Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. мы "заплатили" очень дорого... Из Пензенской области было призвано более 300 000 человек, не вернулось более 200 000 человек... Точных цифр до сих пор мы не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесет данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, прославлял ратными подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Герасимов Василий Герасимович

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Помогите, пожалуйста, установить судьбу!

Герасимов Василий Герасимович

Год рождения: 1920
Место рождения: д. Никитянка, Мичкасского с/с Больше-Вьясского района Пензенской обл. (в некоторых документах - с. Мичкасс Никольского района)
Дата и место призыва: 22.04.1941 Больше-Вьясский РВК, Пензенская обл., Больше-Вьясский р-н (в некоторых документах - Лунинский РВК)
Причина выбытия: пропал без вести
Дата выбытия: 01.1942 (по другим документам - 04.1942, по другим - 10.1941)
Дата прекращения письменной связи: 06.1941
Мать: Герасимова Татьяна Матвеевна
Отец: Герасимов Герасим Максимович
Адрес родителей: д. Никитянка, Мичкасского с/с Больше-Вьясского района Пензенской обл.

Это старший брат моего дедушки, пропал без вести на фронте. Информации о Василии Герасимовиче не очень много: мои бабушка с дедушкой умерли ещё до моего рождения, некому было рассказать, осталась всего одна фотография, но 50 лет назад она была утеряла, мама и тети тоже информацией не владеют, так как родились только в 1955/1960 гг., а он пропал в 1941/1942. Но в мае 2018 нашлась та самая единственная фотография, утерянная полвека назад, мы распечатали ее, прошли в Бессмертном полку. Очень хотелось бы узнать судьбу Василия Герасимовича, найти место захоронения.

Вот информация, которую удалось собрать.
Со слов моей мамы (племянницы Василия Герасимовича), он погиб под Сталинградом (но это не точно). Так как Сталинградская битва была позже, то, думаю, версия ошибочна.

Со слов тети (второй племянницы Василия Герасимовича) , кто-то из деревенских стариков говорил, что кто-то из однополчан Василия Герасимовича рассказывал, что он погиб в Венгрии; что в машину, где был Василий Герасимович попал снаряд, и машина взорвалась. Но она не уверена, потому что была совсем маленькая, когда старики это обсуждали. Тетя говорит, что он на фронте точно был на машине. Ей кажется, что в Венгрии (но это не точно), но по ее памяти - где-то в Европе. Его маме Татьяне Матвеевне пришло письмо, что он пропал без вести. Возможно, речь об уцелевшем извещении (фото прикрепляю) из Больше-Вьясского РВК, датированного 12.01.1948 (возможно другой год, в извещении плохо видно).

Жена родного брата Василия Герасимовича, которой сейчас 90 лет, говорит, что с самим Василием Герасимовичем она не была знакома, так как с его братом и своим мужем, тоже прошедшим войну, она познакомилась уже после войны. Говорит, что насколько она помнит по рассказам мужа, Василий Герасимович на фронте был шофером НА границе, что ни похоронок, ни писем не приходило. Это все, что у меня есть.

http://s8.uploads.ru/t/r5BQd.jpg
http://s5.uploads.ru/t/f9j80.jpg
http://s9.uploads.ru/t/xsgLZ.jpg
http://s7.uploads.ru/t/SWyqM.png
http://s3.uploads.ru/t/ZFfjd.jpg

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всероссийская Книга Памяти. Пензенская область. Том 2. Страница 189:
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1050324458
ID 1100324464
Фамилия Герасимов
Имя Василий
Отчество Герасимович
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Место рождения Пензенская обл., Никольский р-н, с. Мичкас
Дата и место призыва Лунинский РВК
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.01.1942
Название источника донесения Книга памяти.

Донесения послевоенного периода 01.11.1947 Больше-Вьясский РВК Пензенской обл.:
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61592835
ID 61592835
Фамилия Герасимов
Имя Василий
Отчество Герасимович
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Дата и место призыва 22.04.1941 Больше-Вьясский РВК, Пензенская обл., Больше-Вьясский р-н
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.01.1942
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 869.

Отредактировано AnnaV (2019-02-26 00:56:44)

+1

2

На 12 марта 2019 записалась в читальный зал ЦАМО в Подольске (МО), чтобы сделать запрос на предоставление описи частей, чтобы найти какие-то зацепки для дальнейших поисков. Но там в обязательном порядке нужно назвать номер полка. А у меня этих данных нет, на сайте Мемориала тоже нет. Я отправила запрос в Лунинский и Иссинский военкомат, но там сказали, что скорее всего информации никакой не дадут, так как о пропавших без вести у них почти нет информации, и вообще по Больше-Вьясскому району данных почти нет, только по Лунинскому.
Подскажите, как можно узнать эти данные?

Еще вопрос: во вложении прикрепила фото членского билета Промышленного союза рабочих военно-металлической (не металлургической, а именно металлической) промышленности. Там в графе "наименование профорганизации" написано название организации. Сложно разобрать, но похоже на завод им. кого-то. Там могут быть данные, в какие части расформировывались призывники завода?
http://sh.uploads.ru/t/JfbiI.jpg
http://s3.uploads.ru/t/pWk0K.jpg

Отредактировано AnnaV (2019-02-25 23:39:13)

+1

3

AnnaV написал(а):

Там в графе "наименование профорганизации" написано название организации. Сложно разобрать, но похоже на завод им. кого-то.

Здравствуйте, Анна!
Написано Пенз зовк зов им фр
Думаю, что это Пензенский велосипедный завод имени Фрунзе - см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пензенский_велосипедный_завод.

AnnaV написал(а):

Там могут быть данные, в какие части расформировывались призывники завода?

скорее всего нет. Призыв шел через военкоматы, все данные по призывам хранятся именно в военкоматах. Тем более, в найденных Вами документах нет указания, что брат Вашего дедушки призывался из Пензы. Там указан Больше-Вьясский райвоенкомат, значит, документы по призыву должны были изначально находиться именно там.

0

4

простомария написал(а):

Здравствуйте, Анна!
Написано Пенз зовк зов им фр
Думаю, что это Пензенский велосипедный завод имени Фрунзе - см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пензенски … ный_завод.

скорее всего нет. Призыв шел через военкоматы, все данные по призывам хранятся именно в военкоматах. Тем более, в найденных Вами документах нет указания, что брат Вашего дедушки призывался из Пензы. Там указан Больше-Вьясский райвоенкомат, значит, документы по призыву должны были изначально находиться именно там.


Здравствуйте, Мария!

Большое спасибо за ответ и помощь! Да, Василий Герасимович призывался Больше-Вьясским РВК. Сведений о том, что он когда-то мог жить в Пензе, а не в деревне Никитянка, у меня нет. Вся его семья в это время: отец, мать, два младших брата жили в деревне Никитянка. Предполагаю, что он так же проживал в деревне. На момент получения членского билета ему было всего 17-18 лет, не думаю, что он в одиночку, уехал в Пензу.

Версия про Пензенский велосипедный завод имени Фрунзе интересна. Если приглядеться, на фотографии после фр... можно разглядеть ...нз. Действительно, похоже на "Фрунзе". Но не понимаю сокращений зовк (или зовл) зов. Там еще на печати надпись ЗАВКОМ и какие-то слова. Попрошу тетю, у которой хранится фото, попробовать прочитать.

Отредактировано AnnaV (2019-02-26 00:43:09)

0

5

Здравствуйте, Анна, Мария!

простомария написал(а):

Написано Пенз зовк зов им фр

Читать, видимо, надо как "завк зав. им.Фр...нз..", т.е. заводской Комитет ЗиФа (завода имени Фрунзе).

AnnaV написал(а):

На момент получения членского билета ему было всего 17-18 лет, не думаю, что он в одиночку, уехал в Пензу.

Анна, с документами сложно спорить. Профсоюзный билет говорит о том, что Василий Герасимович работал в 1938г. на заводе. Но призывался он в 1941г. согласно документам Больше-Вьясским РВК. Соглашусь с Марией, что в данном случае заводские документы, увы, не помогут. Данные о отправке в в/часть находились в райвоенкомате.
Призыв, если данные документов верны, довоенный - 22 апреля 1941г.. По довоенному призыву документы в военкоматах, к сожалению, практически не сохранились.
Письменная связь прекратилась с началом войны - с июня 1941г. - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61592835 , т.е., вероятнее всего, Василий Герасимович в начале войны находился где-то на западной границе страны.

Анна, фотография не подписана?

0

6

Дворянкин С.А. написал(а):

Анна, соглашусь с Марией, что в данном случае заводские документы, увы, не помогут. Данные о отправке в в/часть находились в райвоенкомате.
Призыв, если данные документов верны, довоенный - 22 апреля 1941г.. По довоенному призыву документы в военкоматах, к сожалению, практически не сохранились.
Письменная связь прекратилась с началом войны - с июня 1941г. - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61592835 , т.е., вероятнее всего, Василий Герасимович в начале войны находился где-то на западной границе страны.

Анна, фотография не подписана?


Здравствуйте, Сергей!

Нет, фотография не подписана, к сожалению. Я отправила запрос в Лунининский и Иссинский военкомат. Судя, по трек-номеру, письмо уже в почтовом отделении Лунино. Буду ждать ответ.

0

7

Анна, а 2-я книжка с автомобилем на обложке - "удостоверение ... третьего класса" - это удостоверение шофёра? Видимо, это удостоверение выдано в какой-то из республик СССР? Судя по дублирующему языку, наверное, какой-то из Прибалтийских.

0

8

Дворянкин С.А. написал(а):

Анна, а 2-я книжка с автомобилем на обложке - "удостоверение ... третьего класса" - это водительское удостоверение?


Да, но это водительское удостоверение моего дедушки. Тетя просто фотографировала все, что у нее было по всем родственникам. На фронте часто ездили без прав.

http://sd.uploads.ru/t/IS9kH.jpg

Сергей, я посмотрела все записи по дате призыва, как вы советовали - в этот день по Пензенской области призывалось 27 человек, из них 25 пропали без вести. Как такое возможно? За малым исключением, практически ни у кого в карточках не указаны номера полков и дивизий. У пары человек -  710 сп 213 сд, у одного - п/п 24 "в", у еще одного - п/п 904, 95 тп и п/я 30. П/я 30 - это, видимо, 5 стрелковый корпус 315 корпусной артиллерийский полк.

Подскажите, всех призывавшихся в один день отправляют в одно и тоже место? Допустим, в апреле их всех вместе куда-то направили. Тогда в июне, после начала войны, они тоже должны все вместе где-то быть? или их могут в разные части направить?

Отредактировано AnnaV (2019-02-26 01:29:19)

0

9

AnnaV написал(а):

Сведений о том, что он когда-то мог жить в Пензе, а не в деревне Никитянка, у меня нет. Вся его семья в это время: отец, мать, два младших брата жили в деревне Никитянка. Предполагаю, что он так же проживал в деревне. На момент получения членского билета ему было всего 17-18 лет, не думаю, что он в одиночку, уехал в Пензу.

А почему нет? Окончил школу, поехал в Пензу учиться и работать. Потом что-то не сложилось, вернулся домой. Такое вполне могло быть.

AnnaV написал(а):

Сергей, я посмотрела все записи по дате призыва, как вы советовали - в этот день по Пензенской области призывалось 27 человек, из них 25 пропали без вести. Как такое возможно?

Попали в боевые действия в первые дни войны, когда были хаос и суматоха, когда ничего не было налажено. При отступлении, чтобы не попали в руки врагу, документы могли быть уничтожены. А если все погибли, то их просто и некому было сохранить. 
Попробуйте посмотреть соседние дни. Вдруг будет какая-то закономерность.

AnnaV написал(а):

Подскажите, всех призывавшихся в один день отправляют в одно и тоже место? Допустим, в апреле их всех вместе куда-то направили. Тогда в июне, после начала войны, они тоже должны все вместе где-то быть? или их могут в разные части направить?

К сожалению, могли в разные части направить.

0

10

Здравствуйте, Анна!

AnnaV написал(а):

в этот день по Пензенской области призывалось 27 человек

Призывалось, скорее всего, больше. Просто у 27-и эта дата указана, а у остальных может быть и не указана (далеко не у всех в базах данных указаны точные даты призыва).

AnnaV написал(а):

За малым исключением, практически ни у кого в карточках не указаны номера полков и дивизий. У пары человек -  710 сп 213 сд, у одного - п/п 24 "в", у еще одного - п/п 904, 95 тп и п/я 30. П/я 30 - это, видимо, 5 стрелковый корпус 315 корпусной артиллерийский полк.

В данной ситуации эти данные - тот материал, с которым можно работать - искать в фондах этих в/частей в ЦА МО информацию о Вашем родственнике. Дайте, пожалуйста, ссылки на документы, в которых указаны данные воинских частей.

Анна, Владимир Герасимович принимал участие в войне?

0

11

простомария написал(а):

Попали в боевые действия в первые дни войны, когда были хаос и суматоха, когда ничего не было налажено. При отступлении, чтобы не попали в руки врагу, документы могли быть уничтожены. А если все погибли, то их просто и некому было сохранить. 
Попробуйте посмотреть соседние дни. Вдруг будет какая-то закономерность.


Мария, спасибо, посмотрю соседние дни. Но мне почему-то кажется, что он погиб не в первые дни войны. Потому что со слов родных (которые никогда с ним и не встречались), на фронте он был шофёром. Значит, был уже определён род его деятельности. Кроме того, думаю, что водить машину он научился только на фронте. Сомневаюсь, что в деревне тех лет были автомобили, чтобы 17-20-летние ребята могли научиться водить. Хотя он призывался в апреле, может быть за эти несколько месяцев до начала войны, в армии, он научился водить машину, и был определён род его деятельности.

Отредактировано AnnaV (2019-02-26 23:11:17)

0

12

Дворянкин С.А. написал(а):

В данной ситуации эти данные - тот материал, с которым можно работать - искать в фондах этих в/частей в ЦА МО информацию о Вашем родственнике. Дайте, пожалуйста, ссылки на документы, в которых указаны данные воинских частей.

Анна, Владимир Герасимович принимал участие в войне?


Сергей, ссылки на документы с указанием частей загружу в ближайшее время.

Что касается Владимира Герасимовича, нет, он не принимал участие в войне - он 1934 года рождения. В войне принимал участие их средний брат - Герасимов Александр Герасимович, 1925 г.р.
Александр Герасимович сбежал на фронт в 17 лет. Когда старших ребят провожали на фронт, он с ними и убежал. Старшие ребята прятали его под лавкой, делились едой. Их привезли в Селиксу. Учили стрелять. Стрельбище было в районе нашей нынешней дачи. Он потом жене показывал свою землянку на Селиксе. Был артиллеристом. Ездил всегда в кабинке с шофёром и учился у него водить машину. Шофёр погиб, Александр Герасимович сам сел за руль и доехал с частью до Польши. Дальше его не пустили - прав нет. А в Польше ему выдали водительское удостоверение, без экзаменов. Доехали до Берлина. После войны их отправили на Украину, в Конотоп (кто-то перепутал пензенский  Конотоп в Лунинском районе с украинским Конотопом, и отправили в Украину, вместо Пензы). Был лейтенантом, потом старшим лейтенантом. Умер в 80-ых, похоронен на Зареченском кладбище. Осталась жена, Герасимова Анна Сергеевна, ей сейчас 90 лет.

Отредактировано AnnaV (2019-03-01 01:44:32)

0

13

AnnaV написал(а):

Сомневаюсь, что в деревне тех лет были автомобили, чтобы 17-20-летние ребята могли научиться водить. Хотя он призывался в апреле, может быть за эти несколько месяцев до начала войны, в армии, он научился водить машину, и был определён род его деятельности.

В деревне тех лет были трактора и комбайны, и  мальчишки их довольно быстро осваивали. У меня бабушка как раз сначала работала за комбайном, а оттуда её взяли в армию в автополк. После полугодовой подготовки в Пензе и в Ульяновской области перевели в действующую армию. Но это уже позже, в 1943г.; в 1941 сроки были более сжатые. Кроме того, если он жил в Пензе в 1938 - то мог научиться, мог даже в училище каком-то техническом учиться. Но без документов на руках это всё только догадки.
На фотографии он в военной форме - значит, были письма.

0

14

AnnaV написал(а):

Потому что со слов родных (которые никогда с ним и не встречались), на фронте он был шофёром. Значит, был уже определённою деятельности.

Анна, в послевоенном донесении 1947г. со слов матери Татьяны Матвеевны записано, что письменная связь прекратилась с июня 1941г., письмо утеряно - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61592835 .
Откуда могли родственники знать о происходившем с Василием Герасимовичем на фронте, остаётся загадкой.

AnnaV написал(а):

В войне принимал участие их средний брат - Герасимов Александр Герасимович, 1925 г.р.

Создавайте Александру Герасимовичу персональную страницу.

0

15

Дворянкин С.А. написал(а):

Анна, в послевоенном донесении 1947г. со слов матери Татьяны Матвеевны записано, что письменная связь прекратилась с июня 1941г., письмо утеряно - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61592835 .
Откуда могли родственники знать о происходившем с Василием Герасимовичем на фронте, остаётся загадкой.

Сергей, как говорят родные, кто-то из однополчан им рассказывал.

Дворянкин С.А. написал(а):

Создавайте Александру Герасимовичу персональную страницу.

В ближайшее время создам.

0

16

простомария написал(а):

В деревне тех лет были трактора и комбайны, и  мальчишки их довольно быстро осваивали. У меня бабушка как раз сначала работала за комбайном, а оттуда её взяли в армию в автополк. После полугодовой подготовки в Пензе и в Ульяновской области перевели в действующую армию. Но это уже позже, в 1943г.; в 1941 сроки были более сжатые. Кроме того, если он жил в Пензе в 1938 - то мог научиться, мог даже в училище каком-то техническом учиться. Но без документов на руках это всё только догадки.


Да, вы правы, научиться водить можно и на тракторе/комбайне. Тем более, как говорят родные, отец его, Герасимов Герасим Максимович, был непростым человеком - был грамотным (что для деревни тех времён было редкостью), все к нему приходили что-то написать, прочитать, он был юристом, также хорошо был знаком с первым секретарем райкома партии. Его брат был киевским депутатом. (Это все со слов родных). Так что, возможно, были какие-то возможности научиться водить.
И, конечно, интересно, уезжал ли он из деревни в Пензу, и работал ли в действительности на  велозаводе имени Фрунзе.

простомария написал(а):

На фотографии он в военной форме - значит, были письма.


Было в июне 1941. В послевоенном донесении 1947г. со слов матери Татьяны Матвеевны записано, что письменная связь прекратилась с июня 1941г., письмо утеряно - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61592835 . Возможно, писал и присылал фото с апреля по июнь 1941. Раньше вместо погон были петлицы. Может быть, что-то по петлицам можно выяснить? Возможно, у одних дивизий одни петлицы, у других - другие?

Отредактировано AnnaV (2019-02-26 23:38:06)

0

17

Здравствуйте, Анна!

AnnaV написал(а):

как говорят родные, кто-то из однополчан им рассказывал.

Тогда у родных, наверное, должна быть и версия того, как Василий Герасимович, воевавший на фронте несколько лет ("погиб в Венгрии"), все эти годы мог не писать домой.

AnnaV написал(а):

Может быть, что-то по петлицам можно выяснить? Возможно, у одних дивизий одни петлицы, у других - другие?

По петлицам, в крайнем случае, можно уточнить род войск, но не в/часть. К сожалению, на черно-белой фотографии цвет петлиц определить невозможно.

0

18

Здравствуйте, Сергей! Позвонили сегодня из Лунинского военкомата. Сказали, что данных на Герасимова и на Жукова нет. Что по некоторым солдатам извещения приходили из частей, с номером и т.д. А по Герасимову В.Г. извещение пришло из управления по безвозвратным потерям. По Жукову С.С. тоже нет информации.

Отредактировано AnnaV (2019-02-28 12:45:48)

0

19

простомария написал(а):

Здравствуйте, Анна!
Написано Пенз зовк зов им фр
Думаю, что это Пензенский велосипедный завод имени Фрунзе - см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пензенски … ный_завод.

Мария, здравствуйте!

Ваше предположение по поводу велосипедного завода им.Фрунзе оказалось верно. На этой неделе я дважды созванивалась с женой родного брата Василия Герасимовича, подолгу общались о родственниках, я спрашивала о Василии Герасимовиче. Она говорила, что знает только, что он работал с братом в колхозе - пахали землю, на лошадях работали, потом был призван на действительную службу (просто в армию), там выучился водить (до этого, говорит, вряд ли мог научиться водить), в первые дни войны погиб/пропал без вести.
Про завод Фрунзе говорила, что вряд ли. Но сегодня она позвонила, сказала, что вспомнила, что, да, его брат Александр как-то упоминал, что Василий работал на велосипедном заводе Фрунзе.

Отредактировано AnnaV (2019-03-03 18:55:05)

+1