Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лузгин Иван Иванович

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

https://iremember.ru/upload/iblock/d38/d38d944c5dc05cd353f5c3add97dc290.jpg
Лузгин И.И., механик авиационный 735-го штурмового авиационного полка/143-го гвардейского штурмового орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационного полка.

"Я родился 20 февраля 1919 года, в селе Пятницкое Башмаковского района Пензенской области. Мой отец был учителем, мать домохозяйкой. Сначала отец работал военным руководителем в школе, а затем перешел преподавателем начальных классов. Надо сказать, что тогда учителей уважали, к нему приходили другие жители села, педагоги, советовались, он их направлял на путь, другими словами, был наставником. До войны я окончил 7 классов, после чего поехал учиться в Тулу, там я поступил в железнодорожное техническое училище. Выучился, стал помощником машиниста Бабалайкина. Честно признаться, он всегда был в нетрезвом состоянии, ехал и спал, а мне говорил:

- Ваня, ты смотри за дорогой и управляй.

И я один управлял паровозом. При этом был умнейший мужик, его сын Николай, также как и я, стал авиационным техником.

Как-то под Пензой стрелочник забыл перевести стрелки, и в связи с этим было столкновение нашего состава «Пенза - Нижний Ломов» с товарняком. Я сильно испугался. Приехала комиссия расследовать это дело, выяснилось, что товарный состав ошибочно пустили нам на встречу, к счастью, обошлось без жертв.

В армию меня призвали вскоре после начала войны. Все село провожало, кстати, когда из армии возвращался, то тайком по огородам пробирался, чтобы не увидели. И все равно узнали и прибежали, все так лезли, что забор сломали и огород весь истоптали. Так уважали моего отца. Все село сбежалось, когда в отпуск пришел, тоже практически все жители прибежали.

Призвали меня в августе 1941 г., направили в Вольскую авиатехническую школу, где определили в 12-й запасной авиаполк курсантом. Учился на авиамеханика самолета до июня 1942 г., причем тренировали практически на всех типах самолетов, сначала были И-16, затем Илы и Яки. Как будущих техников нас учили: как заправлять самолет, устранять неисправности, надо сказать, что обучение ремонту считалось основной задачей. После сдачи экзаменов я был определен старшим авиамехаником самолета с поршневым двигателем в 735-й штурмовой авиаполк, куда прибыл в июле 1942 года. Всю войну я прошел в этом полку. В нашем полку летали на самолетах Ил-2.

https://iremember.ru/upload/content/pilots/luzgin/luzgin2.jpg
Товарищи-механики (слева направо) Климов В.В., Лузгин И.И., Литвинов И.Г.

За войну у нас сменилось очень много летчиков, потери были большими. Чинили в самолетах буквально все. Ил-2 являлись невероятно надежными машинами. Был в полку такой случай: сбили наш самолет под Великими Луками, он сел где-то на равнинной местности, его подсолнухами закидали. У этого штурмовика осколком пробило бензобак, так летчик срезал с валенка войлок, приложил к пробоине, болтами закрутил, вот так отремонтировал и рано утром взлетел. Немцы находились на одной стороне реки, а самолет по второй как вылетел, и один из немецких самолетов гнался за ним, но не догнал. Таким был наш штурмовик. Для Ил-2 самым страшным повреждением было попадание в крылья, и самым частым в бою, их всегда подбивали именно при пробитии крыла.

Время на ремонт у каждого самолета было разное. В полку неисправных машин было много. Иногда ремонтировали, иногда восстанавливали. Но все-таки основная работа заключалась даже не в починке, а в замене матчасти, у которой постоянно ресурс заканчивался, и мы меняли детали. Каждый день идет какая-то замена. Но с другой стороны, при должном и внимательном уходе Ил-2 - это очень надежный самолет. Кстати, мой последний штурмовик стоит на постаменте в Москве, когда его размещали, то меня вызвали в Москву, я «Илюшу» отрихтовал, покрасил и он до сих пор как новенький стоит!

У нас в полку на каждый самолет был прикреплен механик. Но в боевых условиях работали вместе, одни ремонтируют одно, к примеру, кабину, другие моторы и т.д. Кстати, какой-то строгой специализации не соблюдали, были механики-специалисты не только по штурмовикам, но и по истребителям. Если надо, соседям помогали.

В составе 735-го шап я все страны прошел: и Украину, и Молдавию, и Венгрию, и Румынию, и Австрию, и Чехословакию. Когда война закончилась, тогда нас перевели в Австрию. Так что весь юг Европы посмотрел. Из одного места на другое мы перелетали на своих самолетах, даже в Германии побывали.

- Как вы относились к Сталину, партии?
- Вся война прошла с именем Сталина. Стремились к одному: вперед и все. После того, как мой самолет как-то сбили, я его починил очень быстро и он смог вернуться в бой, там отличился, после чего меня приняли в партию без кандидатского стажа в 1943 году.

- Как складывались взаимоотношения с местным населением?
- К нам хорошо относились и в Австрии, и в Венгрии, и в Польше. Причем культуру после пересечения границы сразу же почувствовали, что называется, на себе: дома всегда на соломе спали, а там нам скамейки выделили.

https://iremember.ru/upload/content/pilots/luzgin/luzgin3.jpg
Со своим самолетом в Австрии, 1945 г. Cлева направо: Монжос Н.И., Садовников М.В., Россоха (техник звена), летчик Фоменко, Солодовников А.В., Лузгин И.И.

- Посылки из Германии отправляли?
- Когда я приезжал домой в отпуск из Германии, ничего не привез, когда демобилизовался, всем давали с собой мешок муки. Его и привез с собой.

- Под бомбежку Ваш аэродром попадал?
- Да, в первые годы войны немцы часто аэродром бомбили. Как-то ремонтировал самолет с механиком Литвиным, пролетел немецкий самолет, прострочил из пулемета, и Литвина в живот ранило, кишки вывернуло на песок. Как сейчас перед глазами стоит: он хватает их, к себе прижимает, падает, теряет сознание и умирает. В последнее время аэродромы тщательно охранялись зенитными орудиями и истребителями. Из личного оружия у меня был пистолет и автомат. Довелось его как-то применить. Я женился в Венгрии, жена лежала в роддоме, пошел проведать, и вижу, темно уже было, в будочке огонек горит. Первое время думал пройти мимо, но что-то толкнуло, и внутрь зашел, а там немец сидит. Как меня увидел, перепугался, поднял руки и сдался.

https://iremember.ru/upload/content/pilots/luzgin/luzgin5.jpg
Лузгин И.И. с любимой собакой эскадрильи

- Как мылись, стирались, вши были?
- Сталкивались. В печку кальсоны и все такое бросали, они там умирают, потом одеваем нижнее белье, и идем дальше.

- Чем вас кормили?
- Кормили и первым, и вторым, и третьим. Кормили хорошо.

- Предчувствия, приметы, талисманы имели место в полку?
- Были такие моменты, что самолет совсем неисправный и приходилось менять оружие. Тогда в полет провожали все механики, ведь новое оружие, может отказать. Такая традиция. Служил у нас техником Иванес, когда стояли в Польше, старая женщина дала ему в руки яйцо и сказала при этом:

- На, а то дам!

Потом и другим раздавала по 2-3 яйца. У нее сына также звали Иванес, мать его любила, и нас хотела сберечь.

- Женщины в части были?
- Да, в основном оружейницы, с одной из них, Рудниковой Галиной Афанасьевной, я в итоге и познакомился, она стала моей женой.

- Ваше отношение к замполитам?
- У нас были такие люди, начальство, мы с ними важных дел не имели.

- С особым отделом сталкивались?
- Мы делали все, что нужно, к нам претензий не предъявляли, а вот когда в Германию зашли, тогда начали выявлять советских военнопленных, активизировался наш особист, ведь кто-то попал в плен случайно, а некоторые добровольно сдавались. Их начали выявлять… не самая приятная история…

https://iremember.ru/upload/content/pilots/luzgin/luzgin6.jpg
Лузгин И.И. (слева) и Литвинов И.Г. Германия, 1945 г.

Я войну до конца прошел, после окончания войны мне даже отпуск дали на десять дней, и я съездил в свое село. Конечно, в войну много людей из Пятницкого погибло. Как уже говорил, после войны я сразу попал в Австрию, вскоре после переподготовки был переведен в состав истребительной эскадрильи, где я еще долго служил. Демобилизовался в 1947 году. Затем, уже в качестве гражданского специалиста, меня привлекали к организации воздушных парадов в Москве, был старшим техником звена.

https://iremember.ru/upload/content/pilots/luzgin/luzgin1.jpg
Участнику Воздушного Парада 1954 г. (буква С в слове Слава обслуживалась группой Лузгина И.И.)

Затем работал вербовщиком в Пятницком, отправлял женщин на Север, как-то выдали большую сумму денег, а я был в валенках и спрятал деньги в валенки. Кто-то заметил, представляете, один односельчанин хотел отрубить мне ноги, потом признался:

- Пожалел я тебя, так бы без ног остался.

В итоге переехал в Симферополь к брату. Купил дом возле аэропорта, пошел устраиваться на работу, а там как раз был нужен техник, и в тот же день я показал себя лучшим, сказался фронтовой опыт, на войне необходимо все очень быстро делать. Вскоре стал старшим механиком, потом назначили инженером, объезжал по точкам, но затем перешел обратно в механики, не захотел начальником быть. Проработал в общей сложности 20 лет авиатехником. В почете всегда был, как в школе собрание, вызывают, в президиуме сидел. Так прошла активная жизнь.

Интервью и лит.обработка: Ю.Трифонов
Стенограмма и лит.обработка: Д. Ильясова

Источник: Я помню. Воспоминания ветеранов ВОВ. Лузгин Иван Иванович. - URL: https://iremember.ru/memoirs/letno-tekh … ivanovich/ (дата обращения: 30.12.2017).

Отредактировано Миронов А.А. (2017-12-30 18:34:50)

0

2

В книге Донченко среди техников, механиков, мотористов, оружейников 1 гв. шак отмечен также и И.Лузгин.

"...
Не радовала и погода: все вокруг буквально тонуло в ледяной грязи, над полями носились массы мокрого снега вперемешку с дождем. Взлетать с грунтовых аэродромов приходилось, как тогда говорили авиаторы, «с плеч» технического состава. Авиаспециалисты брались за плоскости, приподнимали и раскачивали самолет, а пилот давал полный газ и начинал разбег.
Поистине титаническую работу выполняли техники, механики, мотористы, оружейники Е. Агалаков, И. Ефимов, В. Самсонов, А. Трусов, Н. Цигикало, Г. Цыбуля, В. Климов, А. Ксенофонтов, И. Лузгин, Н. Кульшан, Н. Качур, Д. Беседин, В. Миронов, А. Горбатов..."

Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. — К.: Политиздат Украины, 1988
http://militera.lib.ru/h/donchenko2/06.html

Отредактировано Миронов А.А. (2017-12-30 18:40:30)

0

3

Лузгин Иван Иванович

год рождения __.__.1922
сержант
место призыва: Пачелмский РВК, Пензенская обл., Пачелмский р-н

Медаль «За боевые заслуги»
http://uploads.ru/t/f/x/g/fxg8D.png
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/120/033-0686044-0027+004-0026/00000429.jpg&id=21646981&id=21646981&id1=b9649664f8ebd72ccffa65ce72a68695
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/120/033-0686044-0027+004-0026/00000430.jpg&id=21646986&id=21646986&id1=c6658f85bfd617784a4e51cd59b78d90

ПРИКАЗ
ПО 735 ШТУРМОВОМУ АВИАЦИОННОМУ ПОЛКУ, 266 ШТУРМОВОЙ АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ, 1 ШТУРМОВОГО АВИАЦИОННОГО КОРПУСА, СТЕПНОГО ФРОНТА

9 августа 1943 г.    №06/Н        Действующая Армия

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР
НАГРАЖДАЮ:
МЕДАЛЬЮ «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ»

4. Механика авиационного 2-й авиаэскадрильи сержанта ЛУЗГИНА Ивана Ивановича за то, что он отлично знает материальную часть самолета Ил-2 с мотором АМ-38, эксплуатирует грамотно. Содержит в хорошем состоянии и постоянной боевой готовности. За период боевых действий полка на Северо-западном, Воронежском и Степном фронтах отлично обслужил 37 боевых вылетов своего самолета. За отличную, примерную работу по подготовке своего самолета и выходы на боевое задание, от командования имеет ряд благодарностей.

1922 года рождения, член ВЛКСМ с 1941 года, русский, призван в РККА Пачелмским РВК Пензенской области.

Отредактировано Миронов А.А. (2012-06-09 11:14:30)

0

4

Лузгин Иван Иванович

год рождения __.__.1922
гв. ст. сержант
в РККА с __.__.1941 года
место призыва: Башмаковский РВК, Пензенская обл., Башмаковский р-н

Орден Красной Звезды
http://uploads.ru/t/h/S/J/hSJUa.png
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/418/033-0690155-7449+011-7446/00000128.jpg&id=45921554&id=45921554&id1=424685d25e7deee23e94cb6c984db266
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/418/033-0690155-7449+011-7446/00000129.jpg&id=45921555&id=45921555&id1=34e8afad797e517eb0e993a4c508b22d


За самоотверженный труд в деле восстановления матчасти и обеспечения 56 боевых вылетов в составе Воронежского фронта награжден Правительственной наградой медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ». Воодушевленный наградой тов. ЛУЗГИН с еще большей энергией и свойственной ему настойчивостью работает на материальной части обеспечивая боевые вылеты и самоотверженно, не считаясь с отдыхом, восстанавливая матчасть, подбитую над полем боя.
С 1 сентября 1943 года, после первой награды, тов. ЛУЗГИН обеспечил 139 боевых вылетов, произвел замену моторов на 4 машинах, сделал самостоятельно 15 крупных ремонтов, 152 мелких и 179 текущих ремонтов, эвакуировал и сдал в реморганы три машины, подбитых ЗА и ИА противника над полем боя в районе Кировограда.
В напряженные дни боевой работы обеспечивал по 3-4 боевых вылета в день, а в период Уманско-Хрестиновской операции из-за отсутствия достаточного количества механиков обслуживал боевые вылеты двух машин. В операциях при форсировании реки ДНЕПР тов. ЛУЗГИН попутно с обеспечением боевых вылетов произвел 6 полетов на боевое задание в качестве воздушного стрелка. Особенно упорно и самоотверженно работает над восстановлением матчасти, добиваясь быстрейшего ввода в строй поврежденной материальной части.
Так, 7.7.1943 в течение 12 часов вместе с мотористом произвел монтаж мотора после замены. К концу дня самолет вышел на боевое задание.
Культурный, грамотный технический работник. Отлично знает матчасть самолета Ил-2 и мотора АМ-38, содержит в чистоте и порядке. В системе командирской учебы неустанно повышает свой технический уровень.
За отличное обеспечение 139 боевых вылетов с 1 сентября 1943 года, за лично произведенные 6 боевых вылетов в качестве воздушного стрелка, за самоотверженный труд в деле восстановления матчасти представляю к Правительственной награде ордену «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

Отредактировано Миронов А.А. (2012-06-09 11:15:22)

0

5

Лузгин Иван Иванович

Орден Отечественной войны II степени
http://uploads.ru/t/v/c/d/vcdWo.png

год рождения __.__.1922
место рождения: Пензенская обл., Башмаковский р-н, с. Пятницкое
№ наградного документа: 81
дата наградного документа: 06.04.1985

В честь 40-летия Победы в Великой отечественной войне.

0