Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Шачнев Федор Васильевич 1918 г.р.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://moypolk.ru/soldiers/shachnev-fyodor-vasilevich

Шачнев Фёдор Васильевич
23.08.1918 - 1989
старший лейтенант
http://sa.uploads.ru/t/EhOWr.jpg
Родился 23 августа 1918  Пензенской области.
Во время Великой Отечетсвенной войны служил на Балтийском флоте на спасательном судне "Нептун" под командованием капитан-лейтенанта Ю.А.Могулы.

Цитата из книги "Краснознаменный Балтийский флот 1944-1945гг.": 24 июня 1941 года в устье Финского залива подорвался на немецких минах крейсер "Максим Горький". Для оказания ему помощи из Таллина вышел спасатель "Нептун" (командир Могула). Крейсер был быстро снят с мели, водотечность ликвидирована и он своим ходом в сопровождении эсминцев и спасателей пришел в Таллин.
Особая роль в аварийно-спасательном обеспечении кораблей флота и судоподъема принадлежала спасательным судам "Нептун", "Сигнал", "Метеор" и "Сталинец", которые на протяжении всей войны действовали в сложнейших боевых и гидрометереологических условиях. Личный состав судов показал образцы мужества и отваги.

Дед награжден: орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью "За оборону Ленинграда", медалью "За отвагу", медалью "За боевые заслуги"

Деда я почти не помню, его не стало, когда мне было 4 года.
Юлия Абрамова, внучка, г. Санкт-Петербург

https://vk.com/tallinskijperehod
http://sa.uploads.ru/t/gmnUq.jpg
баннер с фотографией Ф.В.Шачнева к открытию выставки "Таллинский переход" (к 75-летию), состояшемуся 30 июня 2016 в Музее подводных сил России им. А.И.Маринеско в Санкт-Петербурге

http://e-libra.ru/read/351718------.html
Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». – Л.: Судостроение, 1981

4 августа 1941 г. Л. В. Дубровицкий – командир эскадренного миноносца «Карл Маркс», который находился в Таллине, получил приказ войти в залив Харалахт для поддержки кораблей, несущих дозор на линии о. Вайндло – о. Кэри, и в случае необходимости поддержать артиллерийским огнем фланг армии в этом районе. Миноносцу придавались два катера – «морских охотника».
8 августа эсминец вошел в бухту Локса и ошвартовался у рыболовецкого пирса. На правый борт «Карла Маркса» подал швартовы «МО-229», на его палубе были принайтовлены бочки с бензином.
Примерно в 13 ч этого же дня корабль атаковали вражеские самолеты. По сигналу воздушной тревоги личный состав занял места на своих боевых постах, комендоры зенитных пушек и орудий главного калибра вели интенсивный огонь по самолетам. Корабль снялся со швартовов и, набирая ход, отошел от пирса.
На эсминец спикировали последовательно три самолета. Две сброшенные ими бомбы попали в корабль, одна разорвалась в машинном отделении. Возник пожар, загорелся мазут. Занялся огнем носовой торпедный аппарат, в котором находились подготовленные к бою торпеды. По приказу командира матросы развернули аппарат на борт и выпустили торпеды в море{362}. Катер же замешкался, и одна из бомб фашистского пикировщика угодила прямо в него. Катер вспыхнул, как факел, и мгновенно исчез под водой. От горящего бензина, разбрызганного при взрыве катера, заполыхал пирс.
Отражая налет самолетов, экипаж продолжал самоотверженную борьбу за жизнь корабля, но спасти его было уже невозможно. Корабль медленно оседал на грунт и вскоре погрузился в воду до верхней палубы.
С корабля на шлюпках начали перевозить в поселок Локса раненых. «Вся работа по эвакуации и устройству раненых, – пишет участник событий бригадный комиссар В. В. Корякин, – была возложена на помощника начальника политотдела эскадры политрука Л. С. Золотарева, оказавшегося смелым и энергичным политработником и хорошим организатором. При содействии директора школы поселка Локса Арнольда Микивера ему удалось развернуть в школе лазарет. Были найдены врач, медикаменты и всем раненым оказана первая помощь»{363}. Арнольду Микиверу с большим трудом удалось связаться с Таллином, откуда вскоре прибыли два автобуса и грузовая машина для эвакуации раненых.
Погибших моряков эсминца «Карл Маркс» похоронили на местном кладбище.
На следующий день в бухту пришли спасательное судно «Нептун» и два торпедных катера, чтобы снять оставшихся членов экипажа с эсминца «Карл Маркс». Отходили катера от пирса уже под пулеметным и автоматным огнем немецко-фашистских войск. Перед отходом они взорвали эскадренный миноносец.

http://interpolit.ru/blog/5_glavnykh_st … -02-19-451

Прорыв из Таллина

28-30 августа 1941 года состоялся прорыв из осажденного Таллина в Кронштадт около двухсот кораблей и судов. В том числе – боевого ядра флота во главе с крейсером «Киров».
Условия перехода были невероятно тяжелыми. Значительная часть фарватера простреливалась вражеской артиллерией, как с северного, так и с южного берегов Финского залива. На прибрежных аэродромах была сосредоточена вражеская бомбардировочная авиация. Положение усугублялось тем, что флот имел слишком мало тральщиков для борьбы с минами.
Во время перехода погибло 13 кораблей, в том числе 5 эсминцев. Среди них и «Яков Свердлов» – бывший «Новик» - родоначальник серии лучших в мире эскадренных миноносцев Первой мировой.
Еще более значительными были потери конвоев. Погиб 31 транспорт и вспомогательное судно. Все они были до отказа загружены людьми и ценными грузами. В Кронштадт прибыло 112 боевых кораблей и 23 транспорта. Данные о людских потерях весьма противоречивы – от 6 до 18 тысяч человек. В итоге, в Кронштадт было доставлено от 16 до 18 тысяч бойцов и командиров, которые значительно усилили оборону Ленинграда.

http://sovnavy-ww2.ho.ua/rescue/neptun.htm

http://s1.uploads.ru/t/pcZEh.jpg
спасательное судно "Нептун"

Тип "Нептун" - 2 единицы (Нептун, Сатурн)
http://sf.uploads.ru/t/o2eCa.jpg
Силуэт спасательного судна ''Нептун''
Водоизмещение 1679 т. Размерения 68.7 х 10.0 х 4.24 м. ГЭУ дизельная двухвальная, 2 х 900 л.с. Скорость 13.25 узла, дальность 7500 миль. Оборудование: два стационарных водоотливных насоса производительностью 100 т/ч каждый, переносные средства откачки воды производительностью 1500 т/ч, крамбол грузоподъемностью 50 т.

НЕПТУН
Зав. № 458. Заложен 25.06.1938 г. (з-д №194, Ленинград), спущен 23.02.1939 г., сдан заказчику 28.12.1940 г. и вошел в состав плавсредств ЭПРОН. С началом Великой Отечественной войны включен в состав АСС КБФ. Участвовал в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт.

http://litlife.club/br/?b=267820&p=39

В начальный период войны доблесть спасателей Балтики ярко проявилась в известном Таллинском переходе — при прорыве кораблей из Таллина в Кронштадт. Аварийно-спасательное обеспечение перехода осуществляли суда «Сатурн», «Нептун», «Колывань», «Метеор», морские и рейдовые водолазные боты. Действуя под непрерывными атаками вражеской авиации, в сложной минной обстановке, они оказали помощь многим судам и боевым кораблям, спасли многие сотни тонущих людей. Спасательный буксир «Метеор» один, без посторонней помощи, снял с камней теплоход «Казахстан» и увел от преследовавших фашистских самолетов. У острова Гогланд тот же буксир спас получивший тяжелое повреждение транспорт «Шяуляй».

На этом легендарном, героическом переходе, под непрерывным воздействием авиации противника, существенные потери понесли и флотские спасатели. От вражеских бомб погибла почти со всем экипажем «Колывань», «Сатурн», большую часть команды которого подобрали другие корабли; с повреждениями дошел до Кронштадта спасательный буксир «Метеор».

Посчастливилось «Нептуну» (командир Ю. А. Могула) и «Сигналу» (командир М. И. Сергеев), встречавшему корабли в районе Кронштадта. Надо сказать, что им «везло» на протяжении всей войны, хотя они всегда находились там, где особенно опасно. «Нептун» в августе 1941 года под бомбами спас экипаж эсминца «Карл Маркс», В ноябре — декабре того же года это судно в тяжелых ледовых условиях участвовало в эвакуации гарнизонов полуострова Ханко и острова Гогланд.

К концу сентября 1941 года, когда фронт под Ленинградом стабилизировался, район деятельности АСС флота значительно сузился, однако объем спасательных работ не уменьшился. Для приближения аварийно-спасательных сил к районам боевых действий были созданы нештатные группы АСС в островном районе главной базы (остров Лавенсари) и отделение АСС на Ладоге с несколькими группами и постами. В последующем эти подразделения стали штатными.

Большой объем спасательных и судоподъемных работ в условиях фронтовой обстановки был выполнен в 1942–1943 годах в островном районе Финского залива, в Кронштадте и Ленинграде. С мая и до конца 1943 года основные силы АСС были сосредоточены на обеспечении переброски войск и боевой техники на ораниенбаумский плацдарм. Систематический артобстрел и налеты вражеских самолетов не смогли парализовать деятельность флотских спасателей. Они приходили на помощь аварийным кораблям и судам в любое время суток, в любой обстановке, хотя и несли существенные потери.

После прорыва блокады Ленинграда, с началом продвижения сухопутных войск и флота на запад, на первый план в деятельности аварийно-спасательной службы выдвинулась задача обеспечения наступательных операций наших Вооруженных Сил. Спасательные суда «Нептун», «Сигнал» и «Метеор» следовали вместе с боевыми кораблями. Для действий в зонах, освобожденных от фашистских войск, портов советской Прибалтики, Польши, а затем и Германии формировались новые отряды АСС. Они были созданы в Таллине, Риге, Либаве (Лиепае), Варнемюнде, Пиллау (Балтийске), Свинемюнде (Свиноустье). В их быстром формировании и становлении большая заслуга принадлежит руководителям АСС КБФ М. Н. Чарнецкому и М. Н. Балтачи, командирам, инженерам и водолазным специалистам отрядов Е. С. Субботину, И. И. Демидову, Б. О. Найману, Ю. А. Могула, П. Г. Серебрякову, А. Н. Шмыреву, В. А. Михайлову, А. Н. Говорову, Н. Д. Родионову, К. Г. Гурвичу, А. Д. Разуваеву, Б. С. Казину, С. И. Рябкову, Н. В. Соколовой, А. Г. Константинову, Б. Н. Четверикову, Л. А. Дроздецкому и другим.

Наряду с аварийно-спасательным обеспечением боевых действий армии и флота подразделения АСС КБФ выполняли большой объем судоподъемных работ по заданиям Государственного комитета обороны.

Всего за годы войны балтийскими спасателями было снято с мели 99 судов и боевых кораблей общим водоизмещением 89 800 тонн, спасено 180 поврежденных судов и кораблей (169 000 тонн), оказана водолазная помощь 702 кораблям и судам.

0

2

http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1537639 … ilManAward
Шачнев Федор Васильевич
Звание: старшина 2 статьи
Место службы: с/к "Нептун"
Акт от: 27.11.1943 Издан: с/к "Нептун" Медаль "За оборону Ленинграда" удостоверение №АА-12102
http://uploads.ru/t/M/l/R/MlRHz.png

http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1108500 … ailManCard
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=7907187 … ilManAward
Шачнев Федор Васильевич
Год рождения: __.__.1918
старшина 2 статьи
в РККА с __.__.1938 года
место рождения: Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Н.-Лака
№ записи: 1108500499
приказ №108 от 31.05.1945 Издан: КБФ Медаль «За отвагу»
старшина радистов с/с "Нептун" АСО КБФ
С самого начала Великой Отечественной войны находится на с/к "Нептун" и активно участвовал во всех его операциях, а именно: обеспечивал четкую бесперебойную связь при обеспечении перехода и буксировки поврежденного КР "М.Горький", ЭМ "Сторожевой", при эвакуации гарнизонов гор. Таллина, Ханко, Гогланда и во всех остальных операциях с/к "Нептун"
http://uploads.ru/t/n/0/f/n0f3C.png http://s6.uploads.ru/t/1c2jv.jpg

http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1537458 … ilManAward
Шачнев Федор Васильевич
Звание: старшина 2 статьи
Место службы: 89 АСО БФ
Акт от 23.02.1946 Издан: 89 АСО БФ Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." удостоверение №Г-049570
старшина радистов, 89 аварийно-спасательный отряд КБФ
http://s6.uploads.ru/t/NgiVv.png

http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1522697 … ailManUbil
Шачнев Федор Васильевич
Год рождения: __.__.1918
место рождения: Пензенская обл., Вадинский р-н, д. Нагорная Лака
№ наградного документа: 21
дата наградного документа: 21.02.1987
Орден Отечественной войны II степени
http://uploads.ru/t/v/c/d/vcdWo.png

0

3

По всей видимости, супруга Федора Васильевича
http://moypolk.ru/sankt-peterburg/soldi … mihaylovna

Шачнева Ольга Михайловна
житель блокадного Ленинграда
http://s5.uploads.ru/t/OgRtr.jpg
Бабушка родилась в 1921 году в Петрограде.
Во время войны работала на Сталепрокатном заводе, состояла в химкоманде, тушила зажигательные бомбы. Осталась одна, отказалась от эвакуации. Работала на лесозаготовках,  госпитале на 24 линии Васильевского острова, ухаживала за ранеными, писала письма их родным.
Про неё рассказывается в книге об истории Сталепрокатного завода.
Труженик тыла, Шачнева Ольга Михайловна, награждена медалью "За оборону Ленинграда", медалью "За доблестный труд".

Юля Абрамова, внучка, г. Санкт-Петербург

0