Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Михин Яков Филиппович

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

В Пензе поисковики помогли найти могилу летчика Якова Михина

20 мая 2018, 09:13
http://sd.uploads.ru/t/N1Akp.jpg
Михин Яков Филиппович
1914-1958
Источник фото: стоп-кадр из видеорепортажа.


Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=oHqrOPyDITs

Участники пензенского отряда "Поиск-вездеход" отыскали место захоронения советского летчика Якова Михина.

Он совершил первый и единственный авиационный таран во время советско-финской войны. И повторил свой подвиг во время Великой Отечественной в небе над Псковской областью. Долгое время местоположение его могилы оставалось для его родных неизвестным.

Пробираясь через запутанный лабиринт могил, теперь они точно знают, куда идти. Указать место захоронения советского летчика-истребителя Якова Филипповича Михина поисковикам не мог никто. Подробной схемы Митрофаньевского кладбища не существует.

"Поиск-вездеход" несколько месяцев прочесывал участок за участком. И вот оно - последнее пристанище воина. На надгробии - короткая характеристика- полковник, звезда как обозначение подвигов, имя, фамилия, отчество и фотография, на которой изображен настоящий герой. Таким его запомнил племянник Николай Куранов. Именно он попросил узнать, где похоронен Яков Михин. В семье, которая живет на малой родине летчика, в Астрахани, его могила долгие годы считалась затерянной.

«Сообщила одна из родственниц, которая знала его судьбу, что у нас Яков Филиппович совершил двойной таран. Я не очень этому поверил. Потому что как если рыбак - обязательно поймал крупную рыбу, если фронтовик - обязательно геройские подвиги совершил, тем более двойной таран. Я услышал об этом, но вместе с тем я услышал, что его могила затеряна, он похоронен в Пензе, но найти могилу никто не может. И тогда она попросила меня, чтобы я этим делом занялся. Этой женщине за 90 лет», - рассказал Николай Куранов, племянник Якова Михина.

Яков Михин родился в многодетной семье. Он был одним из девяти детей. Пятеро из них позднее стали летчиками. Но его судьба оказалась уникальной. О полковнике Якове Михине пишут историки и энциклопедии. А если запросить в "Википедии" термин "таран", то в статье мы находим его имя.

Яков Михин совершил единственный таран в Советско-финской войне. Это был первый таран в его жизни. Позднее летчику придется повторить подвиг в Великую Отечественную - в так называемом Демянском котле. Раньше за такое давали звание Героя Советского Союза, но эта награда его обошла.
«Человек награжден дважды Орденом Красного Знамени. У него – пять Орденов Красной Звезды. Вы только подумайте пять! Второй и последний он совершил в 1943 году и катапультировался в Псковской области. Получил сильные ранения, год лежал в госпитале, а с 1944 по 1945 год он транспортировал американские самолеты и перегонял на территорию Советского Союза. Перегнал 82 самолета», - рассказала Лариса Казакова, председатель регионального совета РО ООД «Поисковое движение России» в Пензенской области.

Он сумел вернуться с войны. Но с родными пришлось расстаться. Из Астрахани в Пензу Яков Михин переехал по рекомендации врачей вместе с двумя дочерьми. Достоверно известно, что одна из них умерла. Судьба второй родственникам и поисковикам не ясна. Сейчас они разыскивают потомков Якова Михина и всех, кто близко знал летчика здесь, в Пензе.

В знак духовного возвращения на малую родину горсть земли с могилы летчика перенесут к месту захоронения его родителей в Астрахань.

Источник: http://tv-express.ru/sobitiya/v-penze-p … ova-mihina

http://s2.uploads.ru/t/dsxLt.png
Орден Красного Знамени http://www.podvig-naroda.ru/?#id=107045 … ilManAward :
Михин Яков Филиппович 1914г.р.
Звание: ст. лейтенант
в РККА с 09.1932 года 
Место службы: 293 иап ВолхФ
Дата подвига: 28.03.1942,09.05.1942
№ записи: 10704528.
Фронтовой приказ №: 56/н От: 29.06.1942
Издан: ВС Волховского фронта 
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682524
Единица хранения: 598
№ записи 10704471.

http://uploads.ru/t/M/l/R/MlRHz.png
Медаль «За оборону Ленинграда» http://www.podvig-naroda.ru/?#id=153243 … ilManAward :
Михин Яков Филиппович 
Представление на награждение
Звание: капитан
Место службы: 293 иап 1 УАГ СВГК
№ записи: 1532430564.
Представление на награждение
Издан: 293 иап 11 сак 
Архив: ЦАМО
Фонд: 366
Опись: 6460
Единица хранения: 58
№ записи 1532430535.

http://s2.uploads.ru/t/dsxLt.png http://uploads.ru/t/h/S/J/hSJUa.png
Орден Красной Звезды http://www.podvig-naroda.ru/?#id=279913 … ilManAward :
Михин Яков Филиппович 1914г.р.
Место рождения: Сталинградская обл., Владимировский р-н, с. Сокрутовка
Звание: капитан
в РККА с 1932 года
Место службы: 6 перегон. авп 1 перегон. авд ГВФ
№ записи: 27991326.
Указ Президиума Верховного Совета от: 13.03.1944
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 686043
Единица хранения: 67
№ записи 27991251.
Доп.данные из документа: ранее награждён: два ордена Красного Знамени, один за финскую войну, другой за Отечественн.войну. Указ Верх.Сов.Союза ССР от марта 1940г. и мая 1942г..

+2

2

Михин Яков Филиппович
http://sa.uploads.ru/t/gAPCz.jpg
Родился в 1914 году в селе Сокрутовка, ныне Владимирского района Астраханской области в многодетной семье. В 1932 году окончил школу ФЗУ в Астрахани. С сентября того же года в рядах Красной Армии. Окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова. Служил в строевых частях ВВС.

Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в должности пилота 5-й эскадрильи 49-го ИАП (ВВС Северного фронта), летал на И-16. В воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника (по другим источникам победа оформлена как групповая). В 1941 году лейтенант Я. Ф. Михин окончил курсы командиров эскадрилий.

С июня 1941 года старший лейтенант Я. Ф. Михин на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 49-го ИАП, летал на И-16. С марта 1942 года командовал эскадрильей в 293-м ИАП (1-я Ударная авиагруппа Ставки ВГК, Западный фронт), летал на Як-1. 9 мая 1942 года тяжело ранен в воздушном бою, отправлен в госпиталь и в боевых действиях более не участвовал. К тому времени совершил 110 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, в которых лично сбил 4 самолёта противника.

С июля 1942 года и до конца войны капитан Я. Ф. Михин командовал 3-й эскадрильей 5-го перегоночного авиационного полка (1-я перегоночная авиационная дивизия), осуществлявшего поставки импортной авиатехники по Красноярской воздушной трассе в рамках ленд-лиза. Лично перегнал более 40 истребителей, а его эскадрилья - более 300.

После окончания войны продолжал служить в ВВС (в Эстонии, затем в Румынии), был заместителем командира полка, а с 1951 года - командир полка. С 1957 года полковник Я. Ф. Михин - в запасе. Жил с семьёй в Пензе. Умер 20 декабря 1958 года.

Награждён орденами: Красного Знамени (__.03.1940, 29.06.1942), Красной Звезды (13.03.1944, ...); медалями.

Источник: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/m/mihin_yf.htm

Первый и единственный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти.

Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей.
Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб.
Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС.

Источник: http://russian7.ru/post/samye-znamenity … tarany-na/

0

3

Михин Яков Филиппович

Родился в 1914 году в селе Сокрутовка, ныне Владимирского района Астраханской области в многодетной семье. В 1932 году окончил школу ФЗУ в Астрахани. Окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова. Служил в строевых частях ВВС.

30 ноября 1939 года части РККА перешли советско-финскую границу. Началась относительно непродолжительная, но весьма кровопролитная война, известная на Западе как "Зимняя", а в СССР - как "война с белофиннами".

Хотя ВВС Финляндии оказали серьёзное сопротивление своему противнику, однако подавляющее численное превосходство советских ВВС и морской авиации сводили, по большому счету, значение воздушных побед финнов в сферу нравственной категории. Как бы там ни было, но напряжение воздушных боёв в этой войне  ( по крайней мере, для советской авиации )  уступало тому, с чем пришлось столкнуться советским лётчикам в небе Испании, Китая и уж тем более на Халхин - Голе. Тем не менее и здесь отмечен один воздушный таран.

29 февраля 1940 года, после полудня, 24 И-16, а также И-153 из 49-го ИАП ВВС 13-й армии Северо - Западного фронта атаковали аэродром Руоколахти. Им навстречу поднялись 15 финских истребителей "Гладиатор" из авиагруппы LеLv 26 и "Фоккер" D.XXI из IеLv 24. В ходе ожесточённого воздушного боя финны потеряли 6 "Гладиаторов" и 1 "Фоккер", а также 4 лётчиков убитыми и 3 ранеными. Советская сторона недосчиталась 2 И-16, а также их лётчиков. Ещё 7 машин вернулись на свой аэродром с различными повреждениями.

В этой схватке и был выполнен единственный за всю войну воздушный таран. Отличился командир звена старший лейтенант Яков Филиппович Михин. В лобовой атаке он крылом своего "ишачка" ударил по килю "Фоккера" лейтенанта Тату Гуганантти  ( борт FR-94 ), срубив его. Финская машина рухнула нз землю, и сидевший в её кабине лётчик погиб, не успев выпрыгнуть с парашютом. Надо сказать, что у Гуганантти на счету было 6 побед, и он оказался одним из 2-х финских асов, погибших в ходе этой войны.

Финская пропаганда заявила, что таран совершил смертельно раненный Гуганантти, направив свою пылавшую машину на советский истребитель. Однако Михин вернулся на аэродром в кабине своего же "ястребка" с обломанной плоскостью и благополучно произвёл посадку, а 6-ю победу погибший финский лётчик одержал, согласно финской же статистике, гораздо раньше - 20 января...

За период "Зимней войны" старший лейтенант Михин налетал на И-16 около 193 часов. Награждён орденом Красного Знамени. Из Исторического формуляра 49-го ИАП: "В воздушном бою с самолётом противника получил повреждение самолёта от удара плоскостью. Произвёл посадку на своём аэродроме благополучно".

В 1941 году окончил курсы командиров эскадрильи. С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии.

29 июня 1941 года заместитель командира эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка  ( Северный фронт )  старший лейтенант Я. Ф. Михин вылетел для отражения налёта на станцию Идрица Псковской области. В воздушном бою, израсходовав все боеприпасы, таранил бомбардировщик Ju-88. Тот упал и взорвался на собственных бомбах. Тяжело раненный Михин приземлился на парашюте. Был подобран пехотинцами и доставлен в госпиталь.   [ Согласно Краткой истории 49-го ИАП лейтенант Я. Ф. Михин лично сбил 26 июня 1941 года бомбардировщик противника типа Не-111. ]

Позже капитан Я. Ф. Михин воевал в составе 293-го ИАП   ( Западный фронт ), командовал эскадрильей. Всего совершил 110 боевых вылетов. Проведя 25 воздушных боёв, лично сбил 4 самолёта противника. Награждён орденом Красного Знамени.

В середине июля 1942 года майор Я. Ф. Михин назначен командиром эскадрильи 6-го перегоночного авиационного полка. В этой должности служил до конца войны. Награждён орденом Красной Звезды.
http://s5.uploads.ru/t/LzeBt.jpg
Майор Я.Ф.Михин (четвёртый слева)

Майор Я. Ф. Михин  ( четвёртый слева во втором ряду )  с группой товарищей на Аляске.  Лето 1943 года.
После войны продолжал служить в ВВС  ( в Эстонии, затем в Румынии ), был заместителем командира полка. С 1951 года командовал полком. С 1957 года полковник Я. Ф. Михин - в запасе. Жил с семьёй в Пензе. Скончался от инфаркта 20 декабря 1958 года.

http://s3.uploads.ru/t/buMSP.jpg
Полковник Я.Ф.Михин (второй справа)

Полковник Я. Ф. Михин  ( второй справа в последнем ряду )  с группой лётчиков в Крыму.  1956 год.
За годы службы в ВВС награждён орденами: Красного Знамени   ( дважды ), Красной Звезды  ( трижды ); медалями: "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "За победу над Японией", "30 лет Советской Армии и Военно - Морского Флота".

Источник: http://airaces.narod.ru/winter/mihin_yf.htm

+1

4

Дворянкин С.А. написал(а):

В середине июля 1942 года майор Я. Ф. Михин назначен командиром эскадрильи 6-го перегоночного авиационного полка. В этой должности служил до конца войны. Награждён орденом Красной Звезды.

видимо, опечатка - Я.Ф.Михин был командиром не 6-го, а 5-го перегоночного авиаполка

https://warspot.ru/795-vozdushnyy-taran-v-nebe-karelii

Воздушный таран в небе Карелии
Михаил Тимин
30 ноября '14

Советско-финская война 1939-1940 гг. была, пожалуй, первым конфликтом в истории СССР, в котором применение авиации было широкомасштабным и велось на огромной территории от Балтийского до Баренцева моря. Всего с 30.11.1939 по 13.03.1940 советские ВВС совершили 84307 боевых вылета, 92 авиатора получили звание Героя Советского Союза, в том числе комбриг С.П. Денисов стал дважды Героем.
К сожалению, в когорту Героев Советского Союза не вошел пилот 49-го ИАП лейтенант Яков Филиппович Михин, который, несомненно, был достоин этого высокого звания – 13 февраля 1940 года он таранил финский самолет, причем таран подтверждается финскими источниками.
В советском журнале «Смена» за февраль 1941 года была опубликована статья о воздушном бое, который провели 13 февраля 1940 года пилоты так называемой группы А.Г. Ткаченко (5-я эскадрилья 49-го ИАП и 2-я эскадрилья 72-го САП). Эта заметка была впервые напечатана 15 февраля 1940 года в красноармейской газете «Ленинский путь», так сказать, по горячим следам. В статье было описано, как в схватке лейтенант Михин столкнулся с финским самолетом, причем этот эпизод автор публикации описывает именно как воздушный таран, приводя неопровержимые данные:
http://sa.uploads.ru/t/QrsMR.jpg
Страница журнала "Смена" за февраль 1941 г. со статьей про подвиг летчика Михина
Увеличенное фото лейтенанта Михина на фоне хвостового оперения его И-16. Подпись гласит: "Летчик Михин вернулся после воздушного боя на полевой аэродром".
Автор фото - фронтовой корреспондент Л. Коробов

«Вчера в нашей газете сообщалось о воздушном бое, произошедшем между советскими и белофинскими истребителями, во время которого было сбито четыре белофинских самолета. Подробности боя на одном из участков, где было сбито два самолета, таковы. Нашим истребителям была поставлена задача – разведать и бомбить важный военный объект белофиннов. Группу истребителей вел летчик-орденоносец Кочмала.
На подходе к цели наши самолеты были встречены несколькими истребителями типа «Фоккер Д-21», которые пытались помешать выполнению боевой задачи. Тогда летчик Федотов и летчик Михин атаковали белофиннов, остальные, ведомые Кочмалой, настойчиво шли к своей цели. Летчик Михин произвел несколько стремительных атак и ударом крыла отсек у финского истребителя хвостовое оперение. «Фоккер» перешел в штопор и врезался в землю. От сильного удара самолет Михина содрогнулся, часть крыла деформировалась, но, несмотря на это, смелый летчик благополучно посадил самолет на свой аэродром.»
http://sg.uploads.ru/t/MpKA4.jpg
Подпись к снимку гласит: "Летчик Михин у своего моноплана после посадки на полевом аэродроме. Здесь собрались авиатехники и инженеры, изумленные необычайной поломкой крыла"

Летчик Федотов своими атаками помешал белофинским истребителям нарушить полет наших самолетов, что позволило им дойти до цели, разведать ее и сбросить бомбы.
На помощь белофиннам поднялось еще несколько самолетов, и скоро в воздухе оказалось одиннадцать белофинских истребителей против восьми наших. По сигналу Кочмалы наши самолеты вступили в воздушный бой. Летчики Мурзин, Заниздра, Согин смело нападали на белофинских стервятников. Скоро еще один самолет типа «Глостер-Гладиатор» был сбит, и, объятый пламенем, врезался в землю. Остальные белофинские самолеты разбежались по принципу «спасайся кто может».
http://sg.uploads.ru/t/lUPtv.jpg
Реконструкция внешнего вида И-16 тип 5 лейтенанта Я.Ф. Михина. Художник Александр Казаков

Почему в статье пишут, что участниками боя с советской группой были «Фоккеры Д-21», да и Михину по итогам боя тоже засчитали победу над «Фоккер Д-21», сказать сложно, – скорее всего, из-за банального отсутствия информации о наименованиях и типах самолетов противника. Довольно странно то, что Федотов не заявил победу в этом бою. Возможно, это произошло из-за того, что атака была выполнена в пикировании на высокой скорости, и будущий ас не был уверен в результатах стрельбы.
Тем не менее, в историческом формуляре 49-го ИАП этот эпизод трактуют довольно бесстрастно и именно как столкновение: «В воздушном бою с самолетом противника получил повреждение самолета от удара плоскостью. Произвел посадку на своем аэродроме благополучно». Судя по всему, сам автор тарана не счел нужным излишне раздувать свой героический поступок, кроме того, видимо, сыграло роль отдельное от штаба 49-го ИАП базирование группы Ткаченко, в результате чего нужного фона событию не мог обеспечить и политсостав полка. Отсутствие полноценного штаба группы Ткаченко послужило причиной того, что в российских архивах осталось минимальное количество документов о деятельности группы, в результате чего события 13 февраля освещены крайне скудно, однако из-за наличия статьи в журнале «Смена», а также отрывочных финских отчетов и воспоминаний хронику событий в целом можно попробовать восстановить.
В тот день шестерка бипланов И-15бис группы Ткаченко, ведущий старший политрук М.А. Кочмала (зам. командира 5-й эскадрильи 49-го ИАП), получила задание атаковать наземные цели в районе Вяртсиля, возможно, в том числе и аэродром финской эскадрильи 2./LLv 26. Прикрытие ударной группы осуществляла пара И-16 49-го ИАП (лейтенанты Я.Ф. Михин и А.А. Федотов).
Упомянутая выше 2./LLv 26 в составе 9 истребителей Глостер «Гладиатор» (летчики Ойва Туоминен, Лаури Лаутамяки, Илмари Йонсуу, Пентти Тевя, Ниило Артола, и датские добровольцы Карл-Кнут Калмберг и Йорн Ульрих) во главе с лейтенантом Эйно Кивиненом, буквально за пять дней до этого, 9 февраля, сменила в Вяртсиля истребители «Фоккер» D.XXI из состава LLv 24. В составе группы были обстрелянные пилоты, имевшие на своем счету победы над советскими самолетами, в том числе один из лучших асов финских ВВС Ойва Туоминен. Истребители Глостер «Гладиатор» также ни в чем не уступали советским И-15бис и И-16 тип 5, кроме того, все английские самолеты были оснащены радио, что, несомненно, давало определенное преимуществом финским пилотам в воздушном бою.
Днем ранее, 12 февраля, пилоты 2./ LLv 26 отражали атаки советских бомбардировщиков, которые действовали по финским коммуникациям в районе северо-восточнее Сортовалы. 13 февраля финны ожидали продолжение налетов и держали самолеты в готовности к немедленному вылету, однако время шло, а сведений об обнаружении советских самолетов не поступало.
В 15:00 по московскому времени (финское время – 14:00) на взлет пошла пара «Гладиаторов», пилоты Туоминен и Лаутамяки были направлены для патрулирования в район ж/д станции Янисъярви. Далее, в 15:15 взлетел Йорн Ульрих. Напарник датчанина, к сожалению, не известен (возможно, он летел один), нет данных и о районе патрулирования.
Туоминен и Лаутамяки находились в воздухе около 30 минут, когда их терпение было вознаграждено – примерно в 10 км восточнее Янисъярви над озером Суйстамо они заметили группу советских бомбардировщиков и сразу же направились в сторону противника, предварительно сообщив об этом по радио на аэродром. Получив доклад, около 15:30 им на помощь начали взлетать дежурившие в самолетах с прогретыми двигателями Калмберг и Кивинен, а за ними стали запускать моторы остальные пилоты эскадрильи.
Однако заняться бомбардировщиками им не пришлось, так как практически сразу после взлета финны увидели подходившую с севера большую группу советских истребителей. По докладу финских пилотов их противниками стали 9 И-15, по другим данным они насчитали даже 30 советских бипланов! Времени на анализ ситуации и принятие решения у финских пилотов, видимо, просто не было, так как советские самолеты заходили в атаку на их аэродром, поэтому Кивинен и Калмберг сразу же атаковали группу «бисов». Это было роковое решение, так как находившиеся в группе прикрытия Михин и Федотов тут же стремительно атаковали финскую пару.
Удар «ишачков» был абсолютно внезапным – финские пилоты так и не поняли, кто их атаковал, и сочли, что в составе советской группы были исключительно И-15. В итоге подбитый Федотовым Кивинен с трудом смог спланировать на свой аэродром и посадил поврежденный «Гладиатор» (бортовой GL-263), в котором позже насчитали 15 пробоин, а вот Калмбергу повезло гораздо меньше – его самолет был сбит, а сам датский доброволец погиб. Судя по описаниям, Михину сразу сбить противника не удалось. Финский пилот попытался схитрить и ввел свой самолет в пикирование, из которого вышел над самой землей, но Михин тоже был «стреляным воробьем», и уловка Калмберга не сработала. Когда он попытался набрать высоту, советский истребитель догнал его и ударил крылом. «Гладиатор» (бортовой GL-260), сорвался в штопор и упал в районе Хавуваары, в чем финские и советские описания совпадают.
К сожалению, дальнейшие события восстановить в хронологическом порядке довольно сложно. Финские источники не упоминают об атаке советскими истребителями своего аэродрома, а вот из описания советских действий следует, что самолеты ударной группы таки смогли «дойти до цели, разведать ее и сбросить бомбы». После чего их якобы атаковали поднявшиеся с аэродрома финские истребители:
«На помощь белофиннам поднялось еще несколько самолетов, и скоро в воздухе оказалось одиннадцать белофинских истребителей против восьми наших. По сигналу Кочмалы, наши самолеты вступили в воздушный бой. Летчики Мурзин, Заниздра, Согин смело нападали на белофинских стервятников. Скоро еще один самолет типа «Глостер-Гладиатор», был сбит в, объятый пламенем, врезался в землю. Остальные белофинские самолеты разбежались по принципу «спасайся кто может».
А вот как выглядел этот эпизод по воспоминаниям финнов (из статьи А. Андреева «Ойва Туоминен», журнал «История Авиации» № 5/2000:
«Шесть советских истребителей встали в «испанский круг», приняв оборонительную тактику, в то время как одно звено отошло немного в сторону и стало набирать высоту. Именно это звено напало на пару Кивинен – Калмберг, когда те атаковали шестерку И-15бис. «Гладиатор» Калмберга получил несколько попаданий, и его пилот попытаться уйти пикированием, но это не удалось – в какой-то момент Калмберг попытался выйти из пике, резко переведя истребитель в кабрирование, но советские летчики сработали четко – когда самолет «завис», то получил новую порцию пуль. Видимо на этот раз был поврежден двигатель или убит пилот, так как «Гладиатор» быстро вошел в неуправляемый штопор и упал. Самолет командира финского отряда тоже получил повреждения двигателя, но Кивинен, введя свой биплан в пологое пикирование, сумел оторваться от преследователей и благополучно приземлиться в Вяртсиля. К тому времени бой почти утратил всякую управляемость и превратился в настоящую свалку, где каждый был сам за себя…»
В связи с таким описаниями трудно представить, что советские истребители сразу встали в круг, скорее соответствует действительности версия советской стороны, о том, что ударная группа, удачно прикрытая парой Михин – Федотов, дошла до своей цели и атаковала финский аэродром. Другое дело, что выполнили это советские пилоты не совсем удачно, что позволило финским пилотам поднять в воздух оставшиеся самолеты и атаковать И-15бис. Только после этого, вполне вероятно, советские пилоты встали в оборонительный круг.
Надо отдать должное финским пилотам – они показали себя весьма достойными соперниками. Уступая советской группе в численности как минимум в два раза, финны, тем не менее, смогли разбить оборонительные построения и сбить самолет ведущего ст. политрука М.А. Кочмалы (для опытного советского летчика это был уже 93-й по счету боевой вылет). По финским данным, победу заявил Илмари Йонсуу (бортовой GL-256). Общая продолжительность боя, а вернее, нескольких боев и штурмовки, судя по всему, составляла около 30 минут и все события происходили в треугольнике Хавуваара – Вяртсиля – Кухиласваара. За это время на помощь своим сослуживцам успел вернуться вылетевший ранее на патрулирование Йорн Ульрих (один или в паре), но повлиять на исход боя датчанин не смог, сам попав под удар. Как следует из статьи: «Летчики Мурзин, Заниздра, Согин смело нападали на белофинских стервятников. Скоро еще один самолет типа «Глостер-Гладиатор», был сбит в, объятый пламенем, врезался в землю». На самом деле его самолет (бортовой GL-257) был только подбит, а сам Ульрих ранен. При попытке вынужденной посадки на лес в районе Кухиласваара около 16:15 «Гладиатор» был разбит окончательно и впоследствии не восстанавливался. Летчик оставался в финском госпитале до окончания войны, вернувшись в Данию, к тому моменту оккупированную немцами, летом 1940 года. По отчету 49-го ИАП, по результатам боя 13 февраля всем совтским летчикам засчитали групповую победу над «Гладиатором», включая погибшего Кочмалу, но, вероятно, это сделали для придания трагической ситуации большего героизма, так как самолет Ульриха, судя по всему, сбили позже гибели советского ведущего.
Тем временем пара Туоминен – Лаутамяки выполняла поставленную задачу. Около 15:45-15:50 они атаковали девятку СБ, бомбившую станцию Суйстамо. Вот как рассказывает про это сам Туоминен:
«Находясь со старшиной Лаутамяки на патрулировании неподалеку от станции Янисъярви, заметил девять СБ, подходящих к восточной части Соанлахти в западном направлении, предупредил старшину Лаутамяки и пошел навстречу вражеским самолётам. Формирование противника сделало поворот на восток, и восточнее Соанйоки мне удалось вступить в контакт и обстрелять левого ведомого, который спикировал в лес, так же, как и следующий примерно минутой позже. Третий обстрелянный спикировал на этот раз в небольшое лесное озеро».
В результате боя финны заявили, что сбили от реки Соанлахти до Лоймолы три СБ, из них две победы пошли на личный счет Туоминена, а третий самолет был записан летчикам как победа в паре. Судя по советским документам, заявка Туоминена и Лаутамяки обладает стопроцентной достоверностью. Из оперативной сводки штаба ВВС 8-й Армии:
«5-я АЭ 9 СБ 15:37 Н=1100 бомбила разгружавшийся ж/д эшелон на ст. Суйстамо и скопление войск на вост. окраине Суйстамо. Сброшено 42 ФАБ-50, 240 АО-8.
В районе Лаймола эскадрилья атакована звеном истребителей. 2 СБ сбито огнем противника, 1 СБ сгорел. 1 СБ исчез, предположительно, сбит огнем противника. Огнем стрелков-радистов сбит 1 истребитель противника. Потери: всего не вернулось 3 СБ и ранен в ногу стрелок-радист старшина Холкин. 1 СБ имеет 12 пробоин и выведен из строя 1 мотор».
Не совсем понятным остается участие в этом бою датского добровольца Ульриха, который заявил что сбил два СБ примерно в это же время. В своем исследовании финские историки К. Кескинен и К. Стенман указывают, что победы Ульрих одержал в р-не Хавуваара, но это просто невозможно, так как никаких СБ там вообще не было, да и то, что Ульрих вылетел «по следам» Туоминена и Лаутамяки, говорит скорее за версию об его участии в атаке на 5-ю АЭ 39-го СБАП. Вероятно, не зря экипажи советских бомбардировщиков в своем докладе упомянули атаку именно звена истребителей!
Далее в районе Лаймолы 5-я эскадрилья 39-го СБАП соединилась в одну группу с 1-й эскадрильей того же полка, которая работала по соседней с Суйстамо станции Леппясюрья, после чего все последующие атаки финских истребителей были отражены без потерь. Из оперативной сводки штаба ВВС 8-й Армии:
«1-я АЭ 9 СБ 16:00 Н=1500 бомбили ж/д эшелон на полустанке Леппясюрья и 2 ж/д эшелона в 4 км западнее. Сброшено 53 ФАБ-100, наблюдали сильный взрыв в лесу сев.-вост. Леппясюрья. Эскадрилья в районе Лаймола была атакована звеном истребителей противника. Атака отбита, один истребитель сбит, загорелся, летчик выпрыгнул с парашютом».
Туоминен и Лаутамяки действительно продолжали преследовать группу советских самолетов, и по результатам погони Туоминену засчитали еще две победы в р-не Кивиярви, СБ и И-15. Из воспоминаний Туоминена:
«Со стороны Лоймолы подошли ещё девять СБ, которые присоединились к этому формированию. Я принял их сначала за истребители, и отстал немного, но сумел их догнать поблизости от Кивиярви и обстрелял правого ведомого, который после отстал. Обстрелянный второй очередью, он, загоревшись, упал на лёд у северного берега Кивиярви. В то же время со льда взлетел И-15, который я обстрелял прямо у кромки леса, в который он, загоревшись, упал. С земли обстреляли мой самолёт, в крыле две дырки. Мой самолёт GL-255».
Обе победы не подтверждаются советскими документами. Возможно, историю про бой с И-15бис Туоминен с Лаутамяки просто сочинили для того, что бы оправдать свое отсутствие в бою над аэродромом Вяртсиля. Интересно, что пилоты СБ 1-й и 5-й АЭ 39-го СБАП отметили сбитый финский истребитель – возможно это как раз был самолет Ульриха, который развернулся и ушел в сторону Вяртсиля, на защиту своего аэродрома, а его выход из боя советские экипажи приняли за потерю.
http://s4.uploads.ru/t/fqTpl.jpg
Схема боя в р-не Вяртсиля и преследования Туоминеном группы СБ
Расшифровка легенды схемы боя, приведенной выше: красная стрела – маршрут группы Кочмалы; синяя стрела – маршрут пары Туоминен - Лаутамяки; красный круг – район воздушного боя; красная бомба – атака аэродрома Вяртсиля; синий Х-I – место гибели Калмберга; синий Х-II – место вынужденной посадки Ульриха; красный Х-I – место гибели Кочмалы; красные стрелки с цифрами 5 и 1 - места бомбардировок 5-й и 1-й АЭ 39-го СБАП.

По итогам боя отметим, что ударная группа советских самолетов выполнила задание. К сожалению, ничего не известно об уроне, нанесенном финским наземным целям, и был ли он вообще. Пилоты 2./LLv 26 не смогли помешать налету, и в этом несомненная заслуга принадлежит паре прикрытия И-16 Михин – Федотов, которая эффективно выполнила свою задачу. Вышедшая в атаку на ударную группу пара «Гладиаторов» Кивинен – Калмберг была нейтрализована, один самолет сбит, а второй совершил вынужденную посадку из-за боевых повреждений. Не совсем понятно, участвовала ли пара Михин – Федотов в воздушном бою над аэродромом. Если судить по статье, то получается, что Михин ушел на свой аэродром, а Федотов продолжил бой в составе общей группы, но вполне возможно, что в последующем воздушном бою пилоты И-16 вообще не принимали участия. Тем не менее, дело было сделано, численное превосходство теперь было у советской группы, и оставшиеся у финнов 2-3 истребителя не могли помешать их атаке. Единственное что им удалось – это сбить один из И-15бис. Причем, вполне вероятно, что это стало возможно только после прибытия к месту боя Ульриха, который мог, был не один, а в паре с тем же Йонсуу. Только в результате атаки этой свежей пары погиб Кочмала, тем не менее, преломить ход боя финнам не удалось, и сбитый «Гладиатор» Ульриха лучшее этому подтверждение. Конечно, вряд ли финны «разбежались по принципу «спасайся кто может», но и советским истребителям явно никто не мешал спокойно возвратиться на свой аэродром.
Наверняка, результат боя был бы другим, вернись вовремя к Вяртсиля пара Туоминен – Лаутамяки, но они предпочли продолжить атаковать беззащитные СБ, в чем, собственно, изрядно преуспели.
Что касается непосредственно тарана Михина – очевидно, что он вцепился в Калмберга мертвой хваткой и явно не собирался выпускать. После первой атаки советский пилот следовал за «сбитым» «Гладиатором», и при попытке датского добровольца выйти из пике вновь атаковал его и вогнал в землю. Сказать со стопроцентной уверенностью, что Яков Филиппович Михин совершил преднамеренный таран, наверное, не правильно, однако по факту получился именно таран, причем результативный. Видимо, в силу собственной скромности Михин не «трубил о героическом таране», а руководство авиагруппы не оценило его поступок по неизвестным причинам. В итоге к званию Героя Советского Союза Михин даже не представлялся, хотя не секрет, что зачастую это звание в тот период получали за гораздо менее значимые подвиги.
В дальнейшем фортуна вполне благоволила Якову Филипповичу Михину. Он участвовал в ВОВ с 22 июня 1941 г. по 15 июля 1942 г., сначала в должности заместителя командира эскадрильи «родного» 49-го ИАП, затем командовал эскадрильей 293-го ИАП. Совершил 110 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, лично сбил 4 самолета, был награжден орденом Красного Знамени и Красной Звезды. Что примечательно, 29 июня 1941 г. Михин вновь совершил воздушный таран – на этот раз он сбил в районе станции Идрица Псковской области немецкий бомбардировщик Ю-88. С июля 1942 года и до конца войны капитан Михин командовал эскадрильей 5-го перегоночного авиаполка, осуществлявшего поставки импортной авиатехники по Красноярской воздушной трассе в рамках ленд-лиза. После войны Яков Михин дослужился до должности командира полка и звания полковника. Умер в 1958 году.
Судьба других советских летчиков, участвовавших в бою, была менее завидной - впереди была кровавая и изнурительная Великая Отечественная.
Андрей Федотов с весны 1941-го был назначен адъютантом 2-й эскадрильи полка, далее командиром эскадрильи, инспектором по технике пилотирования. Последняя должность - командир 63-го Гв.ИАП. Совершил за время ВОВ более 200 боевых вылетов, сбил лично 18 и в группе один самолет противника, Герой Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной Войны I степени, Красной Звезды. Погиб в воздушном бою 15 декабря 1943 года.
Федор Согин тоже пошел на повышение перед Великой Отечественной, и стал заместителем командира эскадрильи. Не вернулся из боевого вылета 18 августа 1941 г. Дальнейшая судьба Сергея Мурзина по документам не прослеживается.

Источники:
РГВА, фонд 34912, опись 3, дело 382. Исторический формуляр 49-го ИАП.
K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» II, 1941.
А. Андреев «Ойва Туоминен», журнал «История Авиации», № 5/2000.

Отдельную благодарность автор выражает Олегу Киселеву за предоставленные сведения из оперативных сводок ВВС 8-й Армии и журнала боевых действий Lentorykmentti 2, и художнику Александру Казакову за реконструкцию внешнего вида самолетов – участников боя 13.02.1940.

+1

5

http://memorial24.ru/uchastniki/mihin-yakov-filippovich

http://s3.uploads.ru/t/KCejP.jpg
Михин Яков Филиппович

Окончил 2 ВАШЛ в 1937. Участник Финской войны с 1.12.1939 по 13.03.1940 – командир звена 49 ИАП. На фронте: с 06.1941 – зам. командира АЭ 49 ИАП, с 11.1941 – зам. командира АЭ 293 ИАП Западный, Волховский фронт. Тяжело ранен 09.1941, 03.1942. На трассе: с 22.11.1942 – командир эскадрильи 5 ПАП. Служил в ВВС до 1957: зам.командира полка, командир полка. Полковник (5.04.1954).
Из наградного листа от 04.1942 г.: «На фронте совершил 110 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, сбил лично 4 самолета врага».

0