Сделать стартовой Добавить в Избранное Постучать в аську Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. мы "заплатили" очень дорого... Из Пензенской области было призвано более 300 000 человек, не вернулось более 200 000 человек... Точных цифр до сих пор мы не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и невернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги памяти Пензенской области , других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесет данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, прославлял ратными подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничке книги памяти в Твиттер или в ВКонтакте.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч
05.11.1873-29.12.1954

http://pkg.museum-penza.ru/files/pkg/th_psdu907dkxm(1).jpg
http://pkg.museum-penza.ru/news/2015/11/5/22064786
http://artcyclopedia.ru/img/big/002170001.jpg
автопортрет http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
http://1.404content.com/1/CC/CE/428771579635173321/fullsize.jpeg
Вахрамеев А.И. Портрет Горюшкина-Сорокопудова И.С., 1900-е http://obiskusstve.com/3867303450548662 … n-silyich/
http://artcyclopedia.ru/img/big/002170005.jpg
автопортрет http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/6/b/b/c/b/6bbcb5b8acc2112ef77e90ab77322403_full.jpg
автопортрет. Источник http://www.topic.lt/miru_mir/67129-gorj … -1873.html

http://www.centre.smr.ru/win/artists/go … or-sor.htm
Судьба явно благоволила к нему. Он, художник, осевший в провинции, имел достаточно широкую известность. Рисунки и репродукции с его произведений, иллюстрации к романам А. Толстого «Князь Серебряный», П. Мельникова-Печерского «В лесах», к рассказам Г. Успенского «Неизлечимый», «На постоялом дворе» и другим, которые регулярно публиковались в самых популярных журналах тех лет «Нива», «Солнце России», «Столица и усадьба», приумножали славу их автора.
     Сегодня живописные и графические работы Горюшкина-Сорокопудова экспонируются в лучших музеях страны, но самое полное и многообразное собрание, свыше 150 произведений, находится в Пензенской картинной галерее. Именно здесь открыт небольшой мемориальный музей мастера, где представлены не только живописные и графические работы, но и личные вещи, фотографии, документы, а также мебель, выполненная, кстати, по его же эскизам. Кисть Горюшкина воспевает «преданья старины глубокой», Русь уходящую.
     Нелегкое детство досталось Ване Горюшкину. "Родился я 5 ноября, по старому стилю, 1873 года в селе Нащи Тамбовской губернии, в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина. Родителей своих я почти не помню. Воспитывали меня дальние родственники саратовские мещане Сорокопудовы", - читаем мы в автобиографии мастера. С малолетства познал он и жизнь "в людях", когда его отдали "на обучение" к купцу Кузьмину, и дикие нравы сиротского приюта, где он провел четыре года, и работу "мальчика при буфете" на пароходах, курсирующих от Саратова до Астрахани и вверх по Волге.
    У Ивана рано проявился интерес к рисованию да "малеванию". В свободное время он доставал из кармана блокнотик и делал в нем беглые наброски понравившихся сценок или пейзажей. Но о том, чтобы стать "всамделишним" художником, он и мечтать не смел.
    Случаю, однако, было угодно свести юношу с известным путешественником по Монголии, Китаю и Восточной Сибири доктором медицины П.Я. Пясецким. Увидев рисунки "буфетного мальчика", он посоветовал ему поступать учиться к астраханскому художнику П.А. Власову - ученику Перова и Чистякова, организовавшему в городе художественную студию. Вместе с Горюшкиным здесь занимались Б. Кустодиев, А. Вахрамеев, И. Елатонцев. Как опытный педагог Власов стремился не только дать своим питомцам основы академических знаний, но и привить любовь к работе с натуры. Именно это позволило юноше глубоко изучить провинциальный быт, узнать и запомнить выразительные типажи и характеры, житейскую обстановку.
    http://artcyclopedia.ru/img/big/002170023.jpg
Волжский пейзаж, 1902 http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
Становление Горюшкина как художника пришлось на конец XIX - начало XX веков, когда в изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре велись поиски новых форм выразительного и изобразительного языка. Не остался в стороне от этих поисков и Иван Силыч. Однако первооснову его творческого кредо составили реалистические традиции передвижничества. С ними его познакомила Астраханская рисовальная школа, а затем и Академия художеств, в которой он обучался в мастерской И. Е. Репина.
   http://artcyclopedia.ru/img/big/002170031.jpg
Зима, 1910 http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
Влияние репинского таланта сказалось в точности и конструктивности рисунка, пластической выразительности формы, в пристрастии к портрету и сюжетно-тематической композиции. Их связь не прекращалась и позднее. Горюшкин бережно хранил и часто показывал уже своим ученикам репинскую фотографию с надписью: "Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову. Илья Репин. 1913, 30 апр.". Память о своем великом учителе Горюшкин пронес через всю жизнь.
   http://mtdata.ru/u12/photoF782/20447340079-0/original.jpg#20447340079
Скрипач. 1902 http://vladimir71.mirtesen.ru/blog/4385 … rokopudov-(1873-1954
"Учеба в Академии проходила успешно, когда же пришло время выбирать мастерскую профессора-руководителя, я выбрал мастерскую известного баталиста и мастера бытового жанра П.О. Ковалевского", - вспоминал Иван Силыч. Правда, последние два года он уже занимался в мастерской И.Е. Репина вместе с Билибиным, Кустодиевым, Сомовым, Бродским, Сычковым и другими прославленными русскими живописцами. Пройдя сложный творческий путь, который в основном сформировался в 900-е годы, в своих полотнах Иван Силыч пронес любовь к русской истории, к патриархальному укладу народной жизни, яркому национальному характеру и красоте родной природы.
    Еще студентом, собирая материал для конкурсных работ, Горюшкин часто бывал в Угличе, Суздале, Ростове Великом, Астрахани и других старинных городах, где без устали писал монастыри и звонницы с монахами, многоцветные главы соборов и церквей. Ему даже выдали специальное свидетельство в канцелярии Академии, где значилось, что он "отправляется по России для художественных работ с натуры и снимания видов местностей".
    Привезенные из поездок этюды послужили в дальнейшем хорошим подспорьем для создания фундаментальных произведений. К наиболее ранним работам художника относятся исполненные еще в Академии художеств "Угличское дело 1591 года" и "На концерте в Павловске", дошедшая до нас в плохой сохранности, а также ряд офортов.
    Из этих поездок, которые продолжались и после окончания академии (1902), художник привозил массу этюдов, например "Углич. Купола". Многие из них послужили ему в дальнейшем для создания фундаментальных произведений. К их числу относится картина "Из культа прошлого", имевшая авторское название "Из века в век". Лучи жаркого полуденного солнца затопили старую звонницу, где мирно воркуют голуби, не пугаясь присутствия людей в черных монашеских одеждах. Неторопливо течет здесь жизнь. Зима сменяет осень, лето - весну. И так из века в век.
http://img11.nnm.ru/imagez/gallery/f/d/f/6/1/fdf614b1dd1410d10378bcf54f271ea0_full.jpg
Базарный день в старом городе http://www.topic.lt/miru_mir/67129-gorj … -1873.html
http://2.404content.com/1/B0/4A/428771594313664506/fullsize.jpeg
Божий суд http://obiskusstve.com/3867303450548662 … n-silyich/
    В это время он, как и многие русские художники начала века, обратился к изображению событий прошлого. В них он стремится к утверждению извечных народных традиций старины, противопоставляя их буржуазному отказу от национальной культуры. Свое представление о старинной жизни, воспевание ее эстетических идеалов, рожденных в народных традициях, Горюшкин черпает в различных сценах из времен Ивана Грозного и Бориса Годунова. Привлекательной стороной творчества художника становятся бытовые сюжеты, наделенные одушевленностью и теплотой, в которых человек в своих действиях органично связан с природой и ее состоянием. Таковы "Базарный день в старом городе", "Божий суд" или "Сцены из XVII столетия". Социально-исторические характеристики в этих ясных по замыслу композициях отступают на второй план, оставляя место живому ощущению происходящего, тонкой декоративности цветового богатства.
   http://artru.info/il/img.php?img=46938
Листопад (Журнал "Нива", 1911) http://artru.info/il/46938/ar/101/
Горюшкина-Сорокопудова особенно вдохновляли красочный патриархальный быт с его своеобразной неповторимостью, очарование русской природы, русского национального типа. Его увлекали зрелищность, декоративность, нарядность - все, в чем он видел проявление народного вкуса, народной эстетики. Широкую популярность принесли художнику жанровые произведения, синтетические по характеру образности, репродукции с которых в начале века регулярно публиковались в журналах "Нива", "Солнце России", "Столицы и усадьбы".
    Эти пленительно яркие, самобытные полотна, наполненные радостью бытия, глубоко прочувствованными национальными чертами, никого не оставляют равнодушными.
    Воспевая старую Русь, ее обряды, обычаи, Иван Силыч способствовал развитию интереса народа к истории и культуре.
    Романтический образ могучего воина, человека страстного темперамента, предстает перед нами в полотне "Князь Игорь". Его закутанная в горящий киноварью плащ фигура резко выделяется на фоне темно-изумрудной листвы, создавая мощный цветовой аккорд.
    http://artru.info/il/img.php?img=127
Поцелуй. 1910 http://artru.info/il/127/ar/101/
В декоративно-экспрессивном ключе решено и полотно "Поцелуй". Как и в предыдущей работе, художник показывает своих героев на фоне темной зелени сада, отчего еще ярче полыхают их одежды, освещенные лучами заходящего солнца. Порывистое движение влюбленных, слившихся в пылком поцелуе, как бы продолжается в контрастах света и цвета, в динамике линий, широкой живописной манере, где корпусный мазок темпераментно и уверенно лепит форму.
    В звонкой жизнерадостной красочности Горюшкин стремится найти художественный эквивалент национальному своеобразию русского быта XVII века. Им руководило желание правдиво передать богатство чистых красок, которое так характерно для материальной культуры Древней Руси.
    Позднее, переехав в 1908 году из Петербурга в Пензу, Горюшкин-Сорокопудов с тем же рвением колесил по губернским селам и городкам, внимательно присматриваясь к жизни и обычаям мордвы, татар, чувашей, изучал и зарисовывал их национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы основные его произведения: "Базарный день в старом городе", "Божий суд" и многие другие.
    Сюжет незаконченной картины "Божий суд" вероятнее всего навеян романом А. К. Толстого "Князь Серебряный", который художник иллюстрировал в 1908-1910-х годах. Однако здесь нет прямой аналогии с текстом. Автор стремится, скорее, передать само настроение, царящее перед схваткой. Шумит и волнуется люд московский. Зеваки, пожелавшие увидеть поединок, взобрались даже на крыши домов. На затянутом красным сукном помосте восседает царь в окружении бояр, стрельцов, рынд. Зычно читает царский указ дьяк в зеленом кафтане. Задумчив седобородый богатырь, прибывший на ристалище. Под стать хозяину могучий пегий жеребец, опустивший долу белоснежную гриву. Нетерпеливо рвется в бой рослый парень в распахнутой на груди кольчуге. Еще мгновение, и свершится "божий суд".
    http://artcyclopedia.ru/img/big/002170090.jpg
Старая Русь. 1910-е http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
http://data24.gallery.ru/albums/gallery/37059-6f22f-86218134-m750x740-ub3c7b.jpg
Освящение куличей. 1910 http://sinitza.gallery.ru/watch?ph=jNT-fZVre
Для Горюшкина культура средневековой Руси - это почва, на которой он обретает прочность душевную, откуда и черпает свое вдохновение. В мастерской Ивана Силыча хранились народные костюмы, одеяния священников, вооружение древних воинов. В них он не только обряжал натурщиков, но нередко примерял их сам. Наверное, делал он это, чтобы точнее почувствовать стиль эпохи и самого себя в ней. Сохранилась фотография, на которой художник запечатлен облаченным в боярский наряд. А одну из своих учениц, В.Д. Щёткину, он изобразил в образе средневековой дамы.
    В интонации программных картин Ивана Силыча слышатся отголоски поэзии Блока и Есенина, в которой навечно слились боль за нищую Россию и влюбленность в тоску ее ветровых песен. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Строки эти он часто повторял вслух, и угадывалось, что были они для него не только жемчужиной есенинской поэзии, но, вероятнее всего, выражением собственного жизненного кредо
    http://pkg.museum-penza.ru/files/pkg/th_nodr5mbbray(1).jpg
http://pkg.museum-penza.ru/news/2015/11/5/22064786
Неизменной движущей силой творчества Горюшкина была любовь к человеку, бережное отношение к личности, которое более всего проявилось в портретах современников, виртуозно написанных. К числу несомненных удач художника относится портрет матери жены (1904). Сам рано лишившийся материнской ласки, он решил создать образ спокойной, умиротворенной старости. Полотно написано в теплой оранжево-фиолетовой гамме, что придает ему особую эмоциональную приподнятость. Образ сидящей в кресле пожилой женщины в темной кружевной наколке, внимательно рассматривающей нас поверх стекол очков, полон внутреннего благородства.
    http://artru.info/il/img.php?img=39825
Портрет жены. 1904 http://artru.info/il/39825/ar/101/
http://artru.info/il/img.php?img=39827
Портрет К,П.Горюшкиной-Сорокопудовой http://artru.info/il/39827/ar/101/
Основной благодатной моделью женских образов служила художнику его жена - Клавдия Петровна. Чувством восхищения красотой веет от портрета 1904 года, на котором она изображена в светлом бальном платье на фоне цветов. Показательна для этого портрета и печать аристократизма, утонченности, отвечающая новым эстетическим устремлениям эпохи, стилистике модерна.
http://artcyclopedia.ru/img/big/002170063.jpg 
портрет Н.В, Мансыревой, 1915  http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
Те же черты характерны и для других женских портретов, например актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной, Н. В. Мансыревой. Облик молодой женщины, сидящей на террасе, исполнен грации. Надолго останавливает внимание ясный взгляд ее больших выразительных глаз. Обаяние портрета Мансыревой заключено в непредвзятости, простоте и одухотворенной красоте созданного художником образа, лишенного какого бы то ни было оттенка салонности и в то же время свободного от аскетизма передвижнической живописи.
    http://artcyclopedia.ru/img/big/002170069.jpg
портрет скульптора К.А.Клодта http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
Отказываясь, как правило, от заказных портретов, Горюшкин создал обширную галерею образов своих друзей, товарищей по работе. Среди них портреты преподавателя Пензенского художественного училища, скульптора Константина Александровича Клодта (1914), саранского живописца Федора Васильевича Сычкова (1920-е).
    Человеком огромной внутренней силы предстает перед нами и сам художник в автопортрете, написанном в 1910-х годах. Цепким, изучающим взглядом из-под насупленных бровей смотрит он на зрителей. Два десятилетия спустя Горюшкин вновь напишет свой портрет. Напишет почти на том же месте, в саду, на фоне дома. Но перед нами уже иной человек. Неумолимые годы наложили отпечаток на его лицо: покрылся глубокими морщинами высокий лоб, выбелилась борода и пышные усы, и даже взгляд из-за стекол очков стал мягче, мудрее. Но крепкая рука по-прежнему уверенно держит кисть. Иван Силыч не случайно ввел эту деталь в композицию. Творить для него значило жить. Даже в самые трудные годы лишений и гонений он продолжал работать. Сохранились картины, выполненные на написанных портретах и фанере, на оборотной стороне законченных произведений, рисунки, сделанные на грубой оберточной бумаге или плохом картоне.
    Мастерство художника проявляется в умении, использовании техники и материала - это насыщенный тон угля и итальянского карандаша в "Мужском портрете", на портрете скульптора К. А. Клодта. Матовая поверхность темперы в сочетании с бархатистостью цветовой пасты придают многим портретам особый колористический строй, помогающий раскрыть тот или иной обаятельный образ. В этом отношении изумителен "Портрет Н. В. Мансыревой".
http://artru.info/il/img.php?img=39834 
Плач Ярославны. 1907  http://artru.info/il/39834/ar/101/
Среди графических работ Горюшкина художественным мастерством и индивидуальным почерком выделяются офорты, гравированные с собственных живописных картин "Скрипач", "Плач Ярославны". По выразительности живых штрихов и линий, передающих характер и внутреннее состояние персонажей, светлой воздушной среды и настроения в целом, офорты "Портрет А. И. Куинджи", "Горе", "Иуда", "Баржи" стоят наряду с работами его учителя В. В. Матэ и занимают видное место в офортном искусстве 900-х годов.
http://1.404content.com/1/17/5C/428771568720807873/fullsize.jpeg
Зима  http://obiskusstve.com/3867303450548662 … n-silyich/
Поэтическую сторону творчества художника определяют в разное время написанные пейзажи. Он особенно любил зимние и весенние мотивы: голубоватый, сверкающий серебром иней ("Солнце на лето - зима на мороз"), деревенские домики и березы, утонувшие в сугробах ("Зима. Ивановка"), ручьи и проталины ("На родине пробудилась весна"), буйное и радостное возрождение природы ("Цветущие яблони").
    Художник неоднократно варьирует полюбившиеся сюжеты, возвращаясь к ним снова и снова, наполняя их новым настроением. Так, картины "Солнце на лето - зима на мороз", "Сцена из XVII столетия" и другие были написаны уже после революции. К 1930-м годам относится и чрезвычайно драматичный по своему звучанию эскиз "Упавшие колокола" - своеобразный реквием уходящей в прошлое, но такой близкой сердцу мастера патриархальной Руси.
    Большой этюд "Зима", в котором художник мастерски справляется с очень сложной задачей написать белое на белом, был выполнен в Ивановке, усадьбе, которую Горюшкин приобрел под Пензой, где проводил большую часть свободного от преподавательской работы времени.
    http://2.404content.com/1/09/3A/428771569476831170/fullsize.jpeg
плакат для журнала "Нива", 1909 http://obiskusstve.com/3867303450548662 … n-silyich/
Работая над историко-бытовыми сюжетами, Горюшкин не мог не запечатлеть волнующие события современности. По-новому взглянуть на жизнь его заставила первая русская революция. Ее события получили гражданский отклик в ряде живописных и графических работ художника. В серии рисунков и эскизов он показал баррикадные бои, убитых на улицах, разгром барской усадьбы и привоз арестованных в тюрьму.
    С неизменным сочувствием относясь к борьбе народа против царизма, Горюшкин-Сорокопудов в 1905 году принимал активное участие в издании нелегального журнала "Гамаюн". В 1906 году, под впечатлением разгрома первой русской революции, написана картина "Шлиссельбургская тюрьма". Ее вариант "Привезли арестантов" - относится к 1932 году.
http://artcyclopedia.ru/img/big/002170022.jpg
Великий князь Николай Николаевич на позициях, 1915   http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
http://artcyclopedia.ru/img/big/002170083.jpg
Сестра милосердия. 1910-е http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
http://data5.gallery.ru/albums/gallery/37059-0503e-79039448-m750x740-ufab87.jpg http://sinitza.gallery.ru/watch?ph=jNT-fvNVY
Другие темы и сюжеты он черпает в событиях первой мировой войны ("Сестра милосердия", "Пленных привезли").
    Советский период творчества Горюшкина-Сорокопудова отмечен появлением новых тем и героев, поиском соответствующих средств для их отображения. В композиции "Революция", используя символические приемы, он стремится показать движение народных масс навстречу Свободе и Просвещению.
http://artcyclopedia.ru/img/big/002170073.jpg
похороны В.И.Ленина 1930-е http://artcyclopedia.ru/goryushkin-soro … silych.htm
    В конце 1920-х годов одним из первых Горюшкин обратился к новой, остро звучащей тогда ленинской теме. Первые эскизы были связаны с символическим пониманием революции, когда рушится все, что связано со старым миром. Несколько позже в эскизах "Ленин вождь", "Выступление Ленина" намечается более глубокая связь вождя и народа, сюжеты приобретают реальный характер.
    Наиболее последовательное решение эта тема находит в серии работ "Похороны В. И. Ленина". Художник делает десятки вариантов, но картина так и остается незаконченной.
    Тем не менее автору удалось передать чувство невосполнимой утраты, охватившей народ, "вселенский плач". Пожалуй, никогда еще Горюшкин не брал столь гражданственную тему и не решал ее столь глубоко и убедительно.
   

Фото И.С.Горюшкина-Сорокопудова с учениками http://artru.info/il/ar/101/2/
http://artru.info/il/img.php?img=31044 http://artru.info/il/img.php?img=31043
http://artru.info/il/img.php?img=31042 с ученицей художницей Розой Александровной Давитьян
Известность Горюшкину-Сорокопудову принесли не только его произведения. Почти полвека посвятил он педагогической деятельности, взрастив и дав путевку в жизнь, в искусство сотням юношей и девушек. Многие питомцы Ивана Силыча по Пензенскому художественному училищу стали видными советскими мастерами. В годы Великой Отечественной войны, когда весь народ встал на защиту Родины, старый мастер был назначен директором художественного училища и картинной галереи. А в 1943 году за большие заслуги в деле воспитания молодых специалистов и в связи с семидесятилетием со дня рождения ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и вручен орден Трудового Красного Знамени.
    Последние годы жизни Ивана Силыча были трагическими. Он жил одиноко в забытой Богом Ивановке, отлученный от своих учеников теми, кто считал его художником, воспевающим прошлое и не понимающим советской действительности. В ночь с 30 на 31 декабря 1954 года Горюшкина не стало. Похоронили его в Пензе, на Митрофаниевском кладбище, недалеко от церкви, рядом с могилой его предшественника К.А. Савицкого, бывшего директора художественного училища.
    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/Gorushkin_memorial.JPG/800px-Gorushkin_memorial.JPG
--

В наши дни, творчество этого замечательного художника-реалиста остается по-прежнему близким и дорогим нам. Оно учит нас любить свою землю, свой народ, быть истинными патриотами своей страны.
    Долгие годы ученики и почитатели таланта Ивана Силыча мечтали о создании мемориального музея. В усадьбе художника это сделать было невозможно по многим причинам. И только в 1986 году такой музей открылся в здании Пензенской картинной галереи.

http://pkg.museum-penza.ru/news/2015/11/5/22064786
5 ноября День рождения выдающегося русского художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР, преподавателя Пензенского художественного училища И.С.Горюшкина-Сорокопудова.

5 ноября 2015 22:00
142 годна назад, 5 ноября 1873 г. родился наш земляк, выдающий русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, преподаватель Пензенского художественного училища ИВАН СИЛЫЧ-ГОРЮШКИН СОРОКОПУДОВ.
Имя Ивана Силовича Горюшкина-Сорокопудова тесно связано с Пензой. Здесь он жил с 1908 по 1954 год, преподавал в художественном училище, именно здесь были написаны лучшие его произведения. Многие музеи страны имеют работы художника. Но самым полным собранием располагает лишь Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого, насчитывающая в своих фондах более ста шестидесяти картин, акварелей, офортов и рисунков.

В историю русского и советского И.С. Горюшкин-Сорокопудов вошел как мастер портрета и историко-бытовой картины. Его лучшие произведения стоят в одном ряду с прославленными историческими полотнами С.В. Иванова и А.П. Рябушкина. Не ставя перед собой задачи изображения социальных конфликтов подобно Сурикову и Репину, Горюшкин останавливается на своеобразии бытового уклада прошлого, сосредотачивает все свое внимание на эмоционально – красочной и декоративной стороне художественного образа. Неизменной движущей силой его творчества была любовь к человеку, бережное отношение к человеческой личности.

Большое внимание Горюшкин уделял педагогической деятельности. Вклад художника в становление Пензенской художественной школы трудно переоценить. Именно он вместе с известнейшими русскими художниками Н.Ф. Петровым, А.И. Вахромеевым, А.Ф. Афанасьевым продолжал в училище лучшие традиции русской реалистической школы, заложенные К.А. Савицкого. Ученик И.Е. Репина, он требовал от студентов грамотного, вдумчивого отношения к работе, боролся против формализма, требуя искренности и мастерства. Его ученики работали по всей стране.

В Государственном архиве Пензенской области сохранились воспоминания некоторых из них. Например, Куликов В.В., преподававший в ПХУ с 1910 по 1916 год писал:
«Горюшкин–Сорокопудов Иван Силович в мое время мужчина средних лет, энергичный, хорошо владел рисунком. При проверке рисунка использовал остроточенный уголек, кончик ломал. А затем, начиная от макушки головы до подошвы ступни, проводил живую линию и фигура оживала и при том говорил: «Нужно добросовестно изучать окружающий нас мир. Природу, выводить из нее законы и ими руководствоваться в своей работе». С большой любовью Иван Силович вспоминал о своем учителе И.Е. Репине и ставил его в пример. Говорил, что свыше 12 лет Репин собирал исторический материал для «Запорожцев», трижды ездил в Запорожье и на Кубань, выискивал среди потомков своих героев необходимые типы. Упоминал так же о непревзойденных по глубине психологических характерах выполненных Репиным портретов Толстого, Сеченова, Мусоргского и др. Каждый субботний вечер Иван Силович проводил занятия с желающими учащимися по офорту и имел в этом деле большой успех».

Другой ученик, Преображенский Б.В. в своих воспоминаниях о пребывании в ПХУ с 1927 по 1932 г.г. писал:
«На третьем курсе мы пришли к И.С. Горюшкину-Сорокопудову. Его мастерская на третьем этаже, окнами выходила во двор. Мы начали писать обнаженную натуру. Основным натурщиком был Саша, у него прозвище было «Лебедь». Он был немного тронутым и любил танцевать умирающего лебедя. Отсюда и прозвище, так его все и звали Саша-Лебедь. Наш актовый зал закрыт, там Иван Силович пишет огромный портрет Л. Толстого для торжественного заседания в Городском театре. По окончанию работы «Силыч», как мы его называли между собой, пустил нас в зал и мы увидели на огромном белом полотне сверкающий взгляд великого писателя. Иван Силович был ярким представителем нашей русской интеллигенции конца XIX века, но внешний вид сразу выделял его среди окружающих людей. За внешней суровостью ощущалась большая сила и скромность. Его можно было сравнить со скалой. Если он брал в руки уголь, то выбирал самый большой и толстый (мы сами его делали – обжигали в песке иву и орех). Поправляя рисунок на холсте, проводил линию сверху донизу, уголь с треском разлетался от его сильного нажима. Поправляя живопись, выбирал самую широкую кисть и смелым широким мазком старался показать ученику – как надо. Жил он в деревне Ивановка, неподалеку от Пензы и ребята группами часто ходили к нему. Это было целое событие, чтобы он позвал к себе. Мне тоже приходилось с товарищами бывать в Ивановке. Все поражало: забор, окружающий небольшой цветник у дома с высокими кольями, на которых висели старые конские черепа с таинственными черными глазницами. Осторожно снимаем грязные ботинки, т.к. знали, что Клавдия Петровна (жена художника) не любит когда затопчут ей ее чистые половики, расстеленные по вымытому полу. Сразу поразят вас старинные иконы, лампады. Уютный голос хозяйки приглашает нас к столу, и мы чинно рассаживаемся, предварительно осторожно передав Ивану Силовичу принесенную водку. После еды идем в мастерскую. Все кругом в картинах, некоторые недавно законченные, другие в работе и это все мы смотрим, благоговея перед талантом нашего любимого учителя. С осени 1930-го года училище переживает большие перемены. Новое начальство (Халтурин) на смену Н.Ф. Петрову, уволили Горюшкина-Сорокопудова, он видимо не сошелся с новыми начальниками, т.к. был прямолинейным и мог быть резок ».

Смирнова А.И. вспоминает о работе с И.С. Горюшкиным – Сорокопудовым с 1934 по 1954 в ПХУ:
«Иван Силович в первый год войны выделил для учащихся часть своего урожая картофеля и квашенной капусты с помидорами, чтобы они не голодали. Выделил часть своей земли под посев картофеля и других овощей. Картошку, выращенную у Горюшкина, любовно называли «сорокопудовка». Несколько раз училище собирались закрыть, а здание занять под нужды города, но Горюшкин сразу поставил вопрос об этом перед Москвой и закрывать училище запретили. В училище было принято, все выпускники после выпускного вечера шли пешком в усадьбу Горюшкина. Разводили традиционный костер, кипятили чай, пеклась картошка. Из погреба доставались огурцы, помидоры. Затем шли в летнюю мастерскую, фотографировались, смотрели работы. Любил Иван Силович во время работы читать вслух стихи, особенно Есенина».

Валукин М.Е.писал: «Познакомился я с Горюшкиным в ноябре 1937 г. и потом вместе работали более 15 лет. Бритая голова, острый взгляд колючих глаз из-под нахмуренных бровей, острая бородка, подкрученные желтые прокуренные усы. Высокие сапоги, галифе, темная толстовка с поясом. Держался прямо, с достоинством, вид имел сердитый. Походка размеренно-неторопливая. Скорости никогда не менял, чтобы не случилось. На уроках был строг, требователен. Не терпел расхлябанности, нерадивости, кривлянья. Любил приводить фразу П.П. Чистякова: « Если есть талант, лет через 50 разовьется». Был реалистом и в искусстве и в жизни, но немножко отдавал дань мистике в чисто внешних формах. Так над входом в беседку вешал лошадиный череп. На указательном пальце перстень – с черепом. Запонки тоже с черепом. Но это чисто внешнее. Когда заходила речь о его художественных симпатиях, говорил, что он поклонник Брюллова. В доме были маленькие иконы. Был горд, характер колючий, с людьми сходился нелегко. К одним, кого знал хорошо, был добр, приветлив, к другим лишь вежливо снисходителен, третьим мог сказать: «Меня просили вас терпеть. Я терплю, что вам еще нужно?». Четвертых откровенно не уважал и награждал весьма нелестными кличками. Табак выращивал и обрабатывал сам. Жена Клавдия Петровна, тоже курила. У обоих были длинные самодельные мундштуки из бузины. А пепельницей ему служила теменная часть черепа. Всем говорил «Вы» и лишь в знак особого расположения «ты». С людьми, стоящими ниже его, соблюдал дистанцию. Конюху, который возил его лет десять, руки не подавал и говорил ему «ты»».
Жизнь и творчество Горюшкина – Сорокопудова художника и педагога являются наглядным примером беззаветного служения искусству. Почти полвека посвятил он педагогической деятельности, взрастив и дав путевку в жизнь, в искусство сотням юношей и девушек. Последние годы жизни Ивана Силлвича были трагическими. Он жил одиноко в забытой Богом Ивановке, отлученный от своих учеников теми, кто считал его художником, воспевающим прошлое и не понимающим советской действительности. В ночь с 30 на 31 декабря 1954 года Горюшкина не стало. Похоронили его в Пензе, на Митрофаниевском кладбище, недалеко от церкви, рядом с могилой его предшественника К.А. Савицкого, бывшего директора художественного училища. В наши дни, творчество этого замечательного художника-реалиста остается по-прежнему близким и дорогим нам. Оно учит нас любить свою землю, свой народ, быть истинными патриотами своей страны.

Не хватает информации, в каком селе Ивановка Пензенской области жил Иван Силыч (какого района)

+1

2

В с. Нащи (Елатомский уезд Тамбовской губ., ныне Рязанская обл.) родился Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (27.11.1873–29.12.1954), художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Умер в с. Ивановка (Пензенская обл.).
Рузаева, В. В. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч [Текст] // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 138 : фот.1876 г.

Источник: http://www.tambovlib.ru/?id=tambovlib.d … ;tpl=print


О с.Нащи в Википедии.

0

3

простомария написал(а):

Жил он в деревне Ивановка, неподалеку от Пензы и ребята группами часто ходили к нему.

Если ориентироваться на эти слова, то это либо Ивановка Кондольского, либо Мокшанского, либо Терновского р-нов (названия р-нов по состоянию на период ВОВ).

Ближайшие Ивановки - Константиновский и Лебедевский с/с Терновского р-на.

Вот и удача, но удача с подковыркой!

Горюшкин-Сорокопудов Иван Селантьевич родился 5.11.1873 году в с. Ивановка Пензенского уезда (ныне Пензенский район) – живописец, график, автор исторических и жанровых картин, портретов и пейзажей. Делал иллюстрации к произведениям русских писателей: П.И.Мельникова – «В лесах», Константина Толстого – «Князь серебряный» и другие. В Пензенской картинной галерее хранятся около 200 его произведений. В с. Ивановка Пензенского района в своей мастерской он проработал более 40 лет.

Источник: http://mr8488.penza.msu-russia.ru/789.html


Ну, что ж, бывает, ошибаемся. Кому-то захотелось, чтобы Иван Силыч не только жил, но и родился в Пензенском регионе.
Нужно проверять информацию, т.к. источник, конечно, сомнительный.

В Кондольском р-не:  д.Ивановка Кондольского с/с в 1966г. включена в состав с.Кондоль, п.Ивановка Князевского с/с включен в состав с.Веселополье, п.Ивановка Марьевского с/с прекратил своё существование между 1959 и 1970гг.  - http://www.suslony.ru/Penzagebiet/Kondol.htm .

Более других из-за близости к Пензе подходит Ивановка Вокресеновского (ранее Лебедевского) с/с ( http://www.pnzreg.ru/files/penza.ru/abo … tr2015.pdf ) - см. под №4 на Яндекс.Карте. Местоположение п.Ивановка ранее Константиновского с/с не нашёл.

0

4

http://sf.uploads.ru/t/ZAbP4.jpg
преподавательский состав училища, 1936г. В центре Горюшкин-Сорокопудов И.С., Владимиров И.В.
Фото со страницы Ивана Васильевича Владимирова http://moypolk.ru/soldiers/vladimirov-ivan-vasilevich-0

см. также Турищев Алексей Сергеевич

0

5

Киналь А.В., Вазерова А.Г., Королева Л.А. Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого (1940-е гг.) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46512 (дата обращения: 31.08.2016).

Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого – одно из старейших художественных учебных заведений России. Основано на средства генерал-лейтенанта Н.Д. Селиверстова: «…в память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю городу Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию книг и картин на предмет учреждения рисовальной школы…» [1].
С 1918 г. начинается период многочисленных реорганизаций и переименований. Этот процесс сопровождался не только гонением на педагогов – сторонников реалистического искусства, но и уничтожением богатой учебной базы. Только в 1936 г. училище получает современное название и возвращается к традициям русской художественной школы. В годы Великой Отечественной войны училище возглавляет И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Он укрепляет авторитет училища, преподавание ведется на высоком уровне. В 1955 г. училищу присвоено имя К.А. Савицкого.
В справке о состоянии ПХУ за 1947 г. указывалось, что всего в училище обучалось 237 человек, из них жителей Пензенской области – 64 чел., 41 – городских и 23 – сельских жителей.
В 1944 г. в Пензенском художественном училище было 19 штатных единиц, в 1945 – 21. Директором училища был И.С. Горюшкин-Сорокопудов, его заместителем – М.Е. Валукин. В своих воспоминаниях И.С. Горюшкин-Сорокопудов писал, что дореволюционный период истории художественного училища отличался стройностью и серьезностью постановки учебного процесса, после Октябрьской революции начался тот развал и безобразие, которые носили характер вандализма [2].
Необходимо отметить, что училище не прекращало свою работу и в годы Великой Отечественной войны, за период 1942-1945 гг. выпустило 38 специалистов. На фронтах Отечественной войны сражались за Родину свыше 200 учащихся и преподавателей училища.
И.С. Горюшкин-Сорокопудов сыграл огромную роль в жизни Пензенского художественного училища. С его помощью с 1936 г. начал восстанавливаться нормальный учебный процесс. С конца 1930-х гг. как живописец И.С. Горюшкин-Сорокопудов работал в основном над небольшими пейзажами. У него ухудшалось зрение, и все силы он посвятил педагогической работе.
Пензенское художественное училище с 1936 г. входило в систему комитета по делам Искусств при СНК РСФСР и состояло в непосредственном ведении Отдела искусств Пензенского облисполкома.
В трудные послевоенные годы И.С. Горюшкин боролся за то, чтобы из стен училища выходили хорошо подготовленные специалисты – учителя рисования, театральные декораторы, скульпторы, способные творчески работать. В 1947 г. он сдал пост директора, но продолжал вести большую общественную работу – его избрали депутатом городского Совета, к тому же он был неизменным членом всех областных выставочных комитетов. Не бросал И.С. Горюшкин-Сорокопудов и педагогическую работу – он регулярно приезжал в училище, обходил мастерские старшекурсников, консультировал дипломников, участвовал в просмотрах отчетных выставок.
С 15 ноября 1945 г. при ПХУ существовала Детская художественная школа. Занятия в ней начались 16 ноября 1945 г. Из-за отсутствия специальной мастерской занятия проводились в кабинете директора училища. Были даны объявления по радио, в газету «Сталинское знамя», в сентябре преподаватели – специалисты посещали общеобразовательные школы и выявляли на месте одаренных детей. Занятия проводились в две смены. Было принято 49 человек [3].

Пензенское художественное училище имело три отделения:
Художественно-педагогическое отделение и готовило преподавателей  ИЗО и черчения для средних школ;
Театрально-декоративное отделение, готовило декораторов межрайонных театров, клубов, дворцов культуры;
Скульптурное отделение – художников-скульпторов средней квалификации.
Срок обучения 5 лет.

В архиве Пензенской области мы обнаружили список преподавателей Пензенского художественного училища с указанием образования:
«Постнов Алексей Иванович, закончил Ленинградский Высший Художественный институт. Вел живопись и композицию.
Краснов Никита Карпович, также закончил Ленинградский Высший Художественный институт.
Вавилин Алексей Григорьевич учился там же.
Бурдин Омар Бадреевич. Пензенский художественный техникум. Преподавал рисунок.
Котельникова Ольга Петровна. Четыре класса Саратовского художественного училища, так же Высшие государственные художественные мастерские. Преподавала методику.
Ульянов Александр Алексеевич, закончил ПХУ в 1915 г. преподавал черчение и методику черчения.
Смирнова Александра Ивановна, получила образование в Московском государственном педагогическом институте. Преподавала педагогику и историю СССР.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч, питерская Академия Художеств. Преподавал живопись и рисунок.
Валукин Михаил Емельянович, московский Институт изобразительных искусств. Преподавал рисунок» [4].
Сотрудники и преподаватели Пензенского художественного училища предоставлялись к различным наградам.

Отметим, что в отличие от других учебных заведений кадровой проблемы перед Художественным училищем в послевоенные годы не стояло.
Ежемесячно училище предоставляло информацию о работе по повышению политического уровня и деловой квалификации работников Пензенского художественного училища.
В октябре 1946 г. руководству Пензенского художественного училища было приказано принять на  1 курс обратно 60 бывших учащихся, демобилизованных из рядов Красной Армии.
В объяснительной записке по годовому бухгалтерскому отчету Пензенского художественного училища за 1945 г. указывалось: «Среднегодовой контингент учащихся – 126 человек, по плану 127. По штату сотрудников (преподавателей) – 16 единиц вместо 19. Подсобное хозяйство: училище эксплуатировало участок земли 2 га под сельскохозяйственные культуры. Вспашка земли лошадью. Прополка и посадка служащими и учащимися. Полученный урожай – картофель – на дополнительное питание учащихся. Лошадь – кобыла «Манька» [5].

В первое полугодие 1947-1948 учебного года было укомплектовано 16 групп с числом учащихся 237 человек.

В отчете Пензенского художественного училища за 1947-1948 учебный год указывались такие цифры:
1 курс – 50 студентов;
2 курс – 45 студентов;
3 курс – 47 студентов;
4 курс – 44 студента;
5 курс – 48; всего – 237 [6].

Ежегодно в июне в училище проводилась защита дипломных работ учащимися живописно-педагогического, театрально-декоративного и скульптурного отделения. В 1949 г. живописно-педагогическое и театрально-педагогическое отделение переименовали в творческое и декоративное.

Подводя итог анализу деятельности данного образовательного учреждения  и его роли в культурной жизни в послевоенный период, отметим, что  руководство и преподаватели Пензенского художественного училища внесли заметный вклад в развитие культуры области и в повышение образовательного и культурного уровня ее жителей. Пензенское художественное училище славилось по всей стране. Из его стен вышли многие именитые советские художники. Значительную роль в послевоенном развитии училища сыграл, несмотря на преклонный возраст, И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Преподаватели училища не только занимались учебным процессом, но и продолжали заниматься творчеством, их работы тех лет находятся в настоящее время в картинной галерее им. К.А. Савицкого. Несмотря на тяжелые в экономическом отношении послевоенные годы, власти поддерживали и развивали систему образовательных учреждений культуры области [7].

Библиографический список
ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 47. Л. 27.
Горюшкин-Сорокопудов И.С. Мои грустные воспоминания о деятельности ПХУ // ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4а. Л. 1-2.
ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 65. Л. 38.
ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 91. Л. 11-17.
ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 43. Л. 77-79.
ГАПО. Ф. 2355.Оп. 1. Д. 86а. Л.10-11.
Вазерова А.Г. Страницы из истории культуры Пензенской области в послевоенный период (1945-1953 гг.). Пенза: ПГУАС, 2011.

Отредактировано простомария (2016-08-31 15:08:03)

0