Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. мы "заплатили" очень дорого... Из Пензенской области было призвано более 300 000 человек, не вернулось более 200 000 человек... Точных цифр до сих пор мы не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесет данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, прославлял ратными подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Клохтунов Иван Иванович

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Клохтунов Иван Иванович
(7.04.1915 - 28.4.1998)

http://images.vfl.ru/ii/1500826178/40780e16/18010664_s.jpg

Клохтунов Иван Иванович (7.04.1915, село Овчарное Нижне-Ломовского уезда, ныне Нижне-Ломовского района – 28.4.1998, село Голицино Нижне-Ломовского района), педагог, заслуженный учитель школы РСФСР (1962). В 1934 окончил школу в Нижнем Ломове, в 1936 – Нижне-Ломовский педагогический техникум (экстерном). В 1935–41 освоил курс Институтата журналистики имени Воровского, в 1956 заочно окончил Нижне-Ломовский учительский институт (факультет русского языка и литературы), в 1972 – ПГПИ (факультет истории), в 1950–53 прослушал Центральные курсы учителей немецкого языка. Изучал всемирную историю искусств, медицину, фитотерапию, проблему долголетия. В 1939–40 учитель в школах Голицинского района, литработник редакции многотиражки Голицинской МТС, заведующий Голицинского роно. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн, контужен, был в плену, прошел четыре концлагеря. С 1945 учитель истории, заведующий школой в Голицинского районе. Его опыт изучался Министерством просвещения РСФСР и АПН. В 1967 основал историко-краеведческий музей, для которого собрал многочисленные документы и материалы. Автор многих публикаций в периодической печати.
См.: 
1. Ембулаев Н. Мастер педагогического труда //Нач. школа. 1963. №11;
2. Карпов С. Живет в селе учитель //Знания – народу. 1978. № 1.
3. Пензенская электронная энциклопедия
http://94.25.70.110/encyc/article.php?i … B%E8%F1%F2
4. ОВЧАРНОЕ (Васильевка) Нижнеломовского района Пензенской области
http://inpenza.ru/lomov/ovcharnoye.php
5. Государственный архив Пензенской области. 100 лет со дня рождения педагога, заслуженного учителя школы РСФСР, краеведа Ивана Ивановича Клохтунова (1915-1998)
http://arhiv-pnz.ru/news/2015/04/20/16520654
6. Государственный архив Пензенской области. 100 лет со дня рождения педагога, заслуженного учителя школы РСФСР, краеведа Ивана Ивановича Клохтунова (1915-1998)
http://arhiv-pnz.ru/news/2015/04/20/16520654/print
7. Нижний Ломов | Как подчиняли деревню - БезФормата.Ru - Новости
http://nijniylomov.bezformata.ru/listne … /13399423/
8. 7 XV ЛЕБЕДЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Пензенской области г. Пенза, 3 апреля 2014 г. Под редакцией А. В. Комплеева Пенза ГУМНИЦ ПГУ 2014 УДК 93/94
http://av.disus.ru/metodichka/1922543-7 … -penza.php

Карточка награждённого к 40-летию Победы:
http://images.vfl.ru/ii/1500826261/1fe0bb2b/18010673_s.png

ОВЧАРНОЕ (Васильевка), русское село Большехуторского сельсовета, в 4 км к востоку от него, на левом берегу Ломова. На 1.1.2004 г. – 263 хозяйства, 466 жителей. Основано во второй половине 18 в. помещиком в составе Нижнеломовского уезда. В 1785 г. – за нижнеломовской помещицей Авдотьей Селиверстовной Небольсиной (185 ревизских душ) и верхнеломовцами Марией Ивановной Гулидовой (39) и Акинфием Степановичем Муратовым (49). Перед отменой крепостного права – село Васильевское помещицы Марии Николаевны Бибиковой, 321 ревизская душа крестьян, 84 ревизских души дворовых людей, 146 тягол (барщина), 61 крестьянский двор на 44 десятинах усадебной земли, у крестьян 784 дес. пашни, 427 дес. сенокоса, у помещицы 1485 десятин удобной земли, в том числе леса и кустарника 770 дес. (Приложение к Трудам, т. 2, Н.-Ломов. у., № 3). В 1864 г. при сельце действовал винокуренный завод. В 1877 г. – Новопятинской волости Нижнеломовского уезда, 138 дворов, винокуренный завод. В 1911 г. – село Нижнеломовской волости, одна крестьянская община, 195 дворов, церковь, шерсточесалка, кузница, 2 лавки. В 1955 г. – Больше-Хуторского сельсовета, колхоз «Новая жизнь». В 1996 г. действовала начальная школа.
См. :
Нижннеломовский2
http://www.suslony.ru/Penzagebiet/NLomov2.htm


См. :
Клохтунов Евгений Иванович
Клохтунов Николай Иванович

Отредактировано Комиссаров В.А. (2017-07-24 17:12:19)

+1

2

Клохтунов Иван Иванович
(1915 - 1998 гг.)
политотдел 141 стр. дивизии - сержант,
военный журналист, секретарь редакции
дивизионной газеты "На страже Октября"

http://images.vfl.ru/ii/1500826520/16636158/18010703_s.jpg

Моя автобиография
Я, Клохтунов Иван Иванович, родился 7 апреля 1915 г. в селе Овчарном Нижнеломовского района Пензенской области в семье крестьянина - средника, а с 1930г. - колхозник с 7 летнего возраста начал работать в сельском хозяйстве. Учиться начал в 1924г. В 1928г. окончил Овчарную начальную школу и поступил учиться в Н-Ломовскую школу 2-й ступени. В 1931г. из этой школы ушёл на подготовительные курсы в Н-Ломовский педтехникум, в котором учился до января 1934г. Был ошельмован и исключён из педтехникума. Пока шла реабилитация, работал с января по июнь 1934г. учителем начальных классов Потьминской семилетней школы. Педтехникум закончил заочно в 1936г.
После того как я был реабилитирован, Н-Ломовский райком ВКПб и райком ВЛКСМ направили меня на работу в политотдел Голицинской МТС. Редактора не было и я в качестве заместителя осуществлял всю работу по организации и редактированию газеты "За зажиточного колхозника". Опыт я приобрёл, работая в течении каникул 1932 и 1933гг. в газете "Социалистический штурм" Н-Ломовского РК ВКПб у редактора Ал. Ст. Попова, выдающегося коммуниста того времени.
1 января 1935г. организован Голицинский р-он. Политотделы были превращены в обычные партийные органы. РК ВКПб и райисполком, поручили мне организовать редакцию и типографию вновь организованного р-на. Работаю здесь в качестве ответственного секретаря редакции (Постоянного редактора не было, а временный М.И. Рогов). Когда работа в редакции была налажена, РК ВКПб, РК ВЛКСМ, райисполком доверили мне более трудный участок работы - быть заведующим Голицынским районо. Тогда мне было 20 лет. Мою кандидатуру утвердил нарком просвещения А.С. Бубнов, руководитель Октябрьского вооружённого восстания. Этот приказ и сейчас у меня хранится.
Работать было трудно, но интересно. Из 240 учителей - 1 с высшим образованием, 20- со средним, а остальные прошли кратковременные курсы и сами писали с многими ошибками. Работу оставил по состоянию здоровья.
В конце августа 1937г. я заведую Петровослободской начальной школой. 1 января 1940г. был призван в ряды РККА.
В 1936г. 26 сентября женился на учительнице Клавдии Илларионовне Соболевой. В 1937г. у меня родилась дочь Людмила. На службу в РККА пошёл, оставив семью.
В это время шла Финская война. Я был зачислен в 796 стрелковый полк 141 стрелковой дивизии. Учился в полковой школе на младшего командира. Но через месяц я был назначен на должность полкового учителя. В части было свыше 500 красноармейцев, не владеющих русским языком. Мои обязанности инструктировать групповодов и быстро научить разговорной речи новобранцев из южных и среднеазиатских республик нашей страны. Когда с этой задачей наша часть справилась, в июне 1940 года я получаю новый приказ: "Направить в распоряжение политотдела 141 стрелковой дивизии". Так я стал военным журналистом, секретарём редакции дивизионной газеты "На страже Октября".
Летом 1940 года в составе 141 стрелковой дивизии принимал участие в освобождении Бессарабии и Северной Буковины от румынских бояр и помещиков. Эта компания обошлась без кровопролития и наша воинская часть вернулась на прежнее место.
В мае 1941года был принят кандидатом в члены ВКПб, а комсомолец я с 1932года. В Великой Отечественной войне с 22 июня 1941года. Воевал в составе 141 стрелковой дивизии 6 Армии. От Перемышля до с. Подвысокое (ныне Новоархангельский р-он Кировоградской обл.). Были в то время ежедневные ожесточённые бои, бои сплошные с превосходящими в десятки раз противником. Немцам удалось окружить 6-12 Армии. В окружении бились с врагом не меньше двух недель на уровне защитников Брестской крепости. В плен попали только контуженные и раненые. Будучи контуженным и раненым, я тоже оказался в руках врага. В таком же положении оказался командир 141 стрелковой дивизии генерал-майор Тонконогов, генерал-лейтенант Музыченко, командующий 6-й Армии. Героизм бойцов 6 Армии в первые дни войны и её трагедию документально описал в своей повести "Зелёная брама" писатель Е. Долматовский. Архивы там были спрятаны, кандидатской карточки не получил. (Попал в плен 08.08.41 г. под Уманью ,в плену 3 года 8 месяцев.)
После начались настоящие муки ада. Первым концлагерем была "Уманская яма", где немцы военнопленным не давали ни пить ни есть семь дней. Потом в октябре 1941года, пропустив через несколько Украинских лагерей, нас увезли в Верхнюю Силезию, последовали концлагеря - Ламсдорф http://www.cmjw.pl/www/index_ru.php?id=stalag_318 http://www.sgvavia.ru/forum/109-92-1

http://images.vfl.ru/ii/1500826668/724fed0c/18010717_s.jpg  http://images.vfl.ru/ii/1500826705/52b855e4/18010723_s.jpg

http://www.sgvavia.ru/forum/109-92-5 , Гросснойкирх, Блехгаммер (подсобный лагерь Блехгаммер) и Лабанд http://www.sgvavia.ru/forum/109-3787-1. Там перенёс сыпной тиф, хронический бронхит, получил томбофлебит и радикулит.
Как только встал на ноги, принимал активное участие в движении сопротивления. Особенно энергично вели пропаганду против власовцев в 1944 году в лагере Лабанд.
Январь-март в составе санчасти наша команда находилась на территории Чехословакии. В апреле 1945г. в районе Егеря наша санчасть была освобождена американскими войсками и вскоре переправлена командованию Советской Армии, где я вновь был зачислен на военную службу (После освобождения с 19 – 20 мая 1945 года поступил на 44 АСПП 3 Армии).
Служил в составе 196 Запасного полка 3 Гвардейской Армии Первого Украинского фронта. Демобилизовался из Армии 21 октября 1945 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1945 года.
Я снова в Голицине, в родной семье. Жена моя Клавдия Илларионовна вместе с дочерью терпеливо с дочерью ждали долгие годы моего возвращения, не теряя надежды и тогда, когда в течении больше трёх лет не было обо мне никаких вестей.

http://images.vfl.ru/ii/1500826764/de6d904a/18010732_s.jpg

С ноября 1945 по 14 августа - учитель начальных классов Петровослободской школы, откуда уходил на срочную службу в РККА. Потом был переведён в Голицинскую школу на должность заведующего методическим кабинетом школы, а в сентябре 1954 года - до упразднения Голицинского р-на до 18 октября 1959 года - заведующий методическим кабинетом Голицинского районо. За это время было много интересных дел. Голицинский район упразднён. Голицино стало опять подчиняться Н-Ломовскому районному руководству. Я опять учитель начальных классов Голицынской средней школы (с 24 января 1959 по 1 февраля 1960гг.). С 1 февраля1960г. по 18 января 1966г. - заведующий начальной Петрово-Слободской начальной школы. Много интересных дел совершил за эти годы педколлектив этой школы. Но это особая тема. С 18 января 1966г. по 7 апреля 1975г. - я работал в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Голицинской средней школы. Этот отрезок времени особенно богат содержанием работы педколлектива. Но об этом будет сказано когда нибудь подробно. Опыт работы школы печатался на страницах центральной печати.
В моей семье случилась беда: тяжело заболела жена Клавдия Илларионовна и я вынужден был, поработав учителем истории, в 1977 году оставить любимое дело.
В пионерской организации состоял с 1925 года. В комсомол вступил в 1932 году. В
1958 году Голицинский райком КПСС принял меня в кандидаты партии, а с 1959 года- я член КПСС. Вся наша семья учительская. Дочь Людмила 1937 г. рождения и дочь Татьяна 1946 г. рождения - окончили истфак Пензенского института. Жена Клавдия Илларионовна скончалась после продолжительной болезни 9 января 1987 года.
Я всю жизнь ощущаю в своей работе недостаток в знаниях, хотя и учусь всю жизнь. До войны мне удалось окончить педтехникум и освоить курс института журналистики им. Воровского. После войны , я окончил Н-Ломовский учительский институт, отделения языка и литературы. В 1972 году, перед уходом на пенсию я получил диплом учителя истории и обществоведения Пензенского пединститута им. Белинского. Мне удалось освоить Центральные курсы иностранных языков (немецкий язык). Много лет изучаю философию, историю изобразительного искусства, научный атеизм , международные отношения. Болезнь жены заставила меня заняться изучением медицины. Это позволило продлить ей жизнь не меньше 10 лет.
В течении всей учёбы и работы я выполняю партийные и общественные поручения, активно вторгаюсь в жизнь, работая бесплатно не меньше 4-5 часов в день. Так ещё в период учёбы в начальной школе, много рисовал, оформлял школьную и колхозную стенгазету, уголки ОДН.
В педтехникуме был редактором стенгазеты, секретарём комитета ВЛКСМ, пропагандистом, корреспондентом райгазеты.
Работая в Голицине, избирался членом бюро РК ВЛКСМ, членом президиума райисполкома, депутатом райсовета, лектором и пропагандистом.
Не жалел сил для выполнения общественных поручений и в послевоенные годы. Редактор местного радио, инспектор детской комнаты милиции, общественный инспектор, руководитель школы передового опыта, депутат сельсовета, председатель культурно-бытовой комиссии сельсовета, корреспондент районной и областной газеты, областного радио, зав. методическим кабинетом - это моя общественная работа. В 1967 году при средней школе организовал историко-краеведческий музей. http://school-gol.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-13

http://images.vfl.ru/ii/1500826824/bafdbee9/18010739_s.jpg

Школьный музей, созданный Иваном Ивановичем

http://images.vfl.ru/ii/1500826887/9938d27d/18010743_s.jpg

Каждое общественное поручение я стараюсь выполнить с исключительной добросовестностью. Я и сейчас нахожу время, что бы своевременно организовать выпуск колхозной стенгазеты, прочитать лекцию, написать заметку в райгазету, помочь всем кто в моей помощи нуждается.
Партия и правительство, местные органы партийной и Советской власти высоко оценили мою скромную работу. В моей трудовой книжке свыше 30 благодарностей за отличную постановку учебно-воспитательной работы с учащимися. 56 почётных грамот и дипломов. Среди них Грамота Верховного Совета РСФСР, областного, районного, сельсовета, правления колхоза, общества "Знание", редакции областного радио, редакции райгазеты "Маяк". Я награждён грамотами райкома и обкома КПСС, облисполкома и облпрофа, грамотой областным отделом внутренних дел. Нет надобнасти перечислять их все.
В 1958 году в период работы в методическом кабинете районо я был отмечен значком "Отличник народного образования РСФСР". За заслуги в народном образовании Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1962 года мне присвоено почётное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР".
В 1970 году награждён медалью " За доблестный труд" . В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.
После ухода на пенсию мне вручена медаль "Ветеран труда".
В апреле 1975 года, когда мне исполнилось 60 лет, по инициативе ОБОНО и областного профсоюза работников просвещения в честь нашей семьи, учительской династии Клохтуновых, в областном доме работников просвещения организован "Огонёк". В "Огоньке" приняли участие все члены семьи, кроме Клавдии Илларионовны, она болела.
За участие в Великой Отечественной войне награждён орденом "Отечественной войны 2-й степени" и восемью медалями.
Мне исполнилось 72 года, но я чувствую себя активным бойцом партии Ленина на передовых рубежах Коммунистического строительства, 20 лет собираю документы и материалы по истории села, на основе которых написал монографию " Очерки по истории с. Голицыно 1685-1917гг." Работа получила высокую оценку в НИИК РСФСР и в Пензенском пединституте и рекомендовано к печати. Работаю над историей села Советского периода. Написал историю колхоза "40 лет Октября", собрал багатый материал по истории с. Керы.
Продолжаю редактировать колхозную стенгазету "За урожай", читаю лекции по международному положению, сотрудничаю в райгазете.
Таковы основные вехи моей автобиографии. Думаю написать и подробную.
15 апреля 1987г.

http://images.vfl.ru/ii/1500826940/e5fb8002/18010749_s.jpg

http://inpenza.ru/lomov/ovcharnoye.php
http://arhiv-pnz.ru/news/2015/04/20/16520654/print
Умер 14 мая 1998г.

См. :
Истории о судьбах воинов
http://www.sdivizia-141.narod.ru/istorii_o_sudbah_4.htm




141-я стрелковая дивизия (1-го формирования)
141-я стрелковая дивизия (141 сд) — воинское соединение СССР, принимавшее участие в Великой Отечественной войне.

В составе Действующей армии: 17 — 29 сентября 1939 года, 22 июня — 19 сентября 1941 года.

141-я стрелковая дивизия была сформирована в 1939 году в Харьковском военном округе на базе 239-го стрелкового полка 80-й стрелковой дивизии им. Пролетариата Донбасса.

С 17 по 29 сентября 1939 года принимала участие в польской кампании в составе Украинского фронта, после чего была передислоцирована в КОВО.

28 июня советские войска начали операцию по занятию территории Северной Буковины и Бессарабии. 141-я стрелковая дивизия, находившаяся в составе 15-го стрелкового корпуса 12-й армии, двигалась в район Залещиков, где, заняв мост, продвинулась на юго-восток до Кадобестэ.

Начало Великой Отечественной войны застало дивизию на дневке в районе Щасновки. В ночь на 23 июня она ночным маршем вышла в район Збаража.

26 июня 141-я стрелковая дивизия совместно со 139-й стрелковой дивизией обороняла рубеж Новый Почаев — Гологуры и во второй половине дня успешно отразила танковую атаку на Новый Почаев. Утром 28 числа 37-му стрелковому корпусу, в который входила дивизия, в целях обеспечения действий 8-го механизированного корпуса в районе Дубно и облегчения положения правого фланга 6-й армии был дан приказ в 8 часов начать наступление и к исходу дня выйти на рубеж Болдуры — Станиславчик — Полонична, однако оно развивалось крайне медленно и существенных результатов не дало. 29 июня корпусу было приказано отойти и закрепиться на рубеже Новый Почаев — Ясенов.

На 3 июля дивизия, не имевшая к этому моменту связи со штабом корпуса, находилась в районе Кузьмина. 9 июля 37-й стрелковый корпус продолжал движение в район Панасовки и Филинцев, где 141-я стрелковая дивизия должна была прикрыть рубеж Семёнов — Вишнеполь. В 16:00 на рубеже Любар — Авратин он был атакован противником силой до 50 танков, подержанных мотопехотой, но сумел отразить атаку. В течение 10 июля 141-я стрелковая дивизия вела бой восточнее Авратина и Малого Браталова.

11 июля 37-й стрелковый корпус, выполняя приказ, вёл наступление в направлении Молочек и Браталова. Его 141-я стрелковая дивизия овладела Малым Браталовым и Выгнанкой. Утром следующего дня корпус был атакован немцами из района Татариновки. 13 июля части корпуса под напором противника отошли. 141-я стрелковая дивизия была выведена во второй эшелон в район хуторов Милецкий и Семки.

18 июля дивизия, отразив атаку немцев из Хомутинцев, удерживала рубеж Писаревка — Янов. В ночь на 20 июля она находилась на рубеже Прилука — Турбов, а утром вместе с приданными ей отрядами 211-й воздушно-десантной бригады и 551-го стрелкового полка отходила к Должку, Очеретно и Иогановке.

Будучи в составе частей, прикрывавших выход 6-й армии на восточный берег реки Роська, 141-я стрелковая дивизия 22 июля оборонялась на рубеже ст. Андросовка — Очеретно — (иск.) Зозов. Вечером немцы атаковали её позиции и отбросили её к Малинцам и Нападовке.

Части 6-й армии, ведя сдерживающие бои на рубеже Наказное — Васильковцы — Должок — Зозов, к утру 24 июля отошли на рубеж Старо-Животов — Скала — Богдановка — (иск.) Россоше. Одновременно во взаимодействии с 12-й армией 37-й и 49-й стрелковые корпуса со второй половины предыдущего дня вели бои в целях прорыва окружения в направлении Ситковцев и Тетиева. К 6 часам утра 141-я стрелковая дивизия отошла к Кожанке.

Утром 25 июля дивизия произвела отход на рубеж (иск.) Скала — Медовка — Чагов. 26 июля командующий 6-й армией приказал своим частям выходить из окружения, 141-я стрелковая дивизия вместе с 16-м мехкорпусом оставлялась в качестве прикрытия.

2 августа 141-я стрелковая дивизия вместе с другими частями 6-й и 12-й армий попала в окружение под Уманью. На этот момент 16 мехкорпус, в который была включена дивизия, находился на рубеже (иск.) Свинарка — Коржевый Кут — (иск.) Дубово. В ходе ликвидации котла дивизия была уничтожена. Официально расформирование произошло 19 сентября 1941 года.

См. :
141-я стрелковая дивизия (1-го формирования) — Википедия
141 СД

0

3

И.Н. Иноземцев
Пензенский краевед И.И. Клохтунов: основные вехи биографии и штрихи творческой деятельности

Научн. рук. – д.и.н., профессор С.В. Белоусов
Кафедра «Всеобщая история, историография и археология »

Наша исследовательская работа посвящена Заслуженному учителю школы РСФСР,  историку-краеведу,  журналисту,  участнику  советско-финской  и Великой Отечественной войн – Ивану Ивановичу Клохтунову.
Цель исследования – выявить и исследовать основные вехи биографии И.И. Клохтунова, рассмотреть результаты его  педагогической и общественной деятельности, представить главные направления краеведческой работы.
Практическая значимость и новизна исследования, заключается в том, что данная работа, по сути, является первой попыткой изучения жизненного пути, деятельности и трудов И.И. Клохтунова.
С открытием пензенского отделения Русского исторического общества и региональной общественной организации краеведов  пензенской области, исследования по изучению нашего края получили мощный толчок к дальнейшему развитию, в связи с этим возникает все большая необходимость изучения педагогического и краеведческого опыта предыдущих поколений. 
При написании работы мы использовали такие источники, как материалы ГАПО, ЦАМО, фонды Нижнеломовского районного краеведческого музея и краеведческого музея МБОУ СОШ с. Голицыно.

Основные вехи биографии.

Иван Иванович Клохтунов родился 7 апреля 1915 г. в с. Овчарное  Нижнеломовского уезда Пензенской области в семье крестьянина-средняка Ивана Дмитриевича Клохтунова. С 7 лет юный Иван
начал работать с отцом в поле и помогать по хозяйству. Тем  самым, еще с детства у него в душе закладывалась любовь к труду и родной земле, которая через десятки лет найдет отражение в его краеведческих трудах.
С 1924 по 1928 г. он проходил обучение в Овчарнской начальной школе. С 1925 г. –  пионер. В  сентябре 1928 г. Иван Иванович  поступил учиться в Нижнеломовскую школу 2-й ступени, а в 1931  г. ушел на подготовительные курсы в Нижнеломоский педагогический  техникум. В 1932 г. он принят во ВЛКСМ, а 15 июля 1933 г. награжден званием ударника.
Но в конце 1933 г. Клохтунов дискредитирован и исключен из техникума. 
С января по июль 1934 г. работал учителем начальных классов Потьменской семилетней школы, техникум закончил заочно в 1936 г. 
Сразу после реабилитации был направлен на работу в политотдел
Голицынской МТС. Здесь создавал первые курсы трактористов, вручал первые почетные грамоты победителям социалистического  соревнования, так же в качестве заместителя редактора осуществлял всю работу по организации и редактированию газеты «За зажиточного колхозника». В январе 1935 г. Клохтунову было поручено организовать редакцию и типографию только что
созданного Голицынского райкома партии, а затем последовало назначение на должность ответственно секретаря редакции. Когда  работа в редакции была полностью налажена, Иван Иванович был назначен на должность заведующего Голицынским районным отделом  народного образования. Тогда Клохтунову было всего 20 лет. Работа была трудна, но интересна. Положение усугублял низкий уровень специальных знаний и отсутствие стажа среди педагогических работников. Из 240 учителей лишь один имел высшее  образование, 20–среднее, а остальные прошли кратковременные курсы и сами писали с ошибками. В 1935 г. Клохтунов приступил к освоению курса Института журналистики им. Воровского. Уже через  2 года он назначен заведующим Петровослободской начальной школой. 26 сентября 1936 г. женился на учительнице Клавдии Илларионовне Соболевой, а в 1937 г. в семье Клохтуновых родилась дочь Людмила. 
1 января 1940 г. Иван Иванович был призван в ряды РККА. Местом службы стал 796-й стрелковый полк 141-й стрелковой дивизии первого формирования, принимавшей тогда участие в боевых действиях на фронтах советско-финской войны. С февраля 1940 г. Клохтунов – полковой учитель, в обязанности которого входили  инструктаж и обучение разговорной речи бойцов из южных и среднеазиатских республик советского союза. 
Своего дальнейшего места службы Иван Иванович не менял, и мы смогли проследить весь его боевой путь. В июне 1940 г. Клохтунов направлен в распоряжение политотдела, где становится секретарем редакции дивизионной газеты «На страже Октября» и военным журналистом.
Уже 23 июня 1941 г. дивизия приняла участие в боях с немецкими захватчиками. Последующие боевые действия сопровождались постоянным отступлением и большими потерями. 2 августа дивизия окружена противником под Уманью и в ходе ликвидации уничтожена. 
Будучи контуженым и раненым в ногу Иван Иванович был пленен 8 августа. В его судьбе начались настоящие муки ада. Первым концлагерем была «Уманьская яма», который размещалась на месте  птицефермы и глиняного завода. К сожалению, дальнейшая судьба в плену известна лишь эпизодами.
В октябре 1941 г., пленных, включая Ивана Ивановича, увезли в Верхнюю Силезию. Последовали концлагеря – Ламсдорф, Гросснойкирх, Блехгампф и Лабанд. Там он перенес сыпной тиф, хронический бронхит, и радикулит.
В Лабанде Клохтунов был вынужден работать в санитарной части, так как обладал хорошим почерком и в совершенстве владел немецким  языком.
Параллельно в концлагере им усиленно велась антифашистская пропаганда. В апреле 1945 г. в районе г. Егерь (Чехословакия)  И.И. Клохтунов освобожден американскими войсками и вскоре вновь  принят на военную службу в ряды 196-го запасного стрелкового полка 3-ей гвардейской армии 1-го Украинского фронта. В составе полка принимал участие в Берлинской и Пражской операциях. Демобилизован 21 октября 1945 г.
В конце 1940-ых годов Клохтунов вернулся к преподавательской деятельности. В 1946 г. родилась дочь Татьяна. В 1950-1953 гг. Иван Иванович прослушал Центральные курсы учителей немецкого языка, а в 1956 г. заочно закончил факультет русского языка и  литературы  Нижнеломовского учительского института. С января 1954 г. по апрель 1975 (до ухода на пенсию)
И. И. Клохтунов сменил несколько должностей: от учителя начальных классов Голицынской  средней  школы  до  заведующего  методическим  кабинетом. С 1959  г. – он член КПСС. В 1972 г. защитил диплом учителя истории и обществознания ПГПИ им. В. Г. Белинского.
Скончался И. И. Клохтунов 28 апреля 1998 года в Голицыно в возрасте 83 лет.
Общественная, педагогическая и краеведческая деятельность.  После смерти Иван Иванович оставил большое культурное и краеведческое наследие, изучение которого является неотъемлемой частью нашей работы. 
В течение всей жизни он выполнял партийные и общественные поручения, имел активную жизненную позицию. Даже в период учебы в техникуме был редактором стенгазеты, секретарем комитета ВЛКСМ, пропагандистом, корреспондентом районной газеты. Работая  в Голицыно, избирался членом бюро РК ВЛКСМ, членом президиума райисполкома, депутатом райсовета.
Не жалел сил для выполнения общественных поручений и в послевоенные годы. Редактор местного радио, инспектор детской  комнаты милиции, корреспондент районной и областной газеты – вот  лишь малая часть должностей. Десятки лет он вел лекционную и пропагандистскую работу. К примеру, только за одну девятую пятилетку 1971-75г. он прочел 555 лекций, а
в десятую более 400 лекций 1976-80 г, не только в селе Голицыно,  но и в соседних районах. 
Рассматривая педагогическую деятельность И.И. Клохтунова, мы пришли к выводу, что он внес огромнейший вклад в становления народного образования Голицынского и Нижнеломовского районов как  на ранних этапах их развития, так и в послевоенный период. Данное утверждение подтверждает тот факт, что педагогический опыт Ивана Ивановича изучался в 1980-ых г. 
Министерством просвещения РСФСР и АПН СССР. В его трудовой книжке свыше 30-и благодарностей, 56-и почетных грамот и дипломов. В 1958 г. Иван Иванович был отмечен значком «Отличник народного просвещения РСФСР».
За заслуги в народном образовании Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1962 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», а в 1975 г. «Ветеран труда».
Поистине бессознательной была любовь И. И. Клохтунова к родной земле, которая нашла свое отражение в историко-краеведческой деятельности.
В 1967 г. при Голицынской средней школе им основам музей, каждый
стенд которого – своеобразная перекличка лет и поколений.  Несколько десятилетий, вплоть до самой смерти осуществлял он сбор краеведческого материала. Результатом продолжительной работы в ГАПО, ЦГА СПб, ЦИАМ и других архивах стали несколько  десятков трудов по краеведению и статей в периодической печати. 
Нами были выявлены три основных направления его творческой
деятельности: 
- исследования по истории с. Голицыно и сел бывшего Голицынского района.
- исследования и сбор материалом по истории Нижнеломовского района.
- разработка методических материалов. 
Подводя итог нашей работе, стоит отметить, что в современных реалиях, при изучении истории отечества и родного края, все чаще следует обращаться к анализу огромнейшего опыта предыдущих поколений, с целью сохранения исторической памяти, духовно-нравственных ценностей русского народа, а так же нахождения новых эффективных путей дальнейшего развития.

Примечания:
1. Дмитриева В. И.  Клохтунов // Пензенская энциклопедия. М., Пенза, 2001. С. 240.
2. ЦАМО. Ф.58. Оп.18003. Д.1414. Л.33.
3. Карпов С. Живет на селе учитель // Знания – народу. 1978. № 1. С. 34-36.

См. :
http://dep_viia.pnzgu.ru/files/dep_viia.pnzgu.ru/news/2014/05/sbornik_lch_15.pdf

0

4

Рецензия на монографию «Вернись к своим истокам: очерки краеведа Ивана Ивановича Клохутнова»

Н. В. Малышева Кандидат исторических наук, доцент, декан,

Пензенский государственный технологический университет,
г. Пенза, Россия

Книга «Вернись к своим истокам: очерки краеведа Ивана Ивановича Клохутнова», авторами-составителями который являются Д. В. Ефимова и И. Н. Иноземцев посвященная памяти заслуженного учителя Школы РСФСР, краеведа Ивана Ивановича Клохтунова (1915–1998), создававшего серию исторических очерков на протяжении тридцати лет.
С созданием отделения Российского исторического общества в Пензе (сентябрь 2013 г.), региональной общественной организации краеведов Пензенской области (ноябрь 2013 г.), а также регионального отделения общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» (май 2015 г.), исследования по изучению Пензенского края получили мощный толчок к дальнейшему развитию. В связи с этим возникает все большая необходимость изучения опыта образовательной историко-краеведческой деятельности предыдущих поколений. Одной из немногих работ является труд И. И. Клохтунова, представленный в вышеуказанной монографии.
Данная монография является не только публикацией основных работ И. И. Клохтунова, но также попыткой углубленного обращения к его личности и творчеству.
Монография содержит шесть глав, представляющих самостоятельные исследования.
В Главе I «Богатсва отданные людям» на основе музейных и архивных данных И. Н. Иноземцевым рассмотрены вехи биографии И. И. Клохтунова; подробно изучены направления педагогической, общественной и краеведческой деятельности. § 2.3 Главы I «Величественная простота», написанной в форме воспоминаний кандидатом психологических наук Д. В. Ефимовой (внучкой И. И. Клохутнова), особое внимание уделяется его личностным качествам и жизненным ценностям.
Большой интерес для читателя представляют главы II–V, куда вошли рукописи таких работ И. И. Клохтунова как «Край Ломовский. Исторический очерк», «Малая родина. Очерки по истории села Голицыно», «Зажги надежду. Страницы истории Голицынского храма Архистратига Архангела Михаила», «Салолейка. Легенды и быль», «О моей жене. Штрихи к портрету». При детальном рассмотрении глав, читатель сможет узнать следующее.
В главе II «Край Ломовский. Исторический очерк» (1998 г.) очень подробно приведена история города Нижнего Ломова и уезда в документах (1636–1917 гг.). Глава содержит словарь вышедших из употребления и редко встречающихся слов к документам по истории г. Нижнего Ломова и Нижнеломовского уезда.
Глава III «Малая Родина» вобрала в себя очерки по истории села Голицыно (1993 г.) в разные эпохи: в эпоху феодализма, в эпоху капитализма. В главе содержится целый параграф, содержащий аспекты истории культуры села (народное просвещение, народное здравоохранение, организацию пожарной дружины). В главе содержится словарь устаревших слов.
Глава IV «Зажги надежду» (1992 г.) открывает читателю страницы истории Голицынского храма Архистратига Архангела Михаила.
Глава V рассказывает о Салолейке (1998 г.), святом месте и его историческом возникновении и роли.
Глава VI «О моей жене. Штрихи к портрету» (1987 г.) рисует читателю эталон семейных отношений, пример искренней любви и верности двух простых людей. О тяжелых испытаниях жизни, терпении, заботе, искренности, которые незаметно стали сегодня отходить на второй план в семейных отношениях. Напоминает нам о главном, вечном, неподвластном времени.
Каждая глава монографии представляет самостоятельные исследования: основные вехи биографии краеведа, очерки об истории Нижнего Ломова, села Голицыно, о святых местах, о жене И. И. Клохтунова. Книга богата приложениями, содержащими список основных работ краеведа и редкие старинные фотографии довоенных, военных и послевоенных лет. Книга имеет краеведческий смысл и способствует углубленному познанию истории пензенского края.
Предназначена для педагогов, любителей истории, а также всех неравнодушных к истории Нижнеломовского края и краеведческого движения Пензенской области. Для лиц, небезразличных к истории своего края, страны и Родины, а так же для специалистов, ученых и педагогов общественно-гуманитарных наук.
Поражает воображение любовь И. И. Клохтунова к своему краю. Проделанный им глобальный многолетний альтруистический труд вместил в себя исторические картины не лет, а веков…: собирание «по исторической ниточке», «по крупице» которые Иван Иванович смог стройно, лаконично, грамотно сплести в единое историческое полотно, превратив факты в живописную картину прошлого бытия. Позволил читателю совершить незабываемое путешествие в далекое прошлое, чтобы понять насколько ценно его знание в настоящем и будущем.
В заключение следует сказать, что в данной книге заинтересованный читатель найдет ответ на многие волнующие современное российское общество историко-политические, экономические, личностные вопросы, возникшие на гребне волны обострения межличностных, межполитических отношений.
Можно с уверенностью сказать, что эта книга содержит исключительно актуальную систему научных взглядов, изложенных в популярной форме, доступной для широкой аудитории.
Монография написана доступным для понимания, запоминания и усвоения языком, снабжена словарями, интересным иллюстративным материалом, архивными данными, имеющими особую ценность. Поэтому монография представляется особенно полезной в русле образования и воспитания подрастающего поколения, для взращивания патриотически-настроенных, грамотных, порядочных людей – членов культурного общества, патриотов своей Родины, знающих ее историю, уважающих ее прошлое, готовых действовать в настоящем ради светлого будущего.
Данную книгу можно рекомендовать в качестве настольной книги политическим деятелям, руководителям различного ранга, а также преподавателям высшей и общеобразовательной школы, студентам и учащимся, всем, кто интересуется вопросами краеведения.
Книга является уникальной в своем роде и представляет большую ценность для общества.
См. :
1. Рецензия на монографию «Вернись к своим истокам: очерки краеведа Ивана Ивановича Клохутнова»http://sociosphera.com/files/conference/2017/Paradigmata_poznani_1-17/121-123_n_v_malysheva.pdf
2. Рецензия на монографию «Вернись к своим истокам: очерки краеведа Ивана Ивановича Клохутнова»
http://sociosphera.com/publication/jour … lohutnova/

0