Кутаев Алексей Герасимович

Сильный духом
Рассказы о людях села

Беды никто не ждет. Она приходит сама. И очень часто приходит не одна. Так и война. Явилась незваная, со слезами, с разрухой, с варварством, с горнем матерей, со смертями.
Ушел на фронт мордвин Алексей Кутаев, оставив в глубоком тылу речные заводи, светлые цветы одуванчиков на берегу, мать, родственников. Не мог не уйти. Потому что получили в доме печальную весть о гибели старшего брата – танкиста Кутаев Андрей Герасимович . Он вступил в неравный бой с противником и погиб. Надо было занять место бойца в строю.
Из Белинского района их уходило 48. Молодые. Ни разу не видавшие боевой винтовки, не то что более грозного оружия. Ехали молчаливые. В теплушках изучали пулемет Дегтярева. А.Кутаев заболел. Его сняли с поезда. После поправки парень попал в Московское ополчение. Был создан лыжный батальон, в который зачислили Алексея. Первое боевое крещение получил под Люберцами.
Страх сразу прошел. И юноша прошивал пулеметными короткими очередями темное от дыма и гари пространство. Рядом уже были убитые и раненые, а ем, ошалевшему от таких ужасающих картин, было не до осторожности. Только кричал по-мордовски, нажимая на спусковой крючок:
- Тонь инксет, братишка! Тонь инксет, Андрей!
Это первый бой, в котором Алексей Кутаев мстил за погибшего брата Андрея, за всех, кто убит, запомнился ему на всю жизнь.
- А под Волоколамском был ранен, - показывает изуродованную правую руку Алексей Герасимович Кутаев. - Вот и нога, считай, для виду. И грудь прошита стальной строчкой, а жив. Гансам и фрицам назло остался жить, - азартно говорил фронтовик.
И правда: редкий человек вынес бы такие мучения от ран, сник бы душевно, ослаб и вряд ли выкарабкался из лап смерти. Одна мысль, что ты уже инвалид, без руки, без ноги, с пробитой грудью, заставляла многих панически отступать перед трудностями. А Кутаев настойчиво стремился к жизни.
- Одной рукой кнут можно держать, - утешал он себя, - буду, как в детстве, пастухом.
Хоть до войны был трактористом, представить себя на этом месте не смел: нужны две руки, две ноги. А тут плети висят. Когда выписался из госпиталя, всё думал:
- Поживем - увидим…
И увидел…  Заснеженное село свое Озерки. На улице дети, старики да бабы. И то не гурьбой, как бывало, у колодца или у ворот. Ребятня на санках с горки не катается. Прошмыгнет какой-то вороватой походкой один мальчик по улице - и опять никого.
Вот тут и пришлось ему вновь крепить свой дух, в себе и в людях, поддерживать мужество. Ему, как самому молодому мужчине, поручили возглавить озерскую бригаду колхоза «Красный Якстерь» - «Красные Озерки». Тогда сеяли они всего 50 гектаров.

- Земля была. А чем пахать? Сеять? Всю технику отдали фронту да и механизаторы все воевали, - вспоминает Алексей Герасимович. - Женщины впрягутся в плуг и пашут на себе.
Смотрел фронтовик на такую работу. Слезы в горле комком вставали. Да нельзя фронтовику слабость показывать. Решил женщинам ту технику, что осталась, освоить. Хоть чуть-чуть. Чтоб только водить по полю тракторишко  научились. Дуся Савина, Зина Демерева, Аня Кутаева научились работать на машинах.  Дело пошло веселее. Весной отсеялись раньше. Осенью убрали вовремя. Все фронту отправили.
И так все три долгих тяжелых года старался бывший фронтовик поддерживать бодрость и мужество в своих односельчанах. А потом узнали о победе…
И хорошее стало постепенно входить в нашу жизнь Возвращались с фронта мужчины. В орденах, в медалях. С сединой на висках. С ранами на теле. Главное – живые! С радостью брались за любую мирную работу, лишь бы забыть поскорее все, что было привычно им на войне. Сам Алексей Герасимович до 1950 года был бригадиром. Потом год учился и был механиком-водителем самоходных комбайнов. В 1954 году  - снова бригаду поручили. Это бригадирство уже ни в чем не сравнить с бригадирством военных лет. До 1968 года он был на этом посту. Росло хозяйство. Богатели колхозные семьи.
Сейчас у Кутаева 11 детей. Недостатка в обеспечении семья не чувствует. Отец продолжает работать в колхозе «Гигант». Здоровой левой и изуродованной правой может собрать-разобрать любую машину. Всегда весел, бодр. Работает только по-ударному. По-прежнему садится в кабину трактора и выполняет две нормы, не останавливая машины. Так было на бороновании зяби и озимых и в нынешнюю страду. Так было всегда.
Так будет, пока дух мой бодр и здоров, - уверенно говорит Алексей Герасимович.
Правление колхоза высоко ценит труд этого человека, его постоянное мужество. За отличный труд он награжден ценными подарками, имеет Большую серебряную медаль ВДНХ. Три раза был участником Выставки достижений народного хозяйства. Три раза был гостем столицы ее защитник Алексей Герасимович Кутаев.

«Сельская новь», 7 июня 1975 г. Г. Шалева

ОЗЁРКИ (Озерки, Якстерь Озерки, Якстер Озерки), мокша-мордовская деревня, в 4 км к юго-востоку от Козловки. На 1.1.2004 г. – 27 хозяйств, 78 жителей. Якстерь Озерки – «красные озерки» (мордовское). Основан между 1864 и 1896 гг. крестьянами с. Даньшино, или одного из его крупных выселков. В 1896 г. «выселок Озерки», 19 дворов. В 1911 г. – деревня Мачинской волости Чембарского уезда, крестьянское общество едино с крестьянами с. Доньшино, 74 двора. В 1930, 1939 гг. – Линевского, в 1955 г. – Пичевского сельсоветов Поимского района, колхоз «Гигант» (1955 г.), в 1989 г. – Козловского сельсовета.

http://www.suslony.ru/Penzagebiet/belinsk2.htm

Численность населения (по годам): в 1896 – 114, 1911 – 387, 1926 – 407, 1930 – 365, 1939 – 305, 1959 – 235, 1979 – 166, 1989 – 112, 1996 – 114 жителей.

Отредактировано Любовь М. (2018-04-16 15:30:31)