Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. мы "заплатили" очень дорого... Из Пензенской области было призвано более 300 000 человек, не вернулось более 200 000 человек... Точных цифр до сих пор мы не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесет данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, прославлял ратными подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вазерский Федор Петрович

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://s3.uploads.ru/t/DQ3dA.jpg

ВАЗЕРСКИЙ Федор Петрович

ВАЗЕРСКИЙ Федор Петрович (21.11.1887, П. – 16.12.1970, там же), музыкант, педагог. Учился в Пензенской духовной семинарии, в 1903–07 в музыкальное училище. В 1913 окончил Московскую консерваторию В 1918 зав. подотд. иск-в Пенз. губвоенкомата, один из организаторов Нар. конс. в П. Инициатор создания и организатор «Оперной труппы» при политотделе губвоенкомата, выступавшей в 1919–21. В репертуар входили оперы русской и зарубежной классики. В 1922–23 руководитель театра «Те-ма» (театральные мастерские) в П. Участвовал в создании оперных театров в Самаре, Алма-Ате, Саратове. В 1935 вернулся в П., преподавал в муз. уч-ще. В 1941 по инициативе В. был осн. хозрасчетный оперный коллектив, ставший театром оперы и балета, работавший по 1948. В 1958 В. стал худ. руководителем и директором оперной студии при ДК им. Ф. Э. Дзержинского. Организатор общегор. праздников песни. Оставил воспоминания «Из музыкального прошлого» (рукопись в ГАПО).

Лит.: Застрожный В., Смайкин А. Ф. П. Вазерский. П., 1957; Крейер; Савин (15).

[О. М. Савин. ВАЗЕРСКИЙ Федор Петрович / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

http://inpenza.ru/people/vazersky-f-p.php

В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. в Пен­зен­ском крае функ­цио­ни­ро­ва­ли мн. до­маш­ние кре­по­ст­ные те­ат­ры, сре­ди них – те­атр А. Б. Ку­ра­ки­на, где ста­ви­лись пре­им. опе­ры и ба­ле­ты. Пуб­лич­ная му­зы­каль­но-те­ат­раль­ная жизнь поя­ви­лась в Пен­зе на ру­бе­же 18–19 вв., ко­гда функ­цио­ни­ро­ва­ли 2 об­ще­дос­туп­ных кре­по­ст­ных те­ат­ра с опер­ным ре­пер­туа­ром: по­ме­щи­ков Го­ри­хво­сто­вых (с 1796), в ко­то­ром ста­ви­лись ис­клю­чи­тель­но итал. опе­ры, и по­ме­щи­ков Глад­ко­вых (1806–29, вме­сте с кре­по­ст­ны­ми в труп­пе иг­ра­ли проф. ак­тё­ры и лю­би­те­ли), где опе­ры шли на­ря­ду с во­де­ви­ля­ми и дра­ма­тич. спек­так­ля­ми. С сер. 19 в. в Пен­зе ре­гу­ляр­но га­ст­ро­ли­ро­ва­ли опер­ные и опе­ре­точ­ные труп­пы. Рас­про­стра­не­нию муз. куль­ту­ры в крае спо­соб­ст­во­ва­ли круж­ки про­све­щён­ных лю­би­те­лей му­зы­ки, а с кон. 19 в. – ор­ке­ст­ры нар. ин­ст­ру­мен­тов; из­вест­ность в гу­бер­нии и за её пре­де­ла­ми по­лу­чил соз­дан­ный в 1902 кн. Обо­лен­ски­ми дом­ро-ба­ла­ла­еч­ный ор­кестр ра­бо­чих Ни­ко­ло-Пе­ст­ров­ско­го сте­коль­но­го за­во­да.

Обу­че­ние му­зы­ке и тан­цам в гим­на­зи­ях и уч-щах Пен­зы вве­де­но в нач. 19 в. Муз. дис­ци­п­ли­ны пре­по­да­ва­лись в Пен­зе в ду­хов­ной се­ми­на­рии (от­кры­та в 1800), учи­тель­ской се­ми­на­рии (от­кры­та в 1874). С 1862 в Пен­зе не­ко­то­рое вре­мя ра­бо­тал хор­мей­стер и ре­гент А. А. Ар­хан­гель­ский (ру­ко­во­дил в т. ч. ар­хие­рей­ским хо­ром), в 1902 по его ини­циа­ти­ве от­кры­то Цер­ков­но-певч. об-во. В 1878 ос­но­ва­на пер­вая в Пен­зе ча­ст­ная фп. шко­ла И. П. Ле­гра­на. В 1882 ор­га­ни­зо­ва­ны муз. клас­сы Пен­зен­ско­го от­де­ле­ния ИРМО (в по­ме­ще­нии Дво­рян­ско­го со­б­ра­ния), на их ос­но­ве об­ра­зо­ва­но Пен­зен­ское муз. уч-ще (назв. с 1936; сре­ди вос­пи­тан­ни­ков – Н. Г. Минх, Б. Э. Хай­кин). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны (в 1941–1944) уч-ще не ра­бо­та­ло, в его зда­нии раз­ме­ща­лась эва­куи­ро­ван­ная Цен­траль­ная му­зы­каль­ная шко­ла при Мо­сков­ской кон­сер­ва­то­рии. В Пен­зе ра­бо­та­ли ди­ри­жёр Н. Г. Рах­лин, скри­па­чи К. Г. Мос­трас, А. И. Ям­поль­ский, пиа­ни­сты Т. Д. Гут­ман, Я. И. Зак.

С 1920-х гг. при клу­бах, пред­при­яти­ях, шко­лах, во­ен. час­тях П. о. ра­бо­та­ло боль­шое ко­ли­че­ст­во са­мо­де­ят. ор­ке­ст­ров нар. ин­ст­ру­мен­тов, в т. ч. в 1930-е гг. вы­сту­пал ан­самбль гус­ля­ров при Двор­це куль­ту­ры им. С. М. Ки­ро­ва. В 1919–22 Опер­ная труп­па под рук. Ф. П. Ва­зер­ско­го при по­лит­от­де­ле губ­во­ен­ко­ма­та вы­сту­па­ла с рус. и за­ру­беж­ны­ми клас­сич. опе­ра­ми в Пен­зе, Ка­мен­ке, Куз­нец­ке, Ин­са­ре, Са­ран­ске, в клу­бах во­ин­ских час­тей, гос­пи­та­лях. В даль­ней­шем Ва­зер­ский ру­ко­во­дил Опер­ной сту­ди­ей при Двор­це куль­ту­ры им. Ф. Э. Дзер­жин­ско­го (1958). В 1941–48 в Пен­зе ра­бо­тал Те­атр опе­ры и ба­ле­та (с 1943 го­су­дар­ст­вен­ный), на ба­зе ко­то­ро­го в 1948 ор­га­ни­зо­ван ан­самбль опе­рет­ты (в со­ста­ве кон­церт­но-эс­т­рад­но­го бю­ро). В 1942–43 в Пен­зу был эва­куи­ро­ван Рос­тов­ский те­атр муз. ко­ме­дии. В 1939–41 ра­бо­та­ло кон­церт­но-га­ст­роль­ное бю­ро (с 1942 кон­церт­но-эс­т­рад­ное бю­ро), в 1957 ре­ор­га­ни­зо­ван­ное в фи­лар­мо­нию. В со­ста­ве Пен­зен­ской гос. фи­лар­мо­нии (совр. ста­тус с 2010): Гу­бер­на­тор­ская сим­фо­нич. ка­пел­ла (2003), ан­самб­ли – гу­бер­на­тор­ский «Стар­го­род» (2000), эт­нич. му­зы­ки «Ми­ря­не» (1990), пес­ни и тан­ца «Ка­зачья за­ста­ва» (2004), эс­т­рад­но-джа­зо­вый «Джаз-Кру­из» (2007) и др. Пен­зен­ский рус. нар. хор проф­сою­зов (1956, с 1983 им. О. В. Гри­ши­на). Муз. об-во П. о. (ос­но­ва­но в сер. 1960-х гг. как Хо­ро­вое об-во; совр. ста­тус и назв. с 1987). Центр. муз.-учеб­ное за­ве­де­ние П. о. – муз. кол­ледж им. А. А. Ар­хан­гель­ско­го (быв. муз. уч-ще; совр. ста­тус и назв. с 2008). Куз­нец­кое муз. уч-ще (1969) – центр муз. жиз­ни Куз­нец­ка и Куз­нец­ко­го р-на. Раз в два го­да Пен­зен­ская гос. фи­лар­мо­ния ор­га­ни­зу­ет фес­ти­ва­ли: Ме­ж­ду­нар. джа­зо­вый (с 2011), Все­рос­сий­ский рус. ро­ман­са им. Г. А. Ка­ре­вой (с 2002), меж­ре­гио­наль­ный (пер­вона­чаль­но об­ла­ст­ной) хо­ро­вой му­зы­ки им. А. А. Ар­хан­гель­ско­го (с 2000), об­ла­ст­ной сим­фо­нич. му­зы­ки (с 2004), ис­кусств «Стар­го­род-фес­ти­валь» (с 2006).

Большая российская энциклопедия. ПЕ́НЗЕНСКАЯ О́БЛАСТЬ. Авторы: Н. Н. Калуцкова (Природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), С. В. Кузьминых (История: археология), Е. И. Саляев (История), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), П. С. Павлинов (Архитектура и изобразительное искусство: архитектура), О. В. Фраёнова (Музыка)
 
https://bigenc.ru/geography/text/2710193

http://sh.uploads.ru/t/VMveB.png

Юбилей музыканта. Земля родная. №18 1958 г.

http://dl.liblermont.ru/DL/December_15/ … f/download

http://sg.uploads.ru/t/w0aNf.jpg
Ф.П. Вазерский

http://sg.uploads.ru/t/usjAv.jpg
Афиша Ф.П. Вазерского

http://s7.uploads.ru/t/qT7WC.jpg
Ф.П. Вазерский в образе Ленского

Детская музыкальная школа №1 . Пензы. Фотогалерея.

http://1musicschool.ru/photogallery/kol … 1_g__penzi

http://sh.uploads.ru/t/Qxva5.jpg

Владелица фоторгафии Муза Кадлец. Санкт-Петербург, Россия
СОЛИСТЫ САМАРСКОЙ ОПЕРНОЙ ТРУППЫ Ф.П.ВАЗЕРСКОГО. МОЯ ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ МАМА СТОИТ В ЦЕНТРЕ. 1930-Й ГОД. г.КУЙБЫШЕВ

ТРУППА ФЁДОРА ПЕТРОВИЧА ВАЗЕРСКОГО НАЗЫВАЛАСЬ "ПЕРЕДВИЖНАЯ ОПЕРА". ОН(Ф.П.) И ЕГО СУПРУГА-ПИАНИСТКА МАРЬЯ ЗАХАРОВНА ВАЗЕРСКАЯ БЫЛИ НЕОБЫКНОВЕННЫМИ ЭНТУЗИАСТАМИ. В ДЕТСТВЕ Я В УПОЕНЬЕ СЛУШАЛА МАМИНЫ РАССКАЗЫ... ЭТА ТРУППА ПОСЛУЖИЛА ОСНОВОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ АЛМА-АТИНСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА. КРАСАВИЦА В БЕЛОМ ПЛАТЬЕ - ПРИМА-БАЛЕРИНА ВЕРОНИКА КУЗНЕЦОВА ... ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!!!

http://rasfokus.ru/photos/applicants/photo1709084.html

+2

2

http://magsura.ru/content/files/v6_inishkin.pdf

Николай Михайлович Инюшкин
Пензенской истории причастны
Ф. П. Вазерский

Такую сцену на проселочной дороге, ведущей из Пензы в Мокшан, вряд ли можно было наблюдать до лета 1910 года. Но именно тогда из нехитрого экипажа о двух лошадях разносились над полями хорошо поставленные мужские голоса:

На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил.
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.

Несколько экзотическая ситуация была вместе с тем вполне объяснимой. Просто в этом самом экипаже два молодых человека — студенты Московской консерватории Федор Вазерский и Николай Грачев — везли в уездный центр свою любовь к музыке А. Рубинштейна, поэзии М. Лермонтова и желание поставить в пензенском захолустье оперу «Демон». Так оно и случилось после того, как юные энтузиасты сумели очень быстро объединить тамошних меломанов. В день постановки, которую, конечно, трудно было сравнить со столичной по части голосов, оркестра и декораций, Народный дом был полон. «Печальный Демон, дух изгнанья» был принят на ура.
Губернские «Ведомости», посвятив этому событию статью «Опера в Мокшане и мокшанская публика», отметили, что это не первый приезд в провинцию студентов консерватории. «Каждый раз своим посещением, — растроганно писал корреспондент, — они доставляют мокшанцам много непосредственной радости и вносят немало светлых лучей в темное и сонное существование Мокшана».
Наш рассказ об одном из инициаторов оперной постановки «Демона» — Федоре Петровиче Вазерском.
Всю свою жизнь посвятил Вазерский тому, чтобы поэзия, песня, музыка стали праздником для многих тысяч людей.
Федор Вазерский родился 21 ноября 1887 года в Пензе. Имело ли влияние на его музыкальную судьбу место рождения? Думаю, да, и сошлюсь на интересное свидетельство известного мемуариста XIX века Василия Инсарского.
«Пензу в мое время можно было принять за обширную, натуральную консерваторию, где все непрерывно пели, только без профессоров и разных мудрых устройств, которыми отличаются действительные консерватории. Там положительно все пели, а те, которые не могли или не умели петь, принимали в пении самое горячее участие».
Достоверно известно, что в семье мещан Вазерских тоже пели охотно и много. В приходской школе маленький Федя пел в детской опере высоким красивым альтом партию Маши.
А вот в учительской семинарии, куда поступил Федор, музыки ему было маловато. Желанную гармонию звуков давало изучение русской поэзии, входившей в учебную программу. Да и без программы Федор с упоением зачитывался Пушкиным, Некрасовым, Лермонтовым, не забывая, что пензенская земля питала творчество любимого стихотворца. По собственным его воспоминаниям, юный семинарист с особым чувством читал «Парус» и «Бородино» на литературных вечерах.
Юного меломана можно было увидеть и в хоре духовной семинарии у замечательного педагога Алексея Васильевича Касторского…
Обладатель отличного природного тенора берет уроки у недавней солистки итальянской оперы Бинерт, оказавшейся волею судеб в Пензе, и в это же время — с 1903 по 1907 год — успевает овладевать скрипкой и контрабасом в училище Российского музыкального общества.
Словом, уже тогда было ясно, что учителем грамматики и словесности Вазерскому долго не быть, и он прилагает все силы, чтобы после, так сказать, «натуральной» консерватории пензенской попасть в настоящую — московскую.
Так оно и случилось. Этот диплом, подписанный Ипполитовым-Ивановым , Гедике , Игумновым , Горди , Гольденвейзером и другими знаменитыми музыкантами-педагогами, Федор Петрович получил в 1913 году. Большой красивый документ торжественно извещал о высоких оценках, об успешном завершении полного курса музыкального образования.
Но в нем не могло отразиться, что в эти годы и в Москве, и не только в ней энергичный пензяк овладевал еще одним нелегким искусством — умением заражать своей любовью к музыке других людей.
Причем любовь эта была совершенно бескорыстной. Казалось бы, приезжая на каникулы в Пензу, не слишком богатый юноша мог, что называется, подработать своим талантом. Так нет, вместе с сокурсником и будущим многолетним коллегой Николаем Грачевым едет в Мокшан, чтобы поставить там в Народном доме «Евгения Онегина» и «Демона».
Афиша 1914 года — тоже свидетельство щедрости души нашего земляка: в подмосковном селе Марфино Вазерский создал крестьянский хор и струнный оркестр, поставил оперу «Русалка».
Обратите внимание — на музыкальные занятия с крестьянами не жалеет времени уже не студент, а солист знаменитой тогда частной оперы Зимина, на сцене которой пели и Шаляпин, и Собинов, и другие музыкальные звезды.
А был ли звездой Федор Вазерский? Был, и величины немалой. Но ее свет направлен был туда, где его так не хватало, — в российскую провинцию.
Потому и было вполне осознанным возвращение столичного тенора в родную Пензу после событий октября 1917 года.
Революцию Вазерский принял. Ее лозунги перекликались с тем, что мечтал делать молодой энтузиаст. «Музыкальное образование — народу». В городе, где уже существовало с 1882 года музыкальное училище, а значит, и определенный слой музыкальной интеллигенции, эта идея нашла горячий отклик. В пору решительных переименований и смелых новаций решено было осенью 1918 года открыть Народную консерваторию.
Во главе этого новообразования был поставлен Алексей Васильевич Касторский, у которого Вазерский пел в хоре. Но именно благодаря настойчивости Федора Петровича Народная консерватория 18 ноября 1918 года стала реальностью. Хором, исполнившим песню «Красная звезда», дирижировал Вазерский.
Первая советская казенная должность Вазерского именовалась так: заведующий музыкальной секцией подотдела искусств губернского отдела народного образования. Но это был удивительный чиновник! Он добывал в Москве инструменты и пел в концертах, он выбивал дополнительные площади для консерватории и дирижировал, он был поистине в гуще новых увлекающих пензяков музыкальных дел.
«Число желающих познать музыку, — вспоминал Федор Петрович, — было так велико, что консерватории предоставляли несколько помещений».
Но мы до конца не поймем своей истории, самих себя, не поймем, если не добавим к этому еще один штрих. Идет гражданская война, голодно, холодно, керосина нет, но его экономят, чтобы зажечь камин во время вечерних концертов, но классы консерватории и залы, где звучит музыка, полны. Но Федору Вазерскому мало консерватории, он не просто мечтает, а создает на ее базе новую пензенскую оперу.
Идея горячо поддержана коллегами, учащиеся поют в хоре, в котором 160 голосов, играют в оркестре, где до 70 музыкантов, из Москвы и других городов приезжают певцы-профессионалы.
Тяжелейший 1919 год завершается в битком набитом зале гарнизонного театра (так стал называться Народный дом, нынешний драмтеатр). С блеском идет «Руслан и Людмила», и те, кто не попал на спектакль, могли прочитать в губернской газете: «Все создано заново, благодаря неиссякаемой энергии, настойчивости и горячей любви к делу талантливого Вазерского: он создал не только оперную группу, но сумел возбудить непреодолимое стремление к самостоятельной творческой работе».
Среди тех, кто пел в пензенской опере, было немало знаменитостей будущих (например, Александр Яхонтов) и знаменитостей, уже в ту пору состоявшихся (могучий бас Григорий Пирогов).
Но давайте выделим из исполнителей, вернее исполнительниц, одного человека, ставшего самым дорогим для Федора Петровича.
Мария Харитонова, родом пензенская, училась в Народной консерватории, потом солистка оперы. Яркой, темпераментной была она в роли Кармен. Блестящий сценический символ свободной любви. И совсем иной образ ангела в «Демоне», который тоже был поставлен революционной Народной оперой.
В жизни же Мария Захаровна тоже была красивым символом — верной, доброй, умной жены и товарища. Они поженились в 1920-м и полвека шли рука об руку, не разлучаясь, преданные своей любви и своему служению искусству.
Но этим годам еще предстоит быть. А пока в конце 1921 года читатели губернской газеты с огорчением узнают, что из-за недостатка средств опера превращается в передвижную агитгруппу и будет обслуживать Тамбов, Курск, Тулу и другие города. Сделанное в Пензе за три года впечатляет: поставлено 14 опер, дано более 2000 концертов.
Однако Федор Петрович отступать не любил. Похоже на каламбур, но уже в 1922 году Вазерский занимает пензенский «Олимп». Именно так назывался кинотеатр, расположенный в знакомом пензякам здании. Именно здесь Федор Петрович открывает театр-мастерскую «Те-ма». Здесь учат музыке, здесь снова работают над оперными постановками.
И все же без расставания с родной Пензой, и надолго, не обошлось. С 1923 по 1938 год Вазерский возглавляет творческие коллективы, организует передвижной Средневолжский краевой театр оперы и балета. В Средневолжский краевой театр входили Самара, Оренбург, Ульяновск, Пенза. Обслуживая эти города, театр гастролировал и по стране. 32 оперы увидели во время гастролей 1,5 миллиона слушателей.
В архивном фонде Вазерского я нашел такой наивно-трогательный документ времени: «Мы, допризывники 2-й очереди 1914 — 1915 гг., в количестве 60 человек, прослушали впервые оперу «Кармен». До этого мы не имели никакого представления, что такое опера. Директор тов. Вазерский оказал нам полное содействие и помощь. Посещение оперы доставило нам громадное удовольствие».
http://s8.uploads.ru/t/Qd5SC.jpg
Ф. П. Вазерский (в центре) на заседании художественного совета. 1940-е гг.

В 1935 году театр, которым руководил Федор Петрович, был передан Казахской ССР и явился основой республиканского театра оперы и балета.
В 1937 году в Саранске Вазерский организует первую оперу Мордовской республики.
Отсюда уже и до родной Пензы рукой подать, и осенью 1938 года Федор Петрович и Мария Захаровна возвращаются домой, чтобы возродить, прямо скажем, забывавшиеся традиции. В Доме культуры им. Кирова Вазерский становится художественным руководителем, организует симфонический оркестр и создает «рабочую оперу». В «Русалке», «Севильском цирюльнике», «Тихом Доне» с уважением и все большим умением поют слесари, токари, служащие.
В репертуаре творческих коллективов, с которыми занимается Вазерский, заметна любимая Федором Петровичем лермонтовская тема. Это не случайно — ведь в 1939 году страна отметила 125-летие со дня рождения поэта. Чуть раньше юбилейной даты произошло знаменательное для пензенского края событие — был открыт Дом-музей в селе Лермонтово. С большим волнением приняли участие в торжествах по этому случаю Ф.П. Вазерский и М.З. Харитонова, которые посетили мемориальные места, а затем осуществляли художественное руководство большим концертом в областном драматическом театре 15 октября 1939 года. В духе времени газета «Сталинское знамя» сообщала, что «концерт интересен и тем, что большинство его участников — рабочие и служащие завода имени Фрунзе. Народ — вот истинный наследник творчества Лермонтова. Участники оперного коллектива Дома культуры имени Кирова, учащиеся музыкального училища исполнили ряд стихотворений Лермонтова, романсы, написанные на его слова Рубинштейном, Даргомыжским, Глазуновым. Особенно горячо зрители встретили исполнителей отдельных сцен из «Маскарада» и «Демона».
А пензенские любители музыки уже мечтали о профессиональном театре оперы и балета.
Думал об этом и Федор Петрович. Он очень рассчитывал, что первым спектаклем, в котором пензенский оперный театр предстанет в профессиональном качестве, станет все тот же любимый «Демон». Уже почти договорились об участии в постановке знаменитых московских солистов А.А. Яхонтова и И.М. Скобцева. Ну разве отказали бы уроженцы Пензы в такой лестной просьбе!
Война смешала планы. И все же Ф. Вазерский не позволил голосу пушек заглушить голос муз. По его инициативе был организован хозрасчетный оперный коллектив, в котором нашли место многие эвакуированные в наш город артисты. Через некоторые годы он стал Государственным театром оперы и балета, размещаясь сначала в клубе им. 1 Мая на ул. Московской, а с осени 1943 г. в клубе им. Дзержинского. Федор Петрович по возрасту не подходил к военной службе, но на фронт рвался. Около четырех месяцев находился он в частях 3-го Украинского фронта на Днепре, выступал среди солдат и раненых в прифронтовых госпиталях, работал с самодеятельными артистами, создавал ансамбли песни и пляски.
Пензенская профессиональная опера существовала до 1948 года. Сохранился репертуарный список Пензенского театра оперы военных лет. Среди двадцати поставленных произведений из года в год не уходит со сцены и «Демон». После этого Федор Петрович некоторое время руководит музыкальным училищем, возглавляет областной отдел искусств, а с 1953 года до конца дней главным его занятием является преподавательская деятельность.
И все же ни одно заметное музыкальное мероприятие в Пензе и области не обходилось без участия героя нашего рассказа. Непременный дирижер объединенного хора на ежегодных праздниках песни, организатор новых самодеятельных оперных коллективов, символ благородного, бескорыстного служения музыке и ее пропаганде — таким остался в истории нашего края Федор Петрович Вазерский.
Последняя работа дирижера и педагога, связанная с лермонтовским наследием и представленная широкой публике, состоялась в дни 150-летия со дня рождения любимого поэта. Учащиеся и преподаватели музыкального училища подготовили под руководством Вазерского знакомую поколениям пензенских меломанов оперу А.Г. Рубинштейна. Весьма символично, что «Демона» увидели не только в Пензе, Белинском, Городище, но и в Мокшане. Творческий круг музыкального служения Лермонтову замкнулся. Ну а жизненный путь выдающегося деятеля российской культуры завершился 16 декабря 1970 года.

Время сердцу быть в покое
От волненья своего…

Отредактировано простомария (2018-08-10 05:07:20)

+1

3

Документы Ф.П.Вазерского в Государственном архиве Самарской области:
http://regsamarh.ru/cgaso/map/sssr/personal/12366/
Центральный государственный архив Самарской области / Путеводитель по фондам ЦГАСО / Фонды советского и постсоветского периодов / Фонды личного происхождения /

ВАЗЕРСКИЙ ФЕДОР ПЕТРОВИЧ – АКТЕР, ОСНОВАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕДВИЖНОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА СРЕДНЕВОЛЖСКОГО КРАЯ (1887 – 1969)
Ф. Р-4805, 9 ед. хр., 1928-1969 гг., 1оп.

Родился в 1887 г. в городе Пенза. Окончил Московскую государственную консерваторию. Выступал в Опере С. Зимина в Москве. После 1917 г. работал в Пензе.
С 1923 г. жил в Самаре. Преподавал в музыкальном техникуме руководителем самодеятельными хорами.
В 1924 г. при клубе им. Революции 1905 года организует хоровую капеллу. В 1930 г. совместно с женой М.З. Харитоновой-Вазерской организует Средневолжскую государственную передвижную оперную труппу. (В 1931 г. бывшие участники капеллы и передвижной оперы вошли в созданный тогда Куйбышевский оперный театр.)
В 1937 г. участвовал в создании оперного театра в Саранске, был его директором и художественным руководителем.
С 1941 г. жил и работал в Пензе.
Умер в 1969 г.

Поступил на хранение в 1970 г.

Мандат Ф.П. Вазерского о назначении руководителем государственного передвижного театра оперы и балета, выданный управляющим зрелищными предприятиями Средневолжского края.
Программы и афиши государственного передвижного театра оперы и балета Средневолжского края.
Вырезки из газет с рецензиями и статьями о работе хоровой капеллы и театра оперы и балета.
Письма А. Салминой-Видаговой Ф.П. Вазерскому. Поздравительные адреса Ф.П. Вазерскому.
Биография Ф.П. Вазерского, составленная А.Н. Аннаевым.
Фотографии Ф.П. Вазерского и его жены. Фотографии Ф.П. Вазерского с учениками школы им. Л.Н. Толстого, артистами государственного передвижного театра оперы и балета Средневолжского края.

https://www.muzteatr-saransk.ru/istoriy … ent_id=611
Государственный музыкальный театр имени И.М.Яушева (г. Саранск, Республика Мордовия)

История театра началась 1 сентября 1935 г., когда он был принят на постоянный бюджет Наркомпроса МАССР. В состав его труппы  входило 80 человек, среди них артисты из театров Москвы, Ленинрада, Куйбышева : Г. Гальчук, Л. Гальчук, Я. Тарасенко, А. Крамовская, М. Морозов, А. Казачкова, П. Болдов, К. Ложечникова, П. Рябовский, М. Сокольский, А. Тарский, А. Зелинская, И. Кагорский и другие. Был усилен состав хора, балет и оркестр. Режиссёр А.Н.Александровский, имевший значительный театральный опыт, разностороннюю профессиональную подготовку, смог сплотит творческий коллектив, направить усилия для создания разнообразного репертуара в предлагаемом жанре. Руководил театром А. Новицкий.
28 ноября 1935 г. опереттой К. Миллёкера «Нищий студент»  театр открыл свой первый театральный сезон. В течение года в репертуаре театра появились: "Мадемуазель Нитуш" Ф. Эрве, "Гейша" С. Джонса, "Весёлая вдова" и "Голубая мазурка" Ф. Легара, "Ярмарка невест" В. Якоби, "Фиалка Монмартра" И. Кальмана, "Корневильские колокола" Р. Планкетта, "Цыганский барон" и "Летучая мышь" И. Штрауса, "Перикола" Ж. Оффенбаха.
В 1937 году коллектив был преобразован в Республиканский театр оперы и балета. Его директором и художественным руководителем был утверждён Ф.П. Вазерский. Основу труппы составили артисты из разных городов страны. Это талантливые певцы, имеющие опыт и разностороннее музыкальное образование.
    28 февраля 1937 года театр начал сезон оперой П. Чайковского "Евгений Онегин". На сцене театра также ставились оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Дж. Верди и многих других великих композиторов.
    С 1939 года новую яркую страницу в оперно-исполнительское искусство вписали дирижёр Л.С. Мандрыкин, хормейстер Д.Д. Загорулько, балетмейстер Л.И. Колотнев, художник Б.И. Росленко-Риндзенко.
В июле 1941 года в связи с Великой Отечественной войной Совет Народных Комиссаров МАССР постановил театр оперы ликвидировать. Расформированный театр был преобразован в оперный ансамбль....

Из биографии почетного гражданина г.Пензы оперного певца Ивана Михайловича Скобцова
http://moskva.fm/music/иван-скобцов/artist-about

...Занимался в Пензенской народной консерватории. А. В. Касторский и Ф. П. Вазерский дали ему рекомендацию в Московскую консерваторию, которую Иван Михайлович Скобцов окончил в 1924 году.
С 1930 по 1958 годы являлся солистом Большого театра...


http://muz.kolpnz.ru/pages/about.html
Пензенский колледж искусств

Начало профессионального музыкального образования в Пензе было положено в далеком 1882 году, когда в помещении Дворянского собрания (здание Законодательного собрания Пензенской области по ул. Кирова) были открыты Музыкальные классы. У истоков обучения стояли молодые энтузиасты - выпускники Петербургской и Московской консерваторий: дирижеры М.И. Костромитинов и А.В. Касторский, пианисты Л.С. Шор и Н.А. Витвер, скрипач Г.Г. Горский. Позже к ним присоединились наши земляки: певец, композитор и дирижер Ф.П. Вазерский, духовик А.С. Турищев, скрипач Н.И. Гудков. Яркой страницей в истории колледжа второй половины прошлого века стала деятельность молодых талантливых педагогов - А.А. Штейнвиля, Р.Е. Цимринг, Г.А. Ольсова, С.Т. Кускова, А.Н. Ключарева, В.Н. Коновалова, В.А. Мусорова, В.Н. Попова, А.Н. Храмова, О.Н. Соловьевой, Н.А. Котляра, И.А. Бельдюсовой, Б.Н. Голубева, А.Ф. Мандрова, О.В. Камышевой и других...

Отредактировано простомария (2018-08-10 04:57:42)

0

4

http://samluka.ru/0901/set1.html

Э.К.Сэт
"Борис Годунов" Мусоргского в Самаре
70-летию Самарского театра оперы и балета посвящается
http://s3.uploads.ru/t/okbSD.jpg

Я уже писала о другом подвижнике земли русской - Ф.П.Вазерском (15 ). И он не смог пройти мимо шедевра Мусоргского: в 1924 г. в созданном им любительском коллективе при клубе им. Революции 1905 г. была поставлена сцена "под Кромами". О высоком уровне свидетельствует тот факт, что по требованию публики сцена была повторена "на бис". (15, 21).
Ф.П.Вазерский, этот уникальнейший талант, обладающий фантастической энергией, хорошо известен в Самаре и как прекрасный певец-тенор, создавший замечательный образ Юродивого в постановке 1927 г. Спектакль этот был поставлен в труппе Дагмарова, которая создана в Самаре в 1925г. Ленинградским посредническим бюро работников искусств. Состав труппы часто менялся, к тому же, коллектив выезжал на гастроли, надолго оставляя Самару без оперы. Но были времена, когда собиралась очень сильная труппа. Повезло и "Борису Годунову". В 1927 г. партию Бориса с большим подъемом исполнил Казакевич. Самозванца прекрасно спел и сыграл Борис Евлахов (солист Большого театра). Попова и Зелинская хороши были в роли Марины Мнишек, Чайковская очень характерна в роли Хозяйки корчмы. Выразительны Ястребов и Игнатьев (Варлаам и Мисаил). И особенно хорош был Вазерский - Юродивый. Однако, на этом похвалы рецензента (псевдоним - Омега) кончаются. По его мнению, спектакль не удался, ибо массовые сцены были попросту не готовы, и после генеральной репетиции пришлось отказаться от таких важных в драматургии оперы сцен, как "Коронация" и "под Кромами". Таким образом, "театр дал не народную драму, а индивидуальную драму преступного царя Бориса и свел социальное содержание к нулю". Далее критик обрушил свой гнев на дирижера Л.И.Гискина и оркестр, делая вывод о "полной недоработанности всей музыкальной стороны". Оркестр не звучал и по причине количественной недостаточности, его роль сведена к аккомпанементу. Исполнение не проникнуто определенной идеей. Вывод: "Бориса Годунова" как оперы мы не получили, а имеем ряд сцен, прекрасно исполненных солистами". Вот такой суровый приговор вынесен спектаклю 1927 г. (16).

15. Самарская лука.- 1999.- № 4
16. Коммуна.- 1927.- 27 марта
21. Волжская коммуна.- 1937.- 1 марта

+1