станские юнармейцы отряда " Патриот" побывали...

--›…захоронение…Бирючево.pdf

Захоронение останков экипажа фронтового бомбардировщика, погибшего в годы. Великой Отечественной войны. Останки летчиков были найдены летом этого года вблизи деревни Бирючево. группой тверского поискового отряда. Читать ещё.  --

Главная/ Захоронения и мемориалы/ Бирючево

Информация о захоронении
Полное название Воинское захоронение в дер. Бирючево, Спировский район, Тверская область, Россия
Расположение Россия; Тверская область; Спировский район;
Состояние захоронения хорошее

Список захороненных
Всего: 4

Горбунов Тимофей Михайлович, 1920, мл. сержант, кадровый

Менис Иссак Матвеевич, 1917, мл. сержант, кадровый

Фадеев Василий Егорович, 1917, лейтенант, кадровый

Шейн Николай Никифорович, 1916, мл. лейтенант, кадровый

Источник: https://v-ipc.org/cemetery/64389/

Личное дело № 41857. Горбунов Тимофей Михайлович

Ф.И.О. Горбунов Тимофей Михайлович
Дата рождения 1920
Дата выбытия
Призван РВК кадровый
Звание мл.сержант
Должность возд.стрелок
Часть 42 ДБАП
Уроженец
Республика РСФСР
Край
Область Пензенская
Район Шемишейский
Сельсовет
Населенный пункт Колдоис
Улица дом квартира
Установление судьбы
Статус без статуса
Создано 26.10.2020
Исполнитель
Кто ищет -
Родственники найдены? неизвестно
Ищем родственников? нет
Родственники
Регион
Переучет в архиве
Переучтен? неизвестно
Данные переучета
Входящий № донесения
Примечания
Как установлен(а)

Всероссийский информационно-поисковый центр © 2010-2023. https://www.v-ipc.ru/man/41857/main

Главная» Список имен, установленных поисковиками» Запись № 41857

ГОРБУНОВ ТИМОФЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Как установлен: None
Дата рождения 1920
Дата выбытия
Призван РВК кадровый
Звание мл.сержант
Должность возд.стрелок
Часть 42 ДБАП
Уроженец
Республика РСФСР
Край
Область Пензенская
Район Шемишейский
Сельсовет
Населенный пункт Колдоис
Улица дом квартира
Обнаружение
Местоположение Россия; Тверская область; Спировский район;
Сельсовет
Населенный пункт Бирючево
Урочище Дб-3ф Бирючево
Дата 30.06.2020
Отряд Тверская региональная общественная организация по содействию увековечения памяти погибших при защите Отечества "Исток", п.Калашниково
Захоронение
Название захоронения Бирючево
Расположение Россия; Тверская область; Спировский район;
Населенный пункт Бирючево
Дата

Всероссийский информационно-поисковый центр © 2010-2023. Источник: https://v-ipc.org/man/41857/


Дополнительная информация.

Zа победу РУССКУЮ бил змею фашистскую!

Газета "Новое время"
20 июн 2022 · Госорганизация

В самом центре деревни Бирючево Спировского района Тверской области возвышается часовня, около которой стоит обелиск погибшим в Великой Отечественной войне односельчанам, рядом могила нашего земляка Тимофея Михайловича Горбунова, погибшего в 1941 году, в честь которого названа одна из улиц села Колдаис. Ему было всего 21 год.

В июле 2020 года здесь появилась братская могила, где похоронен весь экипаж самолёта ДБ -3 42 - го авиаполка, воздушным стрелком которого был Тимофей Горбунов.
Боевой путь экипажа самолёта ДБ-3 42- го авиаполка дальней бомбардировочной авиации трагически закончился осенью 1941 года, через четыре месяца после начала войны. 22 октября 1941 года экипаж вылетел бомбить самолёты противника на аэродром города Калинин, который был захвачен немцами. Подбитая в воздухе, объятая пламенем, машина упала за околицей деревни Бирючево Калининской, ныне Тверской, области. Падение самолёта сопровождалось очень мощным взрывом. Уже после окончания войны выяснилось, что на месте падения самолёта компетентные органы никого из экипажа не нашли.

А в 1955 году, когда страна нуждалась в металле, к воронке с самолётом пришли колхозники. Они откопали крупные куски металла и среди них обнаружили останки человека. В гимнастёрке был комсомольский билет на имя Тимофея Михайловича Горбунова. Билет был выдан в Пензе. Тогда же рядом с обелиском погибших похоронили отважного члена экипажа самолёта.

Учащиеся Бирючевской школы вместе с учителями начали вести поиск в архивах, военкоматах, пытаясь найти сведения о других членах экипажа самолёта. Поиски велись не один год. Ещё тогда жители деревни решили, что если погибшие лётчики когда - нибудь будут найдены, то их похоронят в одной могиле. Через несколько лет непрерывных поисков удалось выяснить, что командиром экипажа был Шейн Николай Никифорович (25 лет), младший лейтенант, уроженец города Мариуполь Украинской ССР, штурманом - лейтенант Фадеев Василий Егорович (24 года) из Саратовской области, стрелком - радистом- младший сержант Менис Исаак Матвеевич(24 года) из Одессы, воздушным стрелком - наш земляк, младший сержант Горбунов Тимофей Михайлович(21 год).
Юным следопытам удалось найти родственников Тимофея Горбунова, и через 24 года после гибели мать узнала, где покоится её сын.

Сводный поисковый отряд Тверского регионального отделения ,,Поискового движения России,, провел историко - поисковую экспедицию, в ходе которой в 2020 году было установлено место падения остальной части самолёта. На месте авиакатастрофы были подняты фрагменты боевой машины и эксгумированы останки трёх членов экипажа. Поисковики установили марку самолёта, номер самолёта и двигателя, выяснили судьбу всех членов экипажа.

Летом 2020 года по окончании поисковых работ в деревне Бирючёво состоялось траурно - торжественное мероприятие по захоронению останков членов экипажа военного самолёта, героически погибшего 80 лет назад. Экипаж самолёта вновь стал боевой единицей, пусть даже спустя 75 лет после Победы.
Члены экипажа военного самолёта - люди из разных уголков нашего необъятного СССР. Вместе - украинец, русский, еврей, мордвин- громили общего врага - фашиста. Никто из них и не думал, что через несколько десятилетий после Победы возродится фашизм, против которого сражались люди всех национальностей нашей Родины.
Потомки солдат, отдавших жизни за мир, сегодня героически бьют неонацистов на Украине. Нужно раз и навсегда покончить с фашистами в центре Европы, чтобы наши дети, внуки видели только чистое небо над головой.
Сегодняшним событиям посвящаю стихотворение.

Фашисты голову подняли,
Подмять Россию вы мечтали?
Теперь ответите за всё.
Время нациков прошло.
Вы натворили много бед,
Вам не поможет даже дед
И не надейтесь вы на НАТО,
Мы будем гнать вас, как в 45- ом.
За гибель маленьких детей,
За слёзы вдов и матерей
И за Одесский профсоюз
Отмщенья люди долго ждут.
Победа будет Zа нами!
В этом нет никакого сомнения!

Татьяна Первушкина, село Колдаис.

22 июня колдаисцы присоединятся к всероссийской акции "Минута молчания" и почтят память в том числе своего земляка Тимофея Горбунова.

https://i.imgur.com/f2uB6DOb.jpg

Источник: https://vk.com/wall-212054220_59

133-я авиационная дивизия

Командир дивизии
Звание Имя Период Примечание
майор Михаил Михайлович Грабор 1941 - 25.08.41
полковник Виталий Филиппович Дрянин 15.10.41 - 21.03.42

В действующей армии: 13.10.41 - 21.03.42 гг.

Штаб и управление дивизии сформированы в Закавказье в начале августа 1941 г. на базе 42 дбап. В 20-х числах августа выполняла особое задание правительства по нанесению бомбового удара по целям, расположенным на территории Ирана. 11.10.41 г. полки дивизии начали перелетать в район Ярославля. Принимала участие в отражении немецкого наступления на Москву. 21.03.42 г. преобразована в 36 ад дд.

Состав дивизии: 42 дбап; 455 дбап

Источник: http://allaces.ru/sssr/struct/d/bad133.php

42-й дальний бомбардировочный авиационный полк.

16 июня 2016 - Владимир Савончик, (краткая историческая справка)

https://i.imgur.com/UWhsPx6b.jpg

42-й дальний бомбардировочный авиационный полк сформирован предположительно в 1938 году. Нахождение в строю: С 1938 года по 21 марта 1942 года.

В составе действующей армии:

С 19 января 1940 года по 13 марта 1940 года. Перечень №8.
С 13 октября 1941 года по 21 марта 1942 года. Перечень №12

В составе объединений:

С 1939 года по 19 января 1940 года – в составе 1-й Армии Особого Назначения.
С января 1940 года по 13 марта 1940 года – в составе Военно-Воздушных Сил Северо-Западного Фронта.
С апреля 1940 года по 6 октября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Закавказского Фронта.
С 6 октября 1941 года по 21 марта 1942 года – в составе Дальней Бомбардировочной Авиации.

Участие в операциях и битвах:

Советско-Финская война – с 19 января 1940 года по 13 марта 1940 года.
Иранская операция «Согласие» – с 25 августа 1941 года по 17 сентября 1941 года.
Калининская операция – с 10 октября 1941 года по 7 января 1942 года.
Тихвинская операция – с 16 октября 1941 года по 30 декабря 1941 года.
Демянская операция – с 7 января 1942 года по 21 марта 1942 года.

<...>. http://parnasse.ru/prose/essay/history/ … -polk.html

Авиаторы Второй мировой

Горбунов Тимофей Михайлович

Страна: СССР
Годы жизни: 1920 - 22.10.1941 (ПБЗ)
Место рождения: Пензенская обл., Шемышейский р-н, с. Колдоис
Призван в армию: Шемышейский РВК Пензенской обл.
Вид авиации: ДБА
Категория: стрелок
Места службы: 42 дбап
?‑22.10.41
Мл. сержант, стрелок-радист.

22.10.41 г. погиб при выполнении боевого задания.

Источники информации:
1. Мемориал
2. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1655, л. 17. Источник: http://allaces.ru/p/people.php?id=15895


133 авиадивизия вступила в бой. Ч. I

Владимир Мутин 2

Невозможно объять необъятное… Но кто запрещает хотя бы попробовать? Материала по 133 авиадивизии за октябрь 1941 года оказалось предостаточно, как архивного, книжного, так и воспоминаний самих участников тех далеких и зловещих событий. Решалась судьба Страны Советов, первого социалистического государства рабочих и крестьян… Враг рвался к Москве…

Личный состав полков 133 авиадивизии, выполняя долг защитников отечества, осуществлял боевую работу на грани жизни и смерти. И это не слова от захлеба патриотичности экзальтированного чудака-автора. Это так и было. На это указывают сухие Боевые донесения и записи из Журналов боевых действий полков. Это сермяжная правда войны…

Из книг я выбрал три – разных годов издания: советского, позднеперестроечного и постсоветского периода. Для контраста. Внимательный читатель должен заметить, что автор-составитель выводов типа «плохо-хорошо, правильно-неправильно» не удосуживается делать. Он только преподносит факты, даже с «мелкими» неточностями и разногласиями между собой и действует по принципу: «за что купил, за то и продал»…  Для него, главное, выстроить события в некий исторический порядок и дать читателю представить картину такой, какой она могла бы выглядеть в описываемое время и с «колокольни» тех людей, которые и вершили те события. И если для них понятия типа «коммунистическая партия, советское правительство, социалистическая Родина и т.д. и т.п.» имели значение и ложились в фундамент формирования их личностей, тому и быть…  и это также «сермяжная правда» той жизни… их жизни…

*****
Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.
--------------------------------------

«В первые месяцы войны дальнебомбардировочная авиация наносила удары в тактической и оперативной глубине противника чаще всего днем, а ночью действовала только по объектам глубокого тыла. В ноябре она все больше стала действовать ночью — этим достигалось меньшее количество потерь. На 22 октября в боевом составе дальнебомбардировочной авиации всего насчитывалось 439 самолетов (310 бомбардировщиков ДБ-3…). Из этого количества более 15% самолетов (в основном ДБ-3) действовали в октябре — ноябре на московском направлении.

Выход гитлеровских войск на ближние подступы к Москве и нависшая серьезная угроза непосредственно над столицей потребовали направлять основные усилия авиации по-прежнему на уничтожение танковых и моторизованных колонн. Из 4451 самолетовылета, произведенного фронтовой и дальнебомбардировочной авиацией в боях на ближних подступах к столице, с целью уничтожения вражеских колонн совершено 2686 самолетовылетов (до 61%).

Из общего количества вылетов, совершенных в октябре дальнебомбардировочной авиацией на московском направлении, с целью уничтожения моторизованных войск и танков произведено 70,7% самолетовылетов, по аэродромам — 15,5, для разрушения железнодорожных объектов — 7,9 и по другим целям — 5,9% вылетов.

С октября до начала наступления немцев на столицу в ноябре по аэродромам врага было произведено всего 593 самолетовылета. Столь небольшое количество вылетов объясняется тем, что основные усилия авиации были направлены на поддержку оборонявшихся войск и прикрытие Москвы.

В боях на ближних подступах к Москве воздушная обстановка для нас существенно улучшилась. Во-первых, мощные удары по аэродромам и эффективные действия наших истребителей в воздухе нанесли большие потери гитлеровской авиации; во-вторых, группировка советской авиации, действовавшая в районе Москвы, значительно усилилась за счет поступления в действующие авиационные части пополнений и новых формирований. Эти обстоятельства создавали предпосылки для завоевания господства в воздухе советскими ВВС на московском стратегическом направлении.

Наши войска в ходе тяжелых октябрьских оборонительных боев нанесли ударным группировкам противника значительные потери и в начале ноября остановили наступление врага на рубеже Калинин, Волоколамск, Наро-Фоминск, Алексин, Тула, Богородицк, Ливны. Попытка немцев овладеть Москвой в октябре 1941 г. была сорвана.

Исход боев под Москвой оказался явно неожиданным для гитлеровского командования. Это «генеральное» наступление разбилось о величайшую стойкость и выдержку советских воинов, о беспримерное мужество народа, глубоко верившего в победу правого дела.

С 30 сентября по 31 октября 1941 г. наша авиация совершила 26 тыс. боевых самолетовылетов, в том числе до 80 % — по поддержке и прикрытию войск. Только ВВС Западного фронта уничтожили за этот период 228 самолетов противника, из них 120 сбито в воздушных боях. Всего же гитлеровцы потеряли на московском направлении за время своего октябрьского наступления 1020 самолетов, из которых 54% уничтожено на аэродромах, 30 — в воздушных боях и 16% сбито зенитной артиллерией. Советские летчики в воздушных боях показали непревзойденные образцы мужества и героизма, покрыли себя славой бесстрашных бойцов».

*****
Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе: (Авиация дальнего действия в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.) — М.: Воениздат, 1991.
--------------------------------

«14 октября в первый боевой вылет группу повел в бой заместитель командира 42-го авиаполка капитан Василий Улюшкин. Предстояло двумя звеньями нанести удары по вражеским войскам, двигающимся по шоссейным дорогам к Калинину. До цели группа шла за облаками, но в заданный район вышла точно. Неожиданно для противника вынырнули из облаков. Несколько секунд на наводку и прицеливание потребовалось опытному штурману старшему лейтенанту Н. Ровде, и стокилограммовые бомбы полетели к земле. Несколько машин перевернуло взрывами, двигающиеся за ними наползали одна на другую, сворачивали в кювет. Колонна остановилась.

Получив доклад о том, что звенья отбомбились, В. Улюшкин сделал плавный разворот, чтобы не разорвать строй и не нарушить тем самым основы противоистребительной обороны, построенной по принципу четкого взаимодействия огня стрелков, вывел группу на вынужденно образовавшееся скопление войск и техники врага на шоссе и его обочинах.

— Появились истребители! — доложил командиру группы его стрелок-радист.

Истребители атаковали самолет ведомого лейтенанта Б. Нехая. Без выполнения маневра фашисты решили атаковать с близкого расстояния. По команде стрелка нижнего пулемета Нехай отжал штурвал от себя, и истребитель оказался в зоне огня. Серия трассирующих пуль прошла перед его кабиной, истребитель задрал нос и оказался над группой бомбардировщиков. Последовали пулеметные очереди одновременно с трех самолетов. Вражеская машина вспыхнула.

Вышли на цель вторично, сбросили еще по пять стокилограммовых бомб. Несмотря на яростный огонь с земли, штурман Н. Ровда точно положил бомбы. Хорошо отбомбилось и второе звено. Удар был эффективным. Но при отходе от цели снаряд крупнокалиберного пулемета разорвался в плоскости самолета, пилотируемого Б. Нехаем. Возник пожар. Командир сбил пламя скольжением. Однако, маневрируя, он оторвался от группы. На одиночный самолет набросилась пара истребителей противника. В первой же атаке стрелок-радист И. Исполнев был ранен, но продолжал вести бой, вынуждая противника открывать огонь с больших дистанций, выигрывая время, необходимое для снижения. При полете бомбардировщика на предельно малой высоте фашистские истребители прекратили атаки, рискуя врезаться в землю. Бомбардировщик вернулся на свой аэродром.

16 октября командир эскадрильи 455-го авиаполка старший лейтенант Серафим Бирюков получил задачу разбомбить мост. Была сплошная низкая облачность, цель прикрывалась зенитными пулеметами и патрулировавшими истребителями. Но, несмотря на это, экипажи вышли на цель и успешно отбомбились. На обратном пути их атаковали два вражеских истребителя. После-первой их атаки был поврежден самолет ведомого и начал отставать. Получив об этом доклад, ведущий снизила скорость и прикрыл огнем своего товарища. В результате правильного решения огневое взаимодействие в звене не было нарушено, бой с истребителями продолжался.

Видя, что бомбардировщики уходят, фашисты начали сокращать дистанцию открытия огня. Первая же попытка для них оказалась роковой. Стрелок-радист Н. Пеньков упреждающей очередью сразил «мессершмитт». Благодаря летному мастерству и выдержке командира С. Бирюкова, хорошему огневому взаимодействию звена, воздушный бой с истребителями был выигран, звено благополучно произвело посадку на своем аэродроме».

*****
Хазанов Д.Б. «Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период»
М:. Техника и молодежь, 1999.
-------------------------------------------

«К 10 октября в составе ВВС Западного фронта осталось менее двухсот самолетов (более точных данных обнаружить не удалось), а в ВВС Резервного - всего 28 боевых машин могли подняться в воздух. Подтягивание авиационных резервов из тыловых районов СССР позволило пополнить авиационную группировку под Москвой. … Всего за октябрь 1941 г. ВВС Западного фронта усилили семью авиадивизиями, переброшенными в том числе из Закавказья и Забайкалья, не считая дивизии, базировавшейся в Московском военном округе. Многие соединения были сформированы в мирное время и, следовательно, хорошо подготовлены и укомплектованы, хотя и имели устаревшую материальную часть. Так в районы Рыбинска и Ярославля 11 октября начали перелетать 26-я и 133-я авиадивизии, имевшие 94 самолета ДБ-ЗФ. Снижало их возможности то, что командование зачастую было вынуждено бросать соединения в бой по частям и без изучения экипажами наземной обстановки.

Дальнебомбардировочной авиации принадлежала особам роль в защите Москвы. В октябре в битве участвовали 26-я, 40-я, 42-я, 51-я, 52-я. 81-я особого назначения и 133-я авиадивизии. Вначале их основные усилия сосредоточились на Брянском фронте, но после выхода ударных группировок 3-й и 4-й танковых групп на оперативный простор - на Западном…

К бомбардировке мостов через Волгу в районе Калинина привлекались даже тяжелые бомбардировщики ТБ-7. Внезапно захваченные противником мосты стали иметь исключительное значение для снабжения немецкой армии и, как следствие, сразу же были прикрыты несколькими батареями зенитной артиллерии разных калибров. Советские летчики понесли значительные потери, но им не удалось разрушить ни одного моста.  Наши штурманы, несмотря на ураганный огонь зенитной артиллерии, верно выводили бомбардировщики на цель, метко целились, и бомбы точно падали на мост, вспоминал ветеран АДД Н.Г. Богданов, а то время лейтенант 212-го авиаполка.  «…бомбардировка производилась обычными стокилограммовыми фугасными бомбами. Многие из них пролетали сквозь ажурные фермы моста и разрывались глубоко в воде, не причиняя мосту никакого вреда, другие изредка попадали в стальные фермы и тоже не вызывали серьезного разрушения. Впоследствии для разрушения железнодорожных мостов стали применять специальные бомбы и результаты стали иными».

Иногда, несмотря на низкую облачность, немецкие истребители также патрулировали в районе важных объектов. Так, 16 октября эскадрилья 455-го бап старшего лейтенанта С.К. Бирюкова после сброса бомб была атакована двумя «мессершмиттами». Один из ДБ-ЗФ получил повреждения и начал отставать от строя. Командир принял правильное решение: он приказал всем экипажам снизить скорость и огнем прикрыть своего товарища. В результате всем советским бомбардировщикам удалось благополучно вернуться, а стрелок-радист Н.Пеньков сумел подбить один из истребителей (Экипаж Би-рюкова прибыл в Подмосковье из Ирана, где выполнил три вылета. Он смог за короткий период совершить еще 32 боевых вылета на Западном фронте, в том числе 21 - ночью. Девять раз ДБ-ЗФ был атакован истребителями противника, но сбить Бирюкова немцы не смогли. Он отлично владел техникой пилотирования самолета и умело маневрировал в свете прожекторов и зенитного огня. Командование считало Серафима Кирилловича лучшим не только в полку, но и в 133-й авиадивизии и представило его к званию Героя Советского Союза. «После получения боевого задания для тов. Бирюкова преград не существует. Грамотно используя маневр и мощь своего оружия, тонны разящего металла сбрасывал он на головы фашистских захватчиков», - так характеризовал летчика военком полка Гайштут).

Всего в октябре ДВА лишилась 259 машин (из-за ИА и ЗА). Такие высокие потери и не-значительное их восполнение (завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре сумел сдать в этом месяце 54, а № 18 в Воронеже - всего один ДБ-ЗФ) привели к тому, что практически все полки ДБА испытывали острый недостаток самолетов. Часто на каждую боеготовую машину приходилось два экипажа. Те, кто имел хорошую подготовку и большой налет, выполняли задания ночью и в сложных метеоусловиях, а молодые летчики и штурманы только что закончившие училища, - днем. Но в светлое время суток гораздо больше была вероятность атаки истребителей противника. Сбитые экипажи часто возвращались в строй, а совершившие вынужденную посадку самолеты только в исключительных случаях. В результате парк дальних бомбардировщиков стремительно сокращался.

Убыль в самолетах происходила и вследствие вынужденных посадок из-за потери ориентировки. … в среднем, в каждом 26-м ночном вылете экипажи теряли свое местоположение. Командование объясняло этот факт отсутствием средств ЗОС (земного обеспечения самолетовождения), частыми приказами на вылет «во что бы ни стало», в любую погоду, и запретами ПВО на пролеты в районе Москвы, что заставляло штурманов выбирать маршруты в стороне от характерных ориентиров. В результате даже для двухмоторных самолетов, имевших навигационные приборы, вылеты в сложных метеоусловиях нередко сопровождались чрезвычайными происшествиями…»

*****
Из «Краткого отчета о боевой работе 36 авиационной смоленской дивизии ДД за период с 25 августа 1941 г. по 1 ноября 1944 г.»
----------------------------------------------------

После Иранских событий 133 дивизии была поставлена задача - приступить к нормальной учебно-боевой подготовке и в кратчайший срок ликвидировать выявленные недочеты в процессе боевых действий и подготовить экипажи к полетам в любых метео-условиях, допустимых для работы АДД в условиях горной местности.

С 5 сентября 1941 года дивизия приступила к нормальной учебно-боевой подготовке, которой и занималась до октября месяца 1941 года, находясь одновременно в полной боевой готовности.

С октября месяца 1941 года 133 авиадивизия вошла непосредственно в подчинение Ставки Верховного Главного Командования / 5-е Управление ВВС КА / и получила приказ перебазироваться на Ярославский аэроузел - аэродромы: центральный Ярославля и Гаврилов Посад.

9.10.41 г. дивизия, в составе 50 боевых экипажей, вооруженная самолетами ДБ-За и Ил- 4, при сложных метеоусловиях Н= 300 м /дождь/, приступила к перебазированию по маршруту: Кировабад - Шемаха - Дербент- Махач - Кала – Сталинград – Балашов - Сасово- Ярославль с промежуточной посадкой на аэродром Сталинград.

11.10.41 года дивизия в полном составе перебазировалась на аэродромы Ярославль и Гаврилов Посад, покрыв расстояние 2190 км за 10 летных часов. С поставленной задачей дивизия справилась отлично.

С 13 октября 1941 года части соединения приступили к боевым действиям против немецко-фашистских захватчиков.

*****
Из истории 36-ой ад ДД - «Рождение дивизии» в разделе «В боях за Москву» читаем:
   
…В этот день (13 октября) несколько эскадрилий бомбили механизированные войска на подступах к городу Калинину. Бомбардировщики шли к цели без прикрытия истребителей, да и последующие вылеты совершались в основном без прикрытия истребителей.
   
Механизированные войска охранялись большой насыщенностью зенитного огня и истребительной авиацией противника.  Но выхода не было.  Использовали  все возможное — облачность, высоту, маневр, чтобы достигнуть цели.
     
В первом же бою летчик, лейтенант Евгений Солоухин повторил подвиг Николая Гастелло.  В районе деревни Измайлов он направил подбитый истребителем самолет в скопление танков противника…
     
Положение на Калининском фронте становится крайне опасным. 14 октября враг ворвался в город и овладел мостом через Волгу. Предстояло разбомбить эту важную переправу. Немцы, понимая важность переправы, стремились любой ценой удержаться на занятых позициях.
     
Первые попытки бомбометания не привели к желаемым результатам.
     
Наше командование понимало важность своевременного разрушения переправы. Был такой эпизод. Командир звена младший лейтенант Маркин Александр Дмитриевич просил у командира ДБАП майора Трехина Николая Васильевича разрешения врезаться в мост самолетом с полной бомбовой загрузкой без членов экипажа. Командир полка отказал в такой просьбе.
     
Примерно 18 октября задачу по разрушению переправы решили экипажи, командирами которых были Бирюков Серафим Кириллович и Новожилов Николай Вячеславович.
     

С 17 по 24 октября дивизия продолжает бомбить механизированные войска в районе Вязьмы, Калинина, Клина, на Волоколамском и Можайском шоссе, по войскам противника в направлении Торжка, Спирово, Вышний Волочек и других районов, а также по вражеским аэродромам.

     
19 октября полк продолжает боевые вылеты. В этом бою подбит самолет младшего лейтенанта Маркина Александра Дмитриевича, и он совершил вынужденную посадку. На следующий день звену старшего лейтенанта Русова приказано нанести бомбовый удар по самолетам противника на аэродроме Ново-Дугино. Левым ведомым шел самолет Маркина, правым — Проценко. Отбомбились, но оказался подбитым и загорелся самолет Проценко. Над лесом экипаж выпрыгнул на парашютах.

Экипажи Русова и Маркина продолжали воздушный бой с истребителями противника. Один «МЕ-109» загорелся и свалился в штопор, его подбили стрелок-радист Милюков и воздушный стрелок Брижахин из экипажа Маркина, второй «МЕ-109» уклонился от продолжения боя. Однако подбит и правый мотор самолета Маркина, и не тянет левый, опять вынужденная посадка. На этот раз на лесной поляне, в тылу у немцев.
     
И вот наступило 23-е октября. Над аэродромом показался «По-2», просит посадку. Сел. Неизвестным летчиком был младший лейтенант Маркин. Оказывается, его экипаж обнаружил брошенный «По-2» в лесу, отремонтировал, взлетел и благополучно приземлился на свой аэродром.
     
На следующий день, 24 октября, Маркин повторяет подвиг Гастелло. На этот раз он летел в составе звена старшего лейтенанта Русова для нанесения удара по танкам в районе Малоярославца. Кроме Маркина, в экипаже находились штурман-лейтенант Маслевец, стрелок-радист Милюков, воздушный стрелок-радист Брыжахин. Комсомольский экипаж. Правым ведомым шел самолет Помыкаева.
     
При заходе на боевой курс их встретила зенитная артиллерия. Русов и Помыкаев отбомбились по цели, а штурман Маслевец не мог, так как попаданием снаряда заклинило бомболюки. В это же время завязался воздушный бой с истребителями противника. Самолет начинает отставать и отбиваться. Штурман Маслевец подбил один «МЕ-109», который задымился и перевернулся через крыло.

Однако и израненный самолет Маркина начинает терять высоту. Сначала погиб стрелок Брыжахин, затем радист Милюков, не отвечает и штурман Маслевец. Правый мотор охватило пламенем, а внизу ползут фашистские танки.
     
Доложив Русову обстановку, со словами ненависти к фашистскому зверью Маркин направляет горящую машину на вражеские танки. Так пензенский комсомолец использовал последнюю возможность к отомщению врагу за Родину, за товарищей, обессмертил свое имя.
     
На полковом митинге авиаторы поклялись беспощадно мстить врагу за погибших товарищей, за Родину, и эту свою клятву выполнили с честью…»
     
В этом фрагменте из документа «Рождение дивизии» кроме констатации того, что летчик Маркин с 19 по 24 октября трижды был подбит, имеется конкретная характеристика этому человеку.  Дважды судьба была к нему благосклонной, но в третий раз Маркин все же погиб. Но главное другое - это его идея добровольно таранить загруженным бомбами самолетом без экипажа вражескую переправу. Он был на это готов и требовал от командира полка такую возможность ему предоставить и готовность идти на таран его характеризует однозначно, как советского «камикадзе».  Видать, он подсознательно ощущал свой скорый момент смерти и сознательно рассчитывал отдать свою жизнь подороже. К этой главной цели своей жизни – умереть героически за свои идеалы, он шел с одержимым упорством.

Однако, огненный таран летчика Маркина оказался только легендой и вот почему.

Когда мой добровольный помощник Людмила Алексеевна Малькова (Прокудина) посещала ЦАМО по моей просьбе, то познакомилась по случаю с поисковиком Игорем Михайлюком, активно работающего в архиве в поисках нужной ему информации. Выяснилось, что наши интересы совпадают и так вышло, что связь с Игорем я поддерживаю через его жену, Марию Иванову. И когда я основательно погряз в изучение материала 133 БАД октября 41-го, то вспомнил, что Мария как-то в переписке обмолвилась о том, что есть документальное подтверждение того, что огненного тарана Маркин как будто и не совершал.  Я ей напомнил об этом в надежде заполучить от Игоря информацию по этому поводу. И вот что удалось выяснить: <...>. https://proza.ru/2020/05/24/2053

См.: Маркин Александр Дмитриевич

Отредактировано Легошина Валентина (2023-09-01 17:38:53)