Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. мы "заплатили" очень дорого... Из Пензенской области было призвано более 300 000 человек, не вернулось более 200 000 человек... Точных цифр до сих пор мы не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесет данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, прославлял ратными подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вадинский р-н с.Вадинск. Братское захоронение летчиков.

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Братское захоронение в с.Вадинск. Фото и схема расположения согласно карточки захоронения из ОБД Мемориал (числятся захороненными - 4 человека) - http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte … 1ba59110a4 :
1 Горюнов А. В. __.__.1922    сержант
2 Ермолаев Петр Васильевич __.__.1902    подполковник
3 Торловский Н. К. __.__.1910    майор  Тарловский Н.К.
4 Урсов Семен Иванович __.__.1909    майор

увеличить

0

2

3

летчики погибли 22 ноября 1942г., разбились возле Вадинска из-за обледенения самолета. Похоронены в братской могиле на северном (городском) кладбище Вадинска.

На месте падения самолёта на берегу Вадинского водохранилища к 375-летию Вадинска в 2011г.  установлен памятный камень - природный камень с памятной табличкой http://www.vestivad.ru/news-3-1473.html

http://www.gfi58.pfo.ru/?id=20503

10.05.2011 15:01
В Вадинском районе установлен памятник погибшим в годы войны летчикам

Памятный знак, оригинальный по форме природный камень с мраморной мемориальной доской, установлен в окрестности Вадинского водохранилища.
Вадинск не был прифронтовым городом, его не бомбила немецкая авиация. Но в далёком, суровом и морозном ноябре 1942 года, когда на Волге решалась судьба страны, над Вадинском произошла трагедия – потерпел крушение военный самолёт, который совершал перелёт в город Сталинград. Лётчики ценной своей жизни увели падающий самолёт от населённого пункта.
В память о героях лётчиках 6 мая 2011 года, в канун праздника Великой Победы и в год 375-летия Вадинска, был торжественно открыт памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
http://s5.uploads.ru/t/TOYsH.jpg
в день открытия памятника 6 мая 2011

Все праздничные мероприятия проводятся у мемориального комплекса.
Вадинский р-н с.Вадинск. Мемориальный комплекс

Отредактировано простомария (2017-05-05 11:49:05)

0

4

http://vadinsk.pnzreg.ru/culture/2013/02/1/16371490

Вадинцы почтили память летчиков, погибших в 1942 году
1.02.2013 16:29
http://s6.uploads.ru/t/fPVMz.jpg http://sd.uploads.ru/t/RT26a.jpg
памятник на месте гибели летчиков (установлен в 2011)

На месте крушения самолета у памятного знака, погибшим летчикам  20 ноября 1942 года над Вадинском, состоялось  возложение цветов.     
19 ноября 1942 года войска Донского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов перешли в наступление в районе Сталинграда. Войскам советской армии  требовалась поддержка. При передислокации авиационной дивизии на Сталинградский фронт 20 ноября из  Москвы с аэродрома Коробчеево Коломенского района, несмотря на нелетную погоду, поднялся на задание военный самолет, ведомый командиром экипажа старшим лейтенантом Василием  Шмелевым, который потерпел крушение в Вадинске, в районе водохранилища.
Вместе с командиром погибла и его оперативная группа старших офицеров 2-го бомбардировочного авиационного корпуса в составе:
- подполковника Петра Ермолаева, старшего помощника начальника оперативного отдела 2-го бомбардировочного авиационного корпуса;
- майора Семена Урсова, начальника химической службы 285 бомбардировочной дивизии;
- капитана Николая Тарловского , начальника оперативно-разведовательного отделения по оперативной части 285 бомбардировочной дивизии;
- сержанта Горюнова, авиамеханика военного самолета.
Командир самолета Василий Шмелев получил при падении самолета тяжелые ранения и скончался 19 декабря (почти через месяц), похоронен в Москве. Остальные члены боевого экипажа навсегда упокоены в Вадинске, похоронены они на сельском кладбище.
В течение двух лет клуб «Военный романтик» Вадинской средней школы вел поиск имен  летчиков.  В результате поисковой операции имена героев были установлены, налажена связь с родственниками погибших. На могиле погибших летчиков установлен памятник с их именами.
1 февраля, вадинцы почтили память погибших минутой молчания, возложили живые гвоздики к памятному знаку и на сельском кладбище – месте захоронения воинов.
http://s5.uploads.ru/t/Knz9U.jpg
памятник летчикам на кладбище с. Вадинск

Отредактировано простомария (2016-07-21 20:06:34)

0

5

Здравствуйте, Мария!

На табличке написано: "...выполнявших разведывательный полет к г.Сталинграду".
Однако, в  донесении на П.В.Ермолаева и Н.К.Тарловского написано, что погибли "при перебазировании из г.Коломна в г.Камышин".

0

6

Обратил также внимание, что у бортового авиамеханика сержанта Горюнова Алексея Васильевича местом авиакатастрофы в донесении указано "в районе южн. 2,5к Вадинска", а у Ермолаева Петра Васильевича, Тарловского Николая Карповича и Урсова (Урусоав) Семёна Ивановича в донесении указано "на поле севернее 6км с.Вадинск".
6 км севернее Вадинска - это район Русской Шуриновки.

0

7

возможно, командир экипажа

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6591075 Информация из донесения о безвозвратных потерях, 08.01.1943, упр. 2 ад осназ
Шмелев Василий Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1915
Место рождения Горьковская обл., г. Дор. Прашево, Плаксинский с/с
Последнее место службы 2 ад осназ
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 19.12.1942
Первичное место захоронения Московская обл., Щелковский р-н, ст. Монино, авиагородок
ЦАМО, ф. 58, оп. 18001, д. 1221
лейтенант, командир корабля
кадровый
Во время катастрофы самолета Ли-2 21.11.1942 получил ранения.
19.12.1942 умер, похоронен ст. Монино, авиагородок
жена Хемеляйнен Екатерина Самойловна, г. Богородск Горьковской обл.

Комментарий к донесению: под Вадинском 22.11.1942 разбился самолет Дуглас. В донесении сведений о том, что Шмелев Василий Михайлович разбился в Пензенской области нет.

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9397929 Информация из приказа об исключении из списков
Шмелев Василий Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1915
Последнее место службы 2 авиац. див. особ. назнач.
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 19.12.1942
ЦАМО, ф. 56, оп. 12220, д. 95
лейтенант, командир корабля 2 авиадивизии особого назначения
жена Хемеляйнен Екатерина Самойловна, г. Богородск

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260707242 Информация из списков захоронения
Шмелев Василий Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Воинское звание лейтенант
Дата смерти 19.12.1942
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Московская обл.
Место захоронения Щелковский р-н, Монинское авиационное кладбище расположено в закрытом академическом городке, около 2 км (по кривой) от центрального входа академии Гагарина на юго-вост. окраине городка

https://www.obd-memorial.ru/html/info.h … amp;page=1 Информация о захоронении
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Московская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 50-932
Первичное место захоронения Щелковский р-н, Монинское авиационное кладбище расположено в закрытом академическом городке, около 2 км (по кривой) от центрального входа академии Гагарина на юго-вост. окраине городка
Дата создания современного места захоронения __.07.1941
Дата последнего захоронения __.05.1945
Вид захоронения одиночные могилы братские могилы
Состояние захоронения удовлетворительное
Захоронено всего 33
Захоронено известных 33
Захоронено неизвестных 0
Кто шефствует над захоронением командир батальона охраны ВВА им. Гагарина

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=403830832 Книга памяти. Нижегородская область. Том 4 с.442
Шмелев Василий Михайлович род. 1920, дер. Большое Крашово Богродского р-на Нижегородской обл. Лейтенант. Умер от ран 19 дек. 1942.  Похоронен в п. Монино Щелковского р-на Московской обл.

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=403734391 Книга памяти. Нижегородская область. Том 13 с. 592
Шмелев Василий Михайлович род. 1915, дер. Пралевка Большеболдинского р-на Нижегородской обл. Лейтенант. Умер от ран 19 дек. 1942. Похоронен на ст. Монино Щелковского р-на Московской обл.

Памятник погибщим авиаторам на кладбище Монино http://trojza.blogspot.ru/2013/10/blog-post_10.html
http://s8.uploads.ru/t/xG9UK.jpg

Возложение цветов и свечей к монументу погибщим воинам на кладбище - день памяти и скорби 22 июня.
фото с официального сайта Монино http://www.monino-city.ru/index.php?mod … amp;part=4
http://s4.uploads.ru/t/ofL3a.jpg http://s0.uploads.ru/t/YBpmU.jpg

Скандал с состоянием захоронений лётчиков Великой Отечественной войны в Монино освещает пресса http://svpressa.ru/society/article/47175/ http://www.pravda.ru/society/fashion/mo … glected-0/  http://nvo.ng.ru/notes/2012-02-10/13_dachi.html  http://www.rus-obr.ru/ru-web/14171

http://se.uploads.ru/t/jJXdW.jpg
Памятник (стелла) Скорбящей матери (также называется Вечная слава авиаторам, павшим в боях за Родину - по тексту, написанному на памятнике) - монумент в Монино  рядом с кладбищем в память о погибших лётчиках (сооружен в 1967 г. по решению начальника гарнизона Маршала авиации С.А. Красовского. Авторы и исполнители: Б.М. Кунтыш, О.Г. Бережной, А.В. Терехов). У "Скорбящей матери" и памятника односельчанам проводятся мероприятия, посвященные Дню Победы http://150gimnasium.ru/child/project/001/sm.htm http://wikimapia.org/14256582/ru/Памятн … щей-матери -- http://www.monino-city.ru/index.php?ortupg=115

Отредактировано простомария (2016-07-21 20:38:13)

0

8

Дворянкин С.А. написал(а):

На табличке написано: "...выполнявших разведывательный полет к г.Сталинграду".
Однако, в  донесении на П.В.Ермолаева и Н.К.Тарловского написано, что погибли "при перебазировании из г.Коломна в г.Камышин".

Добрый день!
Камышин - это Волгоградская область, так что в Сталинградском направлении сомнений нет.
Если учесть, что 17 ноября 1942 в Камышине была большая мобилизация комсомольцев https://ru.wikipedia.org/wiki/Камышин , то понятно, что там наступал фронт и перебазивароние как раз логично.
Так что, про разведывательный полёт журналисты ошибаются.

Дворянкин С.А. написал(а):

Обратил также внимание, что у бортового авиамеханика сержанта Горюнова Алексея Васильевича местом авиакатастрофы в донесении указано "в районе южн. 2,5к Вадинска", а у Ермолаева Петра Васильевича, Тарловского Николая Карповича и С.И.Урсова в донесении указано "на поле севернее 6км с.Вадинск".
6 км севернее Вадинска - это район Русской Шуриновки.

надо уточнять, где стоит памятник - по-видимому, он поставлен по воспоминанием старожилов на том самом месте, где упал самолет, и это не Шуриновка.

Наверное, надо открыть отдельную тему? - потому что могила лётчиков находится на кладбище Вадинска, а памятник где-то отдельно, на берегу водохранилища

0

9

Мария, памятник установлен, видимо, в районе водохранилища:

простомария написал(а):

На месте крушения самолета у памятного знака, погибшим летчикам...
...который потерпел крушение в Вадинске, в районе водохранилища.


Это в нескольких километрах на юго-восток от центра Вадинска, примерно можно соотнести с местом гибели Горюнова, указанном в донесении.

+1

10

http://www.vestivad.ru/news-3-2622.html

03.12.2015
http://sd.uploads.ru/t/LR8cg.jpg
В музей Вадинской средней школы передана часть обшивки самолёта, экипаж которого в ноябре 1942 года погиб близ Вадинска
– Принёс нам элемент самолёта полицейский А. В. Пегов. Ему, в свою очередь, передал житель Большой Козлейки Виктор Фёдорович Иняев, которому нынешний музейный экспонат достался от старшего брата Ивана Фёдоровича Иняева. Надо же, хранили столько лет! Большое спасибо. Для нас теперь это очень ценная реликвия, – прокомментировала директор Вадинской средней школы Г. Н. Бураева.

0

11

http://vestivad.ru/news-22-3621.html

05.05.2017
Четыре судьбы соединились в одну
Великая Отечественная война… Как и любая другая, она словно соткана из трагедий – каждого отдельно взятого человека, каждой семьи, села, города, народа, страны…
Одни из самых страшных страниц в истории нашей Отчизны написаны кровью, собраны из множества фронтовых историй – похожих друг на друга и уникальных.
У моего родного небольшого села Вадинск тоже есть своя уникальная история, связанная с Великой Отечественной войной. Вот она.

Враг не дошёл до нашего края. Но волею судьбы близ Вадинска разбился самолёт 2-й авиадивизии особого назначения, экипаж которого 22 ноября 1942 года летел, несмотря на плохую погоду, при передислокации авиационной дивизии из Москвы, с аэродрома Коробчеева Коломенского района, на полевой аэродром Сталинградского фронта.
За три дня до этого войска Донского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов перешли в решительное наступление против немецких войск в районе Сталинграда. На помощь наступающим фронтам перебрасывались подкрепления из глубокого тыла.
Разбившийся близ Вадинска экипаж из пяти человек, как выяснилось позже, получил срочное боевое задание. Но в районе нашего села самолёт обледенел. Командир решил пойти на посадку. Выбрать для этого подходящее место мешал туман. Когда машина снизилась, лётчики увидели под крыльями населённый пункт… Это был Вадинск. Пилоты сделали всё, чтобы увести самолёт от домов – невероятными усилиями им удалось выровнять его. Но, едва вылетев за околицу, машина рухнула.
http://s8.uploads.ru/t/3yp5b.jpg
Н. К. Тарловский.  П. В. Ермолаев.     С. И. Урсов.  А. В. Горюнов.
При ударе самолёта о землю – сейчас это называют жёсткой посадкой – четверо членов экипажа погибли. Это подполковник Пётр Васильевич Ермолаев, майоры Семён Иванович Урсов и Николай Карпович Тарловский, сержант Алексей Васильевич Горюнов. Они захоронены в братской могиле на центральном кладбище села Вадинск.
Командир самолёта, старший лейтенант Шмелёв Василий Михайлович в катастрофе выжил, но от тяжёлых ранений, спустя месяц, он умер в госпитале столицы. В Москве и похоронен.
Я помню, когда училась только в 1-м классе в районной газете «Вадинские вести» увидела фотографию военного лётчика и узнала из статьи, что информацию о нём ищет его внучка. Тогда я впервые услышала от мамы в подробностях историю гибели вблизи от моего родного села экипажа самолёта, летевшего на важное боевое задание. Вскоре в газете вышла ещё одна публикация. История военных лётчиков, нашедших последний приют на нашей вадинской земле, запала в душу.
…Это сейчас много чего можно найти в Интернете. А в послевоенные годы, а именно когда при школе, в которой я учусь, открылся музей Боевой и Трудовой славы, информация собиралась буквально по крупицам, в том и числе о погибших лётчиках, а также об их родных. И, наверное, тогда, в 70-80-е годы прошлого века, основателем музея, фронтовиком А. Ф. Старцевым было сделано максимально возможное. На могилу лётчиков приезжали родственники. И кто бы мог подумать, что спустя десятилетия, спустя 20 лет со времени ухода из жизни самого Александра Фёдоровича, найдутся родные ещё одного из героев.
В преддверии очередной, 72-й годовщины Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, когда идёт масштабная подготовка к этому празднику, я решила полистать газетный архив и нашла в подшивке за 2009 год, когда страна уже начинала готовиться к 65-й годовщине Победы, две статьи: «Они сражались за Родину» и «Никто не забыт, ничто не забыто». Публикации были подготовлены по письмам, присланным в редакцию внучкой лётчика Н. К. Тарловского Ириной Аламовой, и по воспоминаниям свидетелей катастрофы военного самолёта, произошедшей в 1942-м году на вадинской земле.

Итак, в первом письме, пришедшем по электронной почте, Ирина Николаевна писала: «Здравствуйте, уважаемая редакция! Обращается к вам Аламова (Тарловская) Ирина Николаевна (проживаю в г. Одинцово Московской области), внучка Тарловского Николая Карповича – лётчика, погибшего в 1941 году.
По данным, имеющимся у нас, он похоронен в братской могиле с памятником в селе Вадинск Вадинского района Пензенской области. Мы очень долго искали могилу нашего деда и совершенно неожиданно нашли данные о его захоронении на сайте в Интернете.
Все данные и документы, имевшиеся у его жены Надежды Тарловской (в дальнейшем Андреевой) – моей бабушки (которая большую часть жизни жила в г. Минск), были утеряны после её смерти. Единственное, что знаю, самолёт был сбит. После этого дед прожил три дня и умер в госпитале.
Его сын Николай Николаевич Тарловский – мой отец, тоже не дожил до дня, когда нашлась могила отца. Он был военным врачом в звании полковника. Отец родом из Белоруссии (г. Минск), его отец тоже был белорусом.
Мы практически ничего не знаем о дедушке и о его военном прошлом, знаем только, что он призывался из города Бобруйск. Номер части не знаем, звание в момент гибели тоже. Утеряна и дата его рождения.
Может быть, вы поможете нам найти, уважаемая редакция, информацию о Тарловском Николае Карповиче, так как данные о его захоронении, сохранившиеся документы, возможно, личные вещи, могут храниться в местном архиве или музее. Очень просим вас помочь нам в поисках информации о дедушке.
Заранее выражаем вам благодарность, признательность и не теряем надежду.
Если позволят обстоятельства, обязательно приедем к 9 Мая 2009 года на могилу нашего деда в село Вадинск.
Прикрепляем единственную фотографию Н. К. Тарловского, сохранившуюся до сегодняшних дней. Очень надеемся на ваш скорейший ответ. Пожалуйста, помогите нам!»
На это письмо в газету пришли отклики. Хотя уже тогда, восемь лет назад, очевидцев авиакатастрофы практически не нашлось.
Но вот что рассказал житель Вадинска Геннадий Иванович Иняхин:
«События тех дней я помню очень хорошо, хоть тогда я учился в 6 классе.
Шла вторая половина ноября. Выпал снег, правда, немного. Было воскресенье. В тот день весь Вадинск был в очень густом тумане. Я находился дома. Вдруг раздался сильный гул. Пролетел самолёт, но его не было видно. Минут через 30-40 по Вадинску пошёл слух, что разбились лётчики. За повозками, на которых их везли в больницу, бежали ребятишки, плакали.
Я жил неподалёку, поэтому тоже побежал в больницу. Там увидел, как на носилках пронесли раненых и погибших. Потом мы узнали, что самолёт упал недалеко от села. В то время мимо проезжали козлейские колхозники (видимо, с базара), они-то и подобрали раненых и погибших и отвезли их в больницу.
Один пилот очень громко стонал – у него были перебиты ноги.
Я слышал разговор, что лётчик был сильно травмирован – его сразу увезли в Пензу, там он будто бы умер через три дня.
На следующий день, в понедельник, я собирался сходить на место аварийной посадки самолёта, но мне сказали, что там всё оцеплено военными, и близко никого не подпускают.
По рассказам других, я знал, что самолёт был двухмоторный: один, видимо, от удара отлетел далеко в сторону».
А вот воспоминания жителя деревни Кармалейка Николая Ивановича Богатырёва:
«Мне тогда было 11 лет. В тот день мы, деревенские ребятишки, поехали на салазках в лес за дровами. На землю опустился густой туман. Вдруг мы услышали гул самолёта – он как будто летел на нас, низко-низко. Нам было видно только одно его крыло.
Самолёт пролетел в сторону водохранилища. Мы услышали удар и подумали, что на нас сбросили бомбу.
На следующий день я узнал, что самолёт разбился. Мы решили с товарищами сходить его посмотреть. Перешли через Вад. Там мы увидели, что самолёт цел, упав он даже не горел. Была машина зелёного цвета, двухмоторная (один мотор отлетел метров на 70 в сторону). Возле самолёта никого не было. Мы залезли в него, всё там осмотрели, потрогали.
Вскоре со стороны Вадинска пришли военные, они нас поругали, один даже, чтобы напугать, стрельнул в воздух.
По разговорам я знал, что когда самолёт упал, мимо проезжали колхозники из Козлейки, которые подобрали раненых и погибших и доставили в больницу».
Тем временем информацию об авиакатастрофе, имевшуюся в музее Боевой и Трудовой славы Вадинской средней школы (она несколько иная, чем была у внучки Н. К. Тарловского, а о времени, причине гибели самолёта и его экипажа и вовсе недостоверная), а также фотографию могилы лётчиков, редакция, выполнив просьбу, отослала Ирине Аламовой. Вот что она написала в ответ:
«Здравствуйте, уважаемая редакция!
До глубины души тронута вашим письмом и информацией, которую вы передали. Благодарим вас всей нашей семьёй. Огромное вам человеческое спасибо!!! Теперь у меня есть возможность передать фотографию могилы-памятника дедушки его тётке (ей недавно исполнилось 85 лет) и дедушкиным племянницам в город Минск. Вы сделали нам огромный подарок в канун Дня Великой Победы! Мы в семье глубоко чтим этот праздник и необыкновенно счастливы, что наконец-то получили долгожданную информацию о дедушке!!! Ещё раз огромное спасибо! Очень надеемся, что будут ещё новые сведения и письма от очевидцев авиакатастрофы».
В редакционном архиве хранятся также ещё несколько писем, полученных по электронной почте от И. Н. Аламовой. Вот выдержки из них: «Действительно, некоторые данные не сходятся, но нужно учесть, что всё, о чём я знаю, получено со слов родственников, которым уже много лет. Возможно, память изменяет, возможно, что-то спутали. А возможно, следует написать в г. Бобруйск, откуда призывался дед. Может быть, там в военном архиве есть какие-либо данные.
Очень хотелось бы узнать от очевидцев, что произошло. Дополнительно такой вопрос: куда могли быть переправлены документы погибших лётчиков, в том числе и деда, где их сейчас можно отыскать? Если найдём документы, всё станет ясно окончательно. Ещё раз благодарю вас за помощь».
«Уважаемая редакция! Я очень рада, что нашли информацию о дедушке в школьном музее. Буду бесконечно благодарна за фотографии музея и памятника, и за любые сведения. Очень тёплые поздравления с праздником Великой Победы!»
Надо ещё сказать, что до связи внучки лётчика с редакцией «Вадинских вестей» в Вадинске не имелось фотографии Н. К. Тарловского, как, впрочем, и информации о нём. Даже в музее Боевой и Трудовой славы. Скан-копия фотографии, присланная Ириной Аламовой, была передана редакцией романтикам Вадинской средней школы.
Впоследствии, к сожалению, связь с внучкой лётчика Н. К. Тарловского прервалась. Наверное, по каким-то жизненным обстоятельствам (тогда у неё заболела дочка). Так и не приехала Ирина Николаевна на могилу деда.
…Вадинцы свято чтут память о погибших лётчиках. Ежегодно в День Победы у их могилы проводятся митинги. Звучит троекратный военный салют.
http://s8.uploads.ru/t/vZUWH.jpg
А шесть лет назад, в год 375-летия Вадинска (Керенска), 6 мая 2011 года, в преддверии 66-летия Победы, было увековечено и место авиакатастрофы. Оно находится близ Вадинского водохранилища. С его появлением у вадинцев стало больше одним священным местом и новой традицией – теперь ежегодно в День Победы к камню, на месте, как сейчас принято говорить, аварийной посадки самолёта возлагаются цветы.
К сожалению, не сохранена военная машина. Моя прабабушка рассказывает, что из металла самолёта местные умельцы мастерили ложки. Но один из жителей района кусок обшивки сберёг и в год 70-летия Победы передал его в музей нашей Вадинской средней школы. Виктору Фёдоровичу Иняеву элемент самолёта достался от старшего брата Ивана Фёдоровича Иняева. Таким образом, с их помощью экспозиция музея пополнилась новым экспонатом, который теперь привлекает особое внимание посетителей.
В 2017-м, 22 ноября, исполнится 75 лет со времени авиакатастрофы, произошедшей в 1942-м неподалёку от моего родного села и словно соединившей четыре судьбы военных лётчиков в одну…
Я считаю, что нам, вадинцам, самим потерявшим в той немыслимой битве, имя которой Великая Отечественная война, более 4 100 своих сынов из 7300 ушедших на фронт, (к слову, сейчас участников войны осталось совсем мало) выпала большая честь преклонять колена перед геройством лётчиков Петра Васильевича Ермолаева, Семёна Ивановича Урсова, Николая Карповича Тарловского, Алексея Васильевича Горюнова, отдавать им почести. К 9 Мая на могиле героев установлен новый памятник.
…Года неумолимо бегут вперёд, увеличивая временные расстояния между сороковыми прошлого столетия и нынешним веком. Но я верю, что всё новые и новые поколения моих односельчан, земляков будут так же трепетно относиться к тому, что сделали для нас наши деды, прадеды, прапрадеды и эти лётчики. И многие герои, подобные им, жившие долгие 1418 дней и ночей одной великой целью – победить. И победили. Ради нас, нынешних поколений, ради будущего. Ради того, чтобы каждый год в победном мае распускались алые тюльпаны, белоснежные гроздья душистой черёмухи, а вслед за ними – бархатные кисти сирени.

Алёна ЯКОВЛЕВА,
ученица 9 А класса МОУ СОШ с. Вадинск

Отредактировано простомария (2017-05-17 14:07:16)

+1

12

! в карточке захоронения 2014г. указано: дата смерти лётчиков - 19 ноября 1942, дата захоронения - 22 ноября 1942
в предыдущей карточке и в донесениях значится дата смерти - 22 ноября 1942

https://www.obd-memorial.ru/html/info.h … amp;page=1 Информация о захоронении
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Пензенская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 58-11/2014
Первичное место захоронения с. Вадинск, братская могила
Дата создания современного места захоронения 22.11.1942
Дата последнего захоронения 22.11.1942
Вид захоронения братская могила
Состояние захоронения удовлетворительное
Количество могил 1
Захоронено всего 4
Захоронено известных 4
Захоронено неизвестных 0
Кто шефствует над захоронением Вадинская средняя школа
http://sf.uploads.ru/t/967V8.jpg

0

13

Здравствуйте, Мария!

простомария написал(а):

! в карточке захоронения 2014г. указано: дата смерти лётчиков - 19 ноября 1942, дата захоронения - 22 ноября 1942
в предыдущей карточке и в донесениях значится дата смерти - 22 ноября 1942

В донесениях на П.В.Ермолаева, Н.К.Тарловского, С.И.Урсова указна дата гибели 22.11.1942г., дата захоронения 24.11.1942г. - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52486644 .
В донесении на А.В.Горюнова указана лишь дата гибели - 22.11.1942г. - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52473131 .

+1

14

Дворянкин С.А. написал(а):

указна дата гибели 22.11.1942г.

не понятно, откуда в 2014 году вдруг появилось 19 ноября.

0

15

http://vestivad.ru/news-3-3628.html

11.05.2017
За подвиг
5 мая в Вадинске на могиле лётчиков, погибших почти 75 лет назад, в ноябре 1942 года, недалеко от Вадинска, депутатом Законодательного собрания Пензенской области Г. Н. Бураевой установлен новый памятник.
http://s4.uploads.ru/t/SEBqs.jpg http://s6.uploads.ru/t/cJHTW.jpg http://s5.uploads.ru/t/9juqg.jpg http://s8.uploads.ru/t/FQTe3.jpg http://s4.uploads.ru/t/VpZ7U.jpg http://se.uploads.ru/t/6bLKv.jpg http://s2.uploads.ru/t/7uZhF.jpg

+1

16

Спасибо за памятник, но желательно придерживаться типажа самолетов (если разбился самолет 2-й адон, то наверняка Ли-2, на памятнике - истребитель...)

+1

17

Здравствуйте, Сергей Алексеевич!

Согласен, конечно, что нужно прорабатывать детали, прежде чем "отливать" памятник в граните, но уже хорошо, что к нам возвращается чувство долга перед ушедшими поколениями, возвращается совесть.

В донесении указано, что Ермолаев П.В., Тарловский Н.К. и Урсов (Урусов) С.И. разбились на самолёте Дуглас, на чём летел А.В.Горюнов неизвестно - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52473131 .

В СССР поставлялись 2 модели Дугласов: бомбардировщик Дуглас А-20/Бостон и транспортный Дуглас С-47/Дакота ( http://www.airpages.ru/uk/gs_uk60.shtml ).

Бомбардировщик Дуглас А-20 (он же "Бостон", "Хэвок"), экипаж 3 человека
http://sf.uploads.ru/t/eJYzX.jpg
Источник: http://www.airwar.ru/enc/aww2/a20g.html , http://pretich.ru/articles.php?article_id=583

Транспортный самолёт Дуглас С-47 (он же Дакота), экипаж 3 человека
http://sg.uploads.ru/t/jL1gy.jpg
Источник: http://www.airwar.ru/enc/cww2/c47.html, http://aviadejavu.ru/Images6/AP/AP10-2/v2-1.jpg
http://s2.uploads.ru/t/IGK9L.jpg
Ли-2 ( http://aviadejavu.ru/Images6/AP/AP10-2/v2-3.jpg )

+1

18

Дворянкин С.А. написал(а):

В СССР поставлялись 2 модели Дугласов: бомбардировщик Дуглас А-20/Бостон и транспортный Дуглас С-47/Дакота

Думаю, что Сергей Алексеевич прав - очень вероятно, что это был Ли-2, т.е. Дуглас нашего производства. Их как раз с 1942 года начали производить.

Дворянкин С.А. написал(а):

на чём летел А.В.Горюнов неизвестно

свидетели описывают падение только одного самолета. Нет нигде указаний, что самолетов было несколько.

0

19

Здравствуйте, Мария!

простомария написал(а):

Думаю, что Сергей Алексеевич прав - очень вероятно, что это был Ли-2, т.е. Дуглас нашего производства.

И какие у Вас для этого основания? Я в документе вижу "Дуглас".

простомария написал(а):

свидетели описывают падение только одного самолета. Нет нигде указаний, что самолетов было несколько.

Художественный фильм "ДМБ": "- Ты суслика видишь? - Нет. - И я нет. А он есть!" :)
Мария, вы считаете, что один самолёт может упасть дважды? Или как Вы для себя объясняете разные места гибели у Горюнова из 2-й адон и у офицеров 2-го ак?

0

20

Дворянкин С.А. написал(а):

Мария, вы считаете, что один самолёт может упасть дважды? Или как Вы для себя объясняете разные места гибели у Горюнова из 2-й адон и у офицеров 2-го ак?

Сергей Анатольевич, а Вы считаете, что практически в одном и том же месте в одно и то же время могли упасть два разных самолета, не будучи сбитыми?

Дворянкин С.А. написал(а):

Я в документе вижу "Дуглас"

Ли-2 - это тоже "Дуглас".

воспоинания жителей Вадинска

Геннадий Иванович Иняхин написал(а):

Шла вторая половина ноября. Выпал снег, правда, немного. Было воскресенье. В тот день весь Вадинск был в очень густом тумане. Я находился дома. Вдруг раздался сильный гул. Пролетел самолёт, но его не было видно. Минут через 30-40 по Вадинску пошёл слух, что разбились лётчики....
По рассказам других, я знал, что самолёт был двухмоторный: один, видимо, от удара отлетел далеко в сторону

Николай Иванович Богатырёв написал(а):

...На землю опустился густой туман. Вдруг мы услышали гул самолёта – он как будто летел на нас, низко-низко. Нам было видно только одно его крыло.
Самолёт пролетел в сторону водохранилища. Мы услышали удар и подумали, что на нас сбросили бомбу.
На следующий день я узнал, что самолёт разбился. Мы решили с товарищами сходить его посмотреть. Перешли через Вад. Там мы увидели, что самолёт цел, упав он даже не горел. Была машина зелёного цвета, двухмоторная (один мотор отлетел метров на 70 в сторону). Возле самолёта никого не было. Мы залезли в него, всё там осмотрели, потрогали. ...

Итак, свидетели говорят об одном двухмоторном самолете зелёного цвета.
Туман также упоминается в донесениях о гибели Тарловского и Ермолаева, как и в воспоминаниях свидетеля.

2-я адон летала на ПС-84, ЛИ-2, С-47 (названия зафиксированы в наградных листы 1944г. Егора Ивановича Быкова http://podvignaroda.ru/?#id=32038418&am … ilDocument http://podvignaroda.ru/?#id=40369945&am … ilDocument )
Наградной лист 1943г. Николая Дмитриевича Барановского: "работает в должности штурмана корабля старшего на самолете ЛИ-2 с октября 1942... 41 боевой вылет по транспортировке грузов и людей к линии фронта" http://podvignaroda.ru/?#id=16542912&am … ilDocument
Прокуроров Анатолий Иванович "с сентября 1942 на самолете ЛИ-2 произвел 243 маршрутных полета. Их них: 49 боевых вылета по транспортировке грузов и людей к линии фронта" http://podvignaroda.ru/?#id=16542912&am … ilDocument (наградной лист 1943г.)
т.е., по наградным листам, во 2 адон уже с августа 1943 летали на ЛИ-2.
Название самолетов в наградных листах зафиксировано по состоянию на 1943г. Название "Дуглас" ни в одном наградном листе из рассмотренных не зафиксировано.
ПС-84 - это тоже модификация лицензионного Дугласа - более ранняя, гражданская, производимая у нас.
Если учесть, что название "ЛИ-2" появилось только в 1942г. и оно могло быть непривычным относительно более знакомого названия "Дуглас"
Ну и само собой, и Дуглас, и Ли-2, и даже ПС-84 - это транспортные самолеты, способные вместить и груз, и людей. т.е., 4 летчика там могли разместиться спокойно.

"Дуглас" указан в донесениях о гибели Тарловского, Ермолаева и Урсова (2 бак 285 ббад), но не указан в донесениях о гибели Горюнова (2 адон)
Если я правильно идентифицировала донесения на командира разбившегося самолета - Шмелева, то там четко указан ЛИ-2.

Вопрос о том, был ли на балансе 2 адон или 2 ак "Дуглас" американского производства (из числа довоенных, например, бывших в Аэрофлоте, или новых, поставленных по лендлизу) - пока оставляю открытым из-за недостаточности информации. Надо искать или состав авиапрака частей или прояснять конкретную судьбу каждого из американских самолетов, коих было не так много.

Итак, 2-я адон, где служил А.В.Горюнов  - это правительственная дивизия, занимавшаяся перевозками людей и грузов, в том числе первых лиц. Естественно, квалификация высочайшая.
Что такое 2 бак 285 ббад? Из названия очевидно, что это бомбардировщики (см. http://allaces.ru/sssr/struct/d/bad285.php  ). Причем, среди летевших было начальство: С.И.Урсов - начальник химической службы, н.К.Тарловский и П.В.Ермолаев - помощники начальника оперативного управления
На чем летали бомбардировщики?
СБ, Пе-2 (наградные листы от декабря 1942 Григория Павловича Минеева, 205 пббап 285 ббад  http://podvignaroda.ru/?#id=10915972&am … ilManAward и Якова Никитовича Стаханова из той же части http://podvignaroda.ru/?#id=10915983&am … ilManAward ) и т.д.

Отсюда напрашивается вывод, что "Дуглас" должен был принадлежать 2-й авиадивизии особого назначенияи для бомбардировочной авиадивизии был не очень знакомым.
Поэтому выдвигаю предположение, что они могли "на слух" записать в свое донесение разговорное название разбившегося самолета.
И у бомбардировщиков указаны другие координаты падения, но самолет - "Дуглас". Получается, они не вылетали на место гибели для расследования.
Более того, в наградном листе  главного штурмана 2 бак подполковника Якушева указано, что с ноября 1942 при перебазировании корпуса из Москвы на Донской фронт, "несмотря на сложные метеоусловия, при перелете не было ни одного случая потери ориентирования"  http://podvignaroda.ru/?#id=4008965& … ilDocument
вряд ли можно было бы так написать, если бы они потеряли хоть один самолет
http://s0.uploads.ru/t/DL54Z.jpg

0

21

http://vestivad.ru/news-10-3646.html

17.05.2017
«ГЕРОИ ДОСТОЙНЫ ХОРОШИХ ПАМЯТНИКОВ»
В преддверии 72-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 5 мая 2017 года, состоялось торжественное открытие обновлённого обелиска.
Директор Вадинской средней школы и депутат Законодательного собрания Пензенской области в одном лице Галина Николаевна Бураева решила, что герои Великой Отечественной войны достойны иметь облагороженное захоронение и современный памятник.
Несколько лет назад, когда однажды ей выпала честь выступать в День Победы на ежегодном митинге, проходящем на могиле упокоившихся в Вадинском крае офицеров, не могло не броситься в глаза, что памятик – мраморная плита, обрамлённая кирпичом – изжил себя.
Решение принималось на семейном совете: Бураевы поставили перед собой цель обновить надгробие непременно в 2017-м. 22 ноября, как уже информировала наша газета ранее, исполнится 75 лет со времени произошедшей в небе над Вадинском авиакатастрофы.
Когда заказанный заблаговременно, чтобы успеть ко Дню Победы, памятник был готов, его установке предшествовала двухдневная работа по демонтажу старого, ставшего ветхим, неприглядным, надгробия и ограды. На помощь пришли члены Совета отцов, который в Вадинской средней школе возглавляет супруг Г. Н. Бураевой Александр Викторович.

На установке нового памятника и благоустройстве могилы трудились вместе с ним его брат Михаил Викторович Бураев, Игорь Николаевич Тришкин и Александр Павлович Дашунин.
Во время водружения на постамент главного элемента надгробия двухсоткилограммовой плиты – понадобилась помощь ещё четверых добровольцев.
Буквально накануне открытия памятника, поздно вечером, благоустроительные работы на могиле лётчиков были завершены.
А 5 мая, в полдень, на центральном кладбище села Вадинск состоялся митинг, посвящённый открытию нового обелиска. На мероприятии, ставшем, бесспорно, знаменательным для Вадинска, присутствовали главным образом ученики Вадинской средней школы (6-10 классов) – члены клуба «Военный романтик», а также их наставники, другие приглашённые.
Ведущие – юнармеец, ученик 10 класса Вадим Петяев и заместитель директора по воспитательной работе М. В. Крамина – сообщили о целях и задачах мероприятия, организованного в преддверии 9 Мая.
Об авиакатастрофе военного самолёта, поисковой работе и связи трагедии 75-летней давности с современностью участникам митинга рассказала ученица 9 А класса Вадинской средней школы Алёна Яковлева. Всерьёз увлекаясь краеведением, девятиклассница интересуется и историей аварийной посадки в 1942-м рядом с райцентром военного самолёта. Ещё в год 70-летия Победы, в 2015-м, она выполнила творческую работу-исследование «Четыре судьбы соединились в одну», которая была направлена на Всероссийский конкурс «Герои Великой Победы» и областной «Победа далёкая и близкая» – в номинации «Лучшая литературная работа». В первом случае организаторами конкурса сочинение отмечено Сертификатом участника и памятной медалью. На региональном уровне работа вошла в число победителей.
Являясь членом клуба «Военный романтик» и экскурсоводом музея Боевой и Трудовой славы, школьница продолжает свои исследовательские изыскания, касающиеся авиакатастрофы.
На митинге также выступила руководитель школьного музея Г. Г. Дорохова, рассказав, что уход за могилой лётчиков является в школе одной из сторон патриотического воспитания.
Глава администрации Вадинского сельсовета А. П. Дашунин поблагодарил за благородную инициативу семью Бураевых, озвучив также пожелание, чтобы таких людей было в Вадинске больше.
Депутат Законодательного собрания, директор Вадинской средней школы Г. Н. Бураева поведала присутствовавшим о том, что побудило её заняться приведением в надлежащий, более того, достойный вид захоронения лётчиков. Галина Николаевна выразила надежду, обратившись, прежде всего, к подрастающему поколению, что и в будущем найдутся последователи её поступка. А пока школьникам предстоит продолжать шефствовать над могилой, как они делают это уже не одно десятилетие.
Дочь фронтовика А. Ф. Старцева О. А. Козлова поделилась воспоминаниями о том, как когда-то давно, много-много лет назад, в послевоенные годы отец, будучи человеком неравнодушным, первым занялся благоустройством захоронения членов экипажа разбившегося самолёта и приобщил к этому её, совсем ещё маленькую девочку. Александру Фёдоровичу удалось узнать прежде неизвестные имена лётчиков, разыскать их семьи. Долгое время Старцевы поддерживали связь с родственниками подполковника П. В. Ермолаева и майора С. И. Урсова.
Ольга Александровна, подчеркнув, что могила лётчиков-героев является святым местом, поблагодарила народного избранника Г. Н. Бураеву и военных романтиков школы, а также тех, кто в душе ими остаётся – членов Совета отцов школы – за продолжение дела её отца по сохранению памяти не только о воевавших в годы Великой Отечественной войны вадинцах, но и о тех, кто родился не в нашем крае, но волею судьбы упокоился в вадинской земле.
Все присутствовавшие почтили память лётчиков минутой молчания. Прозвучал троекратный военный салют. Вадинцы возложили на могилу цветы.

Прямая речь

http://s5.uploads.ru/t/GQLkY.jpg
Г. Н. Бураева, депутат Законодательного собрания Пензенской области, директор Вадинской средней школы:

– Как бы далеко не уходили от нас те далёкие годы, боль от огромных потерь будет с нами долго, всегда. Страна потеряла лучших своих сынов и дочерей.
Я решилась на такой поступок, как обновление захоронения лётчиков, потому, что Великая Отечественная война коснулась и нашей семьи. С фронта не вернулись два моих деда и два деда моего мужа…
Я вспоминаю: мама рассказывала о том, как они ждали отца с войны, не помня его образа, – солдат ушёл на фронт, когда детям было от 2 до 4 лет. А потом горел дом, и не осталось даже фотографии…
Изучая литературу и доступную информацию в интернете, я узнала, что мои деды погибли – один под Сталинградом, второй под Курском. Я узнала также, что есть мемориальные доски, где высечены имена моих родных. Я горда тем, что в нашей России хранят память о тех, кого даже не знают, но знают, как много они сделали, чтобы приблизить Победу.
Я не могу поставить памятник своим дедам. Но увидев однажды могилу лётчиков, я подумала и решила, что надо помочь сделать новый памятник им. Все усилия были приложены, чтобы осуществить это в год 75-летия со дня авиакатастрофы.
…Наши солдаты достойны памяти о них, памяти об их истинном героизме. Герои достойны хороших памятников.

Алла ЯКОВЛЕВА

0

22

Здравствуйте, Мария!

простомария написал(а):

Сергей Анатольевич, а Вы считаете, что практически в одном и том же месте в одно и то же время могли упасть два разных самолета, не будучи сбитыми?

Я ничего не считаю, я читаю документы, в которых указаны 2 места гибели летчиков. А по поводу 2-х разбившихся (вернее, 4-х) не сбитых самолётах можете почитать и на нашем сайте - см. Пачелмский р-н Пачелма. Братское захоронение летчиков. .

простомария написал(а):

Ли-2 - это тоже "Дуглас".

Это Вы так считаете, для меня Дуглас - это Дуглас, Ли-2 - это Ли-2.
Про воспоминания я лучше промолчу.

простомария написал(а):

Если я правильно идентифицировала донесения на командира разбившегося самолета - Шмелева, то там четко указан ЛИ-2.

Если правильно, то указан Ли-2. А если нет? :) Если даже Шмелёв был командиром одного из потерпевших самолётов, то кто вместе с ним летел, пока неизвестно.

простомария написал(а):

На чем летали бомбардировщики?
СБ, Пе-2 (наградные листы от декабря 1942 Григория Павловича Минеева, 205 пббап 285 ббад  http://podvignaroda.ru/?#id=10915972&am … ilManAward и Якова Никитовича Стаханова из той же части http://podvignaroda.ru/?#id=10915983&am … ilManAward ) и т.д.

Отсюда напрашивается вывод, что "Дуглас" должен был принадлежать 2-й авиадивизии особого назначенияи для бомбардировочной авиадивизии был не очень знакомым.

Мария, если Вы считаете, что Ли-2 - это Дуглас, а я считаю, что Ли-2 - это Ли-2, означает ли это, что остальные эксперты нашего сайта будут считать Ли-2 Мессершмидтом?

простомария написал(а):

И у бомбардировщиков указаны другие координаты падения, но самолет - "Дуглас". Получается, они не вылетали на место гибели для расследования.

??

0

23

ВАДИНСКАЯ АВИАКАТАСТРОФА: ЛЕГЕНДА И РЕАЛЬНОСТЬ

  № 18 от  03.05.2017 года                     Областная газета «Наша Пенза»

22 ноября 1942 года вблизи Вадинска произошла авиакатастрофа — разбился военно-транспортный самолет. Часть экипажа и находившихся на борту пассажиров погибли. Причина аварийной посадки самолета точно не установлена. Полуофициальная версия, на протяжении десятилетий культивирующаяся в Вадинске, — «обледенение» фюзеляжа и крыльев авиационного аппарата. На самом деле, по утверждению автора статьи, к авиакатастрофе привели плохие погодные условия и… человеческий фактор.

Жесткая посадка

Военно-транспортный самолет ЛИ-2  взлетел с аэродрома Коробчеево Коломенского района Подмосковья и взял курс на Камышин, расположенный под Сталинградом. Самолет пилотировал командир, старший лейтенант Василий Шмелев, уроженец Нижегородской области. Экипаж предположительно  состоял из четырех человек. Кроме командира (первого пилота) в экипаж по военному нормативу 1942-го входили: штурман (второй пилот), стрелок-радист и бортмеханик (авиатехник). Последний известен. Им был сержант Алексей Горюнов, уроженец Тверской области.
В качестве пассажиров летела группа офицеров 2-го бомбардировочного авиационного корпуса из 8 — 10 человек. Точное их число до сих пор неизвестно. Они представляли оперативно-разведывательные, химические и прочие службы воинского соединения.

Справка

Самолет ЛИ-2 использовался в годы войны как бомбардировщик и транспортник. Выпускался в Ташкенте, куда был перебазирован авиазавод из подмосковных Химок. ЛИ-2 являлся военной версией гражданского ПС-84, собиравшегося до войны на основе лицензионной документации. Лицензия же была закуплена у американской авиастроительной компании «Дуглас эйркрафт».
Базовая модель ПС-84 — «Дуглас ДС3». Военная модификация «Дуглас ДС-3»  называлась «Дуглас С-47». Это был популярный во многих странах средний военно-транспортный самолет. Начиная с сентября 42-го американцы по ленд-лизу поставили нам 707 таких машин.
Внешне «Дуглас С-47»  и ЛИ-2 было трудно отличить. Путались даже специалисты. На «Дуглас С-47»  в конце 1943-го летал на знаменитую Тегеранскую конференцию Сталин. «Американец»  более совершенен, отличался повышенной комфортностью и надежностью. К самолетам «Дуглас»  обоих модификаций (и нашей, и американской) фронтовики относились тепло, с уважением.
ЛИ-2 считался одним из лучших транспортников за свои высокие летные и технические характеристики. С учетом же количества грузов, боеприпасов, которые сбрасывались партизанам с ЛИ-2, значение этого самолета в нашей победе трудно переоценить.
«Обледенение»  крыльев и фюзеляжа машине не особо страшны, поскольку она предназначалась для работы в северных широтах.  «Дуглас С-47»  к тому же оборудовался специальным техническим устройством против обледенения.

Накануне, 19 ноября, под Сталинградом началось грандиозное наступление советских
войск. Донскому, Сталинградскому и Юго-Западному фронтам, осуществлявшим наступательные действия, потребовалась дополнительная воздушная поддержка. 2-й бомбардировочный авиационный корпус, дислоцировавшийся в Подмосковье и являвшийся резервом Верховного Главнокомандования, планировалось перебросить под Сталинград. Основным боевым самолетом корпуса были знаменитые пикирующие бомбардировщики ПЕ-2. С целью разведки позиций для передислокации частей соединения командование направило группу специалистов. Несмотря на нелетную погоду, решили рискнуть. Все понимали, что обстановка на фронте не допускает промедления.
Последующий ход событий можно лишь предполагать. Самолет из-за густой облачности потерял ориентировку. Экипаж принял роковое решение о снижении. Аппарат, вынырнувший из облаков, зацепил крыльями… трубу овчарни!  Дело происходило, скорее всего, в темное время суток. Видимость оставляла желать лучшего. Летчики либо не заметили высотное сооружение, либо не успели среагировать.
К тому же рельеф местности отличался своеобразием. Летательный аппарат оказался как бы зажат меж двух лесных склонов.
Самолет получил повреждения и летел прямо на склон, обойти который не было никакой возможности. Осознав в считанные секунды трагизм ситуации, командир принимает  решение о жесткой посадке прямо на близлежащее заснеженное поле.
Экипажу удалось посадить машину, но… винты работали довольно мощно, и транспортное средство закрутило. Возможно, опасаясь возгорания, летчики начали выпрыгивать из кабины и пассажирского салона. В темноте, суматохе попадали под рубящие винты.
Характер травм членов экипажа и пассажиров прямо указывал на такой разворот событий. 
Сразу погибли три офицера-специалиста: подполковник Петр Ермолаев, майор Семен Урсов и капитан Николай Тарловский. Член экипажа авиатехник сержант Алексей Горюнов также скончался на месте. Командир старший лейтенант Василий Шмелев получил тяжелые травмы и был госпитализирован в авиагородок Монино Щелковского района Московской области. Спустя месяц пилот скончался. Захоронен там же, в Монино, на мемориальном кладбище.
Представлявшие службы корпуса офицеры, за исключением троих своих коллег, остались живы. Повезло и двум членам экипажа: штурману и стрелку-радисту. Выжившие отделались переломами конечностей, ушибами. Травмированных летчиков привезли в вадинскую больницу, где им оказали первичную медицинскую помощь. Сюда же доставили тела их товарищей. Спустя несколько дней, погибших похоронили на центральном кладбище Вадинска.

ЛИ-2 или «Дуглас» ?

Жители села Большая Козлейка Иван Федорович и Виктор Федорович Иняевы, будучи в то время мальчишками, живо интересовались всем происходящим. По их свидетельству, с аварийного самолета приехавшие специалисты поснимали все оборудование, приборы, пулеметы. Корпус самолета по весне перед пахотой оттащили на край поля, где он, никому не нужный, ржавел вплоть до 90-х годов, в начале которых  ушлые вадинские жители корпус сдали в пункт приема металлического лома.
Версия об «обледенении»  самолета появилась, по всей видимости, из сообщения командования о гибели капитана Тарловского: «Выбыл 22.11.1942 при перебазировании из г. Коломна в г. Камышин на самолете «Дуглас». Самолет попал в туман, обледенел и врезался в землю на поле севернее 6 км села Вадинск (Керенск)».  В сообщении есть накрутки и неточности. Если бы самолет действительно «врезался в землю»,  никто бы не выжил! Произошел взрыв, пожар и… от летчиков остались бы лишь фрагменты тел.
Неточно указано место жесткой посадки — «6 километров севернее Вадинска», но это район  деревеньки Русская Шуриновка! По воспоминаниям Иняевых, аварийное приземление произошло совсем в другом месте — примерно в километре от памятного знака погибшим летчикам у Вадинского водохранилища.
Вопросы вызывает марка самолета. В военном рапорте о Тарловском фигурирует «Дуглас».  На сайте «Бессмертный полк»  опубликована информация о командире борта  Шмелеве: «Родился в деревне Крашево (сейчас Богородский район Нижегородской области) в 1915 году. Перед
войной окончил летное училище и служил в Эстонии. В войну был командиром воздушного судна. Во время катастрофы ЛИ-2 получил ранения и умер. Похоронен на станции Монино, авиагородок».
Какой же самолет разбился под Вадинском: ЛИ-2 или «Дуглас»?
Более вероятен вариант
ЛИ-2, указанный в информации о командире судна. «Дуглас» в донесении о Тарловском, скорее, название самолета в обиходе у авиаторов. Просто «Дуглас», а не конкретная марка! 

Вместо эпилога

Вадинцы свято хранят память о погибших летчиках. Ежегодно
9 Мая возлагают венки и цветы на братскую могилу военных авиаторов. Произносятся торжественные речи. Священнослужители совершают панихиду. Некоторые ораторы, передергивая факты, утверждают, что «летчики ценой своей жизни увели падающий самолет от населенного пункта». Реальность, как всегда, несколько отличается от легенд. Интерпретировать события по-своему не надо. Лучше уж говорить правду, какая бы она ни была. От этого военные заслуги летчиков, погибших на вадинской земле, нисколько не приуменьшатся. Они сражались за Родину, достойно выполняли воинский долг. Честь и хвала нашим доблестным рыцарям неба!

Валерий Капленков

0

24

Здравствуйте, semen!

Спасибо!
Источник: http://www.npenza.ru/articles/view/id/2507.html

Причина аварийной посадки самолета точно не установлена.

На самом деле, по утверждению автора статьи

Экипаж предположительно  состоял из четырех человек.

Кроме командира (первого пилота) в экипаж по военному нормативу 1942-го входили: штурман (второй пилот), стрелок-радист и бортмеханик (авиатехник).

В качестве пассажиров летела группа офицеров 2-го бомбардировочного авиационного корпуса из 8 — 10 человек. Точное их число до сих пор неизвестно.

Несмотря на нелетную погоду, решили рискнуть.

Последующий ход событий можно лишь предполагать.

Аппарат, вынырнувший из облаков, зацепил крыльями… трубу овчарни!  Дело происходило, скорее всего, в темное время суток. Видимость оставляла желать лучшего. Летчики либо не заметили высотное сооружение, либо не успели среагировать.

И т.д. и т.п..
После прочтения таких формулировок в статье вопрос лишь один, но жирный: кофейная гуща или карты Таро?

0