Счёт «Мёртвой долины».
Четыре дня напряжённых боёв на Северском Донце в районе Голой Долины в середине июля 1943 года не принесли успеха ни одной из сторон. Противники истекали кровью, но не собирались уступать, отвечая атаками на атаки.
Бои на расстоянии вытянутой руки.
Воспоминания о противостоянии в районе Голой Долины писали не только немцы.
Вот как июльские бои выглядели в изложении командующего 8-й гвардейской армии генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова:
«19 июля с утра бои приобрели встречный характер. Противник непрерывно переходил в контратаки, поддерживаемые десятками танков. В 10 часов он бросил в контратаку против правого фланга 82-й гвардейской стрелковой дивизии со стороны Каменки пехотный полк в сопровождении 48 танков, а со стороны Сухой Каменки — полк пехоты с 50 танками.
Сначала последовал хотя и короткий, но мощный артиллерийский удар по позициям нашей дивизии. Затем над нею зависли немецкие бомбардировщики, и в боевые порядки устремились танковые клинья. Впереди шли мощные тяжёлые танки «Тигр». За ними следовали лёгкие танки и самоходные орудия. Под прикрытием этих броневых щитов поднялась в рост немецкая пехота. Танки рвались вперёд, к основному рубежу обороны, через мелкие траншеи. Им вслед из траншей в боковую броню летели гранаты, бутылки с горючей смесью, били противотанковые ружья. Строй сломался, клин притупился. Передовые танки достигли наших траншей. Их встретил орудийный огонь. Артиллеристы били прямой наводкой. Ближний бой, навязанный гвардейцами, лишал авиацию противника возможности сбрасывать бомбы и выходить на обстрел наших боевых порядков.
Схема боевых действий 79-й гв.сд в районе Голой Долины 18–19 июля 1943 года.
Не менее ожесточённые бои разгорелись в полосе 79-й гвардейской стрелковой дивизии. 20 июля дивизия овладела посёлком Голая Долина. Однако развить наступление не смогла. Подошли и были с ходу введены в бой противником части 17-й танковой дивизии, усиленные штурмовыми орудиями. Перед гвардейцами встала задача остановить бронированный клин врага, перемолоть его живую силу и технику. Это сражение не ошеломляло масштабами введённых сил — оно, конечно, было местного значения, но было ожесточённейшим. Голая Долина в войсках получила другое название — «Мёртвая долина».
Завязались ожесточённые бои в посёлке. По нескольку раз одни и те же строения переходили из рук в руки. Домов в посёлке не осталось. Под ударами танков рушились глинобитные стены. Переходили из рук в руки подвалы, печные остовы, груды кирпича. Вокруг посёлка Голая Долина было сожжено 30 танков противника, поле было устлано сотнями немецких трупов. Дорого обошлись врагу контратаки. Но мы тоже понесли тяжёлые потери. Много полегло тех, кто выдержал даже сталинградский ад».
Советская пехота в бою за Донбасс, лето 1943 года
Выбить немцев удалось, скорее всего, последней ночной атакой. На 24:00 Батюк назначил очередную попытку атаковать Голую Долину силами 220-го и 227-го гв.сп. В то же время 216-му гв.сп предписывалось оседлать высоту 199,5 и дорогу около неё.
Бои 22 июля обошлись 17-й тд в 24 ручных MG 34 и MG 42, два станковых MG 34, два миномёта, одну 20-мм зенитку Flak 38. Потери 333-й пд, которая продолжала нести основную тяжесть оборонительных боёв, за 22 июля составили 38 ручных и 27 станковых пулемётов всех марок, 11 миномётов калибра 50 мм и 81 мм, одно лёгкое пехотное орудие и две тяжёлых полевых гаубицы. Боевой состав двух полков 333-й пд, дравшихся в Голой Долине, сильно просел: так, в 679-м пп на 22 июля осталось семь офицеров и 326 солдат, а в 680-м мм — восемь офицеров и 299 солдат. Численность боеспособных танков 17-й тд уменьшилась до восьми «длинных» PzKpfw III, трёх PzKpfw III с 75-мм «окурками», девяти «длинных» PzKpfw IV, одного командирского танка и четырёх «Штугов».
Людские потери 17-й тд и 333-й пд за 20–22 июля составили 36 офицеров и 969 солдат и 35 офицеров и 602 солдат соответственно.
Война без резервов.
Выбить немцев из руин, на картах ещё обозначенных как село Голая Долина, ослабленным советским полкам не удалось. Утреннее донесение штаба дивизии сообщало, что группы пехоты двух атаковавших полков ведут бой с танками и автоматчиками противника на восточной окраине села.
Фото. Похороны генерала Батюка, 30 июля 1943 года. Позднее останки комдива перенесут в Сталинград, на Мамаев курган
Хотя 79-я гв.сд и не достигла поставленных целей, ей было чем по праву гордиться. Если в 1941–1942 годах подобный удар немецкой танковой дивизии, скорее всего, привёл бы к прорыву фронта и ликвидации плацдарма с катастрофическими последствиями для находившихся на нём войск, но теперь у немцев не получилось даже всерьёз потеснить «сталинградцев».
Отметим также, что Юго-Западный фронт генерал-полковника Р.Я. Малиновского не имел никакого превосходства перед 1-й танковой армией немцев. По состоянию на 1 августа 1943 года она насчитывала 242 000 человек. Учитывая, что потери немцев за период отражения советского наступления в июле составили 2736 убитыми, 11 157 ранеными и 2141 пропавшими без вести, то на начало боёв у фон Макензена под рукой было более 258 000 человек. Юго-Западный фронт отправил в бой 202 430 бойцов. Самое главное — в результате боёв 17-я и 23-я тд, а также 5-я панцергренадёрская дивизия СС «Викинг» так и не уехали помогать Манштейну в наступлении под Курском. Немалый вклад в это внесли бойцы и командиры 79-й гвардейской стрелковой дивизии.
Источники: Документы ЦАМО РФ (сайт «Память Народа»). Документы NARA (из коллекции А. Полищука). 21.12.2018 . Военное дело https://warspot.mirtesen.ru/blog/435127 … y-dolinyi»